Понять природу кластеров, образующих комплекс интеллигентности, нетрудно, если сосредоточить внимание на категориях, которые в пирамиде Маслоу[1] расположены на третьем, четвертом и пятом уровнях. Это социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.
Для того, чтобы социальные потребности были удовлетворены, человеку нужно быть способным соответствовать требованиям среды, предъявляемым ему в виде морально-нравственных норм, существующих традиций, установленных правил, действующих законов и т.п. Для этого он должен определиться, какие традиции соблюдать, а какие нет, какие правила выполнять, а какие игнорировать и т.д. Для этого ему нужно определиться, с какими группами взаимодействовать, а с какими нет. А, прежде чем определиться с группами, нужно определиться со своими ценностями и предпочтениями. Т.е., сплошное самоопределение. Поэтому условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, назовем самоопределением.
Самоопределение, как условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, прежде всего, касается системы ценностей человека, поскольку от нее, зависит наше подсознание. Все многообразие ценностей человека условно можно разбить на две категории. В первую входят ценности, которые приносят удовлетворение через других людей и совместно с другими людьми, ко второй относятся те, которые доставляют удовлетворение непосредственно человеку. Таким образом, самоопределение, прежде всего, предполагает поиск человеком ответа на вопрос, какая из двух позиций для него более предпочтительна. Жить вместе с другими людьми, получая удовлетворение от взаимопонимания, сотрудничества и любви, или жить в относительном одиночестве и для себя. Выбор первого варианта будем называть социоцентрическим, второго – эгоцентрическим самоопределением.
Качества личности, способствующие социоцентрическому самоопределению, образуют кластер патриотизма, эгоцентрическому — кластер прагматизма.
Кластер патриотизма образуют альтруизм, бережливость, бескорыстие, чувство благодарности, благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, патриотизм, преданность, приветливость, радушие, самоотверженность, соборность, чувство сопричастности, чувство сострадания, справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость и др.
Для удовлетворения потребности в уважении, как минимум, нужно правильно себя позиционировать. Выбор правильной позиции сопровождается самооценкой. Если она соответствует действительности, шансов на уважение у человека больше, если не соответствует – меньше. Правильная самооценка помогает выбрать подобающий в той или иной ситуации и в том или ином окружении стиль поведения. Условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, назовем самоидентификацией.
Самоидентификация, как условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, может быть перспективной и бесперспективной. К перспективной относится идентификация, следствием которой является повышение самооценки и оценок человека со стороны окружающих, к бесперспективной – понижение. Соответственно, чтобы самоидентификация оказалась перспективной, она должна быть адекватной, при неадекватной самоидентификации, — т.е. при завышенной или заниженной самооценке, — она заведомо бесперспективна. Таким образом, самоидентификация может быть адекватной или неадекватной.
Качества личности, способствующие адекватной самоидентификации, образуют кластер порядочности, неадекватной — кластер порочности.
Кластер порядочности образуют автономия, адекватность, аккуратность, наличие воли, воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, чувство достоинства, духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, порядочность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, наличие чести, честность и др.
Самоактуализация – особая категория потребностей. Прежде всего, ее особенность заключается в том, что о ее существовании в большинстве своем люди либо не подозревают, либо ее наличие не осознают, а, если и осознают, то относятся к ней с недостаточной степенью уважения. В результате, — и в этом ее вторая особенность, — потребность в самоактуализации уступает свое место потребностям более низких порядков и больше о своем существовании не напоминает. Поэтому, истинное наслаждение, испытываемое от удовлетворения этой потребности, знакомо не всем. Процесс, обеспечивающий удовлетворение этой потребности, и его результат назовем самореализацией.
Самореализация может либо иметь место, либо не иметь. В первом случае будем называть ее конструктивной, поскольку процесс удовлетворения связанной с ней потребности сопровождается и завершается полезными для человека и общества состояниями типа вдохновения, творческого подъема, радости, т.е. происходит самоактуализация личности. Если же самоактуализации не происходит, такая самореализация является деструктивной, поскольку ни человеку, ни обществу пользы от нее нет.
Качества личности, способствующие конструктивной самореализации, образуют кластер профессионализма, деструктивной — кластер паразитизма.
Кластер профессионализма образуют активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, наличие культуры, любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, профессионализм, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, наличие таланта, творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, наличие ума, целеустремленность, наличие эрудиции, чувство юмора и др.
Частично вышеизложенные соображения нашли отражение в следующей схеме:
______________________
1. Кремнев Д. Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой?
«Чтобы кого-то воспитать, нужно знать, кого именно мы хотим воспитать. У нас, к сожалению, на официальном уровне, кроме каких-то расплывчатых фраз про гармоническую личность, ничего не говорится. Единственное четко очерченное слово (в стратегии. — «Газета.Ru») — это патриотизм. Но этого совсем недостаточно» (Смирнов Д. Стратегическое воспитание).
«Попытки бороться с серьезнейшими социальными проблемами только экономическими методами – близорукость непростительная и непрофессионально даже с точки зрения науки управления. <...> Сейчас для решения этих задач главным образом необходимо активнейшим образом формировать в умах и сердцах лучших черт, свойственных нашему народу: достоинства, благородства, великодушия, терпимости, сочувствия, трудолюбия, интеллигентности, взаимопомощи, здорового патриотизма и т.д.» (о. Николай Литургин «Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение»).
«… современный интеллигент — это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинства, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, умеющий и стремящийся трудиться на высоком профессиональном уровне, сохраняющий активную гражданскую позицию» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).
«Тот факт, что участники опроса рассуждают об интеллигенции преимущественно в категориях личностных качеств, говорит о том, что они не воспринимают ее как целостную общественную группу, включенную в социальный или экономический процесс и способную к выражению консолидированной точки зрения по поводу групповых или общественных интересов. С другой стороны, разговор в категориях качеств может быть свидетельством общественного запроса на соответствующие образцы, функция создания которых вменяется интеллигенции» (Климова С. Интеллигенция глазами народа).
«Проблема качественной определенности человека была и остается центральной проблемой философии. Это объясняется тем, что качества, рассматриваются не только как сущности, тождественные наличному общественному и персоналистическому бытию человека, но и выступают постоянно актуализируемой стратегией их дальнейшего развития, поэтому качества человека рассматриваются самым важным «ресурсом человечества»» (Келеман Л.А. Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире).
«Чтобы понять дух и план древнерусского воспитания, надобно на минуту отрешиться от того, как мы теперь понимаем содержание и цели общего образования. По нашему привычному представлению, общее образование слагается из некоторых научных знаний и житейских правил – из знаний, подготовляющих ум к пониманию жизни и к усвоению избранного или доставшегося житейского занятия, ремесла, и из правил, образующих сердце и волю, уменье жить с людьми и действовать на всяком поприще. <...>
В древнерусском воспитании все это было поставлено значительно иначе. Главное внимание педагогии обращено было в другую сторону – на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное– учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси» (Ключевский В.О. Два воспитания).
«Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов в систему школьного образования определяет новые требования к учащемуся, который становится активным субъектом своей жизнедеятельности. В современной науке изучение феномена субъекта образования базируется на личностных качествах индивида. Таким качеством в данной статье будет
выступать субъектность. В связи с этим возникает потребность в определении уровня сформированности субъектности учащихся в процессе обучения в школе. Отметим, что субъектность как главное качество индивида включает совокупность свойств (мотивированность, ответственность, самоконтроль и др.), необходимых для развития полноценной личности. В ходе работы исследован феномен субъектности в призме категории субъекта. Субъектность – это часть субъекта. Следовательно, инвариантной основой развития субъектности учащихся всех возрастов является учебная деятельность. Необходимо отметить, что субъектность как обязательное условие развития школьника не может быть навязана извне, она формируется постепенно. Субъектность начинает формироваться под внешними воздействиями, которые вместе с тем не являются определяющими. Внешние воздействия – специально организованная деятельность педагога, работающего с учениками, через преобразованное содержание учебного материала. В нем учитель и ученик выполняют равноправные роли субъектов в процессе обучения. Следовательно, субъектность – это личностное свойство человека, раскрывающее сущность человеческого способа бытия. Субъектность заключается в осознанном и деятельном отношении к миру и определения себя в нем как личности» (Гусакова М.А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики // journals.uspu.ru).
«Только через реализацию гуманистической методологии мы можем сформировать педагогические модели реализации миссии современного университета — воспитания студентов как носителей общей и профессиональной культуры, ответственных и достойных членов общества, воспитания в процессе профессиональной подготовки Человека, Гражданина и Профессионала. Эти качества — качества интеллектуала, ответственного профессионала, патриота, тонко чувствующего гармонию окружающего мира и старающегося ее сохранить, — объединяются в понятии интеллигентности» (Фунтикова Н.В. Обоснование целостности структуры интеллигентности как интегративного качества личности в контексте задач воспитания интеллигентности у студентов университета).
«Социально-педагогические (интегрирующие) условия эффективного субъектно-ориентированного педагогического процесса, направленного на воспитание у студентов качеств интеллигентного человека, учитывая интегративный характер культуры как пространства, в котором развивается гуманистически ориентированные высшее образование, и интеллигентности как качества личности, представлены в нашем исследовании необходимостью формирования культурно-образовательного пространства, ориентированного на воспитание в процессе профессиональной подготовки интеллигентности как интегративного качества личности, на воспитание Человека, Гражданина, Профессионала» (Фунтикова Н.В. Педагогические условия воспитания интеллигентности у студентов университета).