Почему не каждый человек становится интеллигентным?

К сожалению, негативное отношения к интеллигентам и интеллигенции нередко распространяется на людей интеллигентных, что влечет за собой несправедливое отношение к интеллигентности и способствует распространению хамства[1].

Этот замкнутый круг не столь безобиден, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что Россия — единственная страна в мире, в которой тратятся огромные средства на то, чтобы увеличивающаяся с каждым годом образованная часть населения была вынуждена избегать состояния психического дискомфорта, вызванного столкновением в ее сознании конфликтующих представлений, неимоверно высокой ценой — изменой самим себе, своим идеалам, идеалам своих предков. А также, своему предназначению и призванию.

Вот, как это происходит:

В каждом ребенке с детства воспитывается любовь (уважение) к знаниям (книге, учебе). Каждому подростку предоставляется возможность получить общее или профессиональное среднее образование. Многие юноши и девушки, закончившие средние учебные заведения, продолжают учебу в ВУЗах. Весь этот промежуток своей биографии человек живет, условно говоря, под лозунгом «Знание — сила!».

Однако, закончив высшие учебные заведения, образованные люди формально становятся представителями интеллигенции[2]. Рано или поздно перед каждым из них возникает вопрос, что такое интеллигенция и какое отношение он к ней имеет. При попытке найти на него ответ, оказывается, что, согласно доминирующему в социуме убеждению, быть интеллигентом[3], живущим под лозунгом «Знание — сила!», мягко говоря, глупо и смешно.

Вернемся к упомянутому состоянию психического дискомфорта, называемому когнитивным диссонансом.

«Диссонанс может появиться по различным причинам:

      • из-за логического несоответствия;
      • по причине культурных обычаев;
      • в том случае, если индивидуальное мнение не входит в состав более широкого мнения;
      • из-за несоответствия прошлого опыта относительно настоящей ситуации»[4].

Любая из перечисленных причин представляют собой реальную угрозу психическому состоянию каждому дипломированному специалисту при его попытке идентифицировать себя с интеллигенцией.

Чтобы избежать конфликта внутри себя, образованная часть нашего общества изобрела, успешно использует и готова предложить каждому молодому человеку, пополняющему ее ряды, один из трех вариантов:

1. Повторить «подвиг» Иуды, превратившись в интеллигентофоба[5], и
а) считать и называть себя просто профессионалом, специалистом, мастером своего дела и т.п., придерживаясь «идеологии» мещанства[6];
б) идентифицировать себя с западными интеллектуалами[7].

2. Вообще на эту тему не заморачиваться, жить по принципу «меньше знаешь — крепче спишь», как живет бо́льшая часть современной образованщины[8];

3. Стать интеллигентным человеком и своим примером показать отличие носителя интеллигентности (см. рис.) от представителя интеллигенции.

Третий вариант самый сложный, но только он может помочь избежать не только когнитивного диссонанса, но и многих других личностных и социальных потрясений.

Сложность его заключается в том, что в большинстве своем мы, имея смутные представления об интеллигентности и ее составляющих, во избежание психического дискомфорта предпочитаем не конфликтовать с окружающим социумом и живем, как все. Но у нашего общества очень непростая история, поэтому в нем можно встретить проявление самых разных убеждений о том, что хорошо и, что плохо.

Мы постоянно выбираем тот или иной вариант поведения, ориентируясь на предпочтения большинства или навязываемых средствами массовой информации стереотипов. С одной стороны, мнение других людей игнорировать нельзя, а, с другой, нельзя забывать, что люди способны заблуждаться даже в масштабах государства, как это было, например, в нацистской Германии.

И лишь такие качества интеллигентного человека, как разумность, свободолюбие, автономия, субъектность, ответственность и др. способны уберечь его от негативного влияния несовершенной среды. Взрослый человек, воспитанный в хорошей семье, прочитавший в свое время правильные книжки и т.д., может этими качествами обладать. А как быть с детьми, предпочитающими вместо чтения книг проводить время в Интернете, родители которых не хотят или не имеют возможности уделять своему ребенку должного внимания?

Да, надежды только на школу. Но!

Ни один из документов[9], которыми руководствуется сегодня школа в своей воспитательной работе, понятия «интеллигенция» и его производных не содержит. С одной стороны, это хорошо, иначе уже через год все выпускники школ были бы торжественно объявлены интеллигентными людьми. А, с другой, — как было сказано ранее, — обходя это понятие, мы создаем условия, для психологического дискомфорта в национальном масштабе. 

В некоторых из названных документов есть такая формулировка: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Из нее следует, что понятие «современный национальный воспитательный идеал» тождественно понятию «интеллигентный человек», а также, что перед школой фактически ставится задача воспитания интеллигентного человека.

Так, может, аплодисменты, занавес и до новых встреч? Увы!

Не достигнет школа национального идеала, пока не повернется лицом к наследию русской интеллигенции и не спровоцирует в детях желание в нем разобраться. А для этого, как минимум, нужно прекратить стыдиться и избегать этих понятий. Только в этом случае семья, школа и здравомыслящая часть общества смогут воспитать[10] поколение, с уважением относящееся к интеллигентности и ее составляющим — поколение интеллигентных людей.  

_______________________
1. См. Как интеллигенты, критикуя интеллигенцию, уничтожают интеллигентность.
2. См. Интеллигенция — Философская энциклопедия // dic.academic.ru.
3. См. Значение слова «интеллигент» — Карта слов // kartaslov.ru.
4. См. Когнитивный диссонанс — Википедия // ru.wikipedia.org.
5. См. Что такое интеллигентофобия? и Почему в России так часто проявляется интеллигентофобия?
6. См. Максим Горький: Заметки о мещанстве // gorkiy-lit.ru.
7. См. Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?
8. См. Солженицын А.И. Образованщина.
9. См. Нормативно-правовая база.
1
0. См. Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования.

Олег Михайлов
12 сентября 2012,
18 мая 2021

Почему не каждый человек становится интеллигентным?: 1 комментарий

  1. «… характеристика сущности и истории интеллигенции показывает, сколь важно направить педагогические усилия на целенаправленное воспроизводство такого типа личности, ибо это одно из условий преодоления наших российских трудностей, возникших в процессе перехода от советского тоталитаризма к демократической организации общества, и одновременно условие формирования единства человечества в экстремальных обстоятельствах перехода от индустриальной цивилизации и капиталистической экономики к посткапиталистическому обществу и к постиндустриальной цивилизации.

    Уже первые шаги в этом направлении показывают: достижение такой цели требует выработки целостной программы образования-воспитания-научения поколений, обладающих тем ансамблем качеств, которые исторически сложились у нашей интеллигенции и получают новое содержание в современных условиях. Постановка такой задачи — не прекраснодушное благое пожелание, а вывод из трезвого анализа ситуации, в которой оказалось ныне человечество, в нашей же стране драматизм этой ситуации удваивается в силу сложности протекающих в ней социальных процессов» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «Повторяю, проблемы образования, на самом деле, не существует. Специалистов и вообще грамотных участников производственного процесса готовить современная система образования умеет. Я же говорю о ВОСПИТАНИИ, грубо говоря, о превращении каждого человека в интеллигента (в самом лучшем смысле этого слова). Система образования существует, системы воспитания нет, и что-то не видно даже ее начатков. …

    Ясно, что объектом этой теории должна быть человеческая личность, равно как и сам процесс перехода от состояния tabula rasa к состоянию, который мы называли (условно) Человек Воспитанный. Менее ясно (но представимо, по крайней мере), как в общих чертах выглядит этот Человек Воспитанный: это человеческая личность, в которую основные нравственные нормы (не убий, не укради и т.д.) «вплавлены», так сказать, на уровне инстинкта и высшей (жизненной) ценностью для которой (для личности) является творческий труд. И совсем уж неясно, какова методика этого процесса. Передача же знаний, как таковая, это совсем другая проблема – проблема образования, а не воспитания. Эта проблема, как я понимаю, не так уж плохо решается и сегодня» (Стругацкий Б.Н. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким «О Теории Воспитания», 2000 г.).

    «Если мы не сформируем в школе фундамент интеллигентной, творческой личности, то откуда ей взяться потом? Не будучи сформированной в детстве, в школьном возрасте, она не появится позже, ведь это практически невозможно. К тому же не лишне сказать о роли родной литературы в формировании гражданской идентичности, о воспитании патриотизма, а в современных геополитических реалиях это особенно важно. И учителю, как никому, принадлежит особая роль в формировании личности, потому что именно он напрямую, лицом к лицу соприкасается с каждым ребенком» (Турбовской Я.С., Иванова С.В. (2017) Педагог – Философ – Стратег // Философские науки. 2017. № 12. С. 7–18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − 1 =