Пестерева Е.Д. Как сделать речь более интеллигентной

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

В разнообразных словарях данное понятие обычно определяется как «качество, присущее людям, профессионально занятым умственным трудом».

Однако в 1990-е ученые стали говорить о важности нравственного аспекта при определении понятия интеллигенция. Отныне термин стал обозначать особую социально-профессиональную и культурную группу людей, занятую преимущественно в сфере умственного труда, обладающую способностью к чуткости, такту и мягкости в проявлениях, ответственную за поступки и склонную к состоянию самоотречения.

Таким образом, интеллигент – не просто грамотный человек, он обязательно носитель нравственных ценностей. Такой человек способен отстаивать жизнеутверждающие ценности, которые хороши не только для него, но и для всей нации. Самое главное, такой человек не боится отстаивать свои убеждения и живет в соответствии с ними.

Д.С. Лихачев, главный русский интеллигент 20 века и защитник русской культуры, говорил об интеллигентности так:

«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

(Т.е. интеллигент не пассивный потребитель культуры, он активно осмысляет все сделанное прежде и творит на основе созданного что-то новое, свое, особое. – примечания Е.П.)

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но при всем при этом сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного – вот это и будет интеллигентный человек.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

(То есть имеет свои собственные, никем не навязанные убеждения!)

Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Интеллигенция – интеллектуально независимая часть общества. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных. Интеллигент теряет интеллектуальную свободу и перестает быть интеллигентом, когда принужден слепо следовать догмам какого-либо учения. Обязанность интеллигента: знать, понимать, сопротивляться, сохранять свою духовную самостоятельность и не участвовать во лжи». (Цитируется по книге Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский Фонд культуры, 2006.)

Получается, что интеллигентность – больше, чем простая принадлежность к интеллектуальной сфере деятельности. Это еще и совесть, собственные убеждения и способность следовать им, понятие чести и достоинства – своего и других людей. Ключевое качество интеллигента, на мой взгляд, – способность уважать личное достоинство.

Таким образом, интеллигентность можно определить как совокупность интеллектуальных и душевных качеств личности, которые являются отражением черт характера человека и степени развитости задатков и способностей.

Именно данные качества определяют направленность интересов человека, его поведение, а также влияют на речь и стиль общения с окружающими.

КАК СТАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТОМ

Английская пословица гласит: «Хочешь воспитать леди, начни с бабушки». И еще: «Для того чтобы воспитать джентльмена, нужно три диплома: один у деда, другой у отца и третий у джентльмена». Эта пословица подчеркивает, что интеллигентность воспитывается в семье.

В целом, на формирование интеллигентности влияет несколько факторов:

  • семья;
  • образование;
  • окружение.

Психолог М.Е. Литвак рассказывает о том, как он развивал в себе интеллигентность: «Я, когда стал всерьез заниматься психологией, почувствовал, что не могу причислить себя к интеллигенции, хотя диплом о высшем образовании у меня имеется. Но диплом — это крыша, шалаш. К нему нужны еще стены и фундамент. И коль у тебя уже есть «крыша», подведи под нее фундамент и стены интеллигентности».

Ключ к формированию истинной интеллигентности М.Е. видит в образовании и приобщении к мировой культуре.

«Когда я это понял, то познакомился с гимназическими программами и стал заниматься общим образованием. Я изучил психологию, логику, греческую и римскую мифологию, основные религиозные источники — Библию, Коран, Евангелие, философию буддизма, историю древнегреческой философии, «Сократические диалоги» Платона, ознакомился с некоторыми трудами Аристотеля, Сенеки, Шопенгауэра, Ницше. Многое мне дали и такие великие писатели и поэты, как Шекспир, Пушкин, Гоголь, Чехов, Данте и другие.

М.Е.Литвак дает и более подробные рекомендации о том, что читать, чтобы развить интеллигентность и повысить культурный уровень.

«О сокровищах, которые лежат под боком»

Итак, что это за сокровища?

Прежде всего книги. И я, и мои подопечные отмечали, что многие книги, которые у них десятилетиями стоят на полке, несут, оказывается, так много полезной судьбоносной информации. Так, перечитывая Пушкина в зрелые годы, я понял, что ранее не мог ничего извлечь из творчества этого мудреца. Самые интересные и глубокие места я пропускал. А не понимал я его еще и потому, что не прочел тех книг, которые читал он, а именно античной литературы, Библии и вообще, культурного наследия. Я понял, что мой диплом – это просто крыша, а нет ни стен, ни фундамента интеллигентности. Вот сейчас я и занимаюсь тем, что под свои дипломы подвожу фундамент интеллигентности. Читаю книги, которые давно стоят у меня нечитанными или непонятыми на полке, и подвожу этот фундамент, да и стены уже стал возводить. Это тоже способ роста.

Я могу предложить примерную программу чтения:

  1. Безусловно, необходимо знать древнегреческую культуру. Древняя Греция — это детство нашей цивилизации. Причем это детство проходило при благоприятных условиях. Чтобы понять систему культуры Древней Греции быстрее, лучше начать с чтения книги профессора Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Затем можно прочесть те книги, на материале которых создана работа Куна. Все идеи, над которыми бьются сейчас умные люди, уже были высказаны древними греками. Без этих работ трудно читать классиков XIX века. Все они были людьми просвещенными. Их образы часто связаны с мифическими героями. Не зная Древней Греции, очень трудно насладиться, например, Пушкиным. Многие современные писатели не имеют столь фундаментального образования. Их можно понять и без предварительного окультуривания. Из древнегреческих авторов просто необходимо прочесть Гомера («Илиада» и «Одиссея»). Если сделать это несколько раз, стиль (гекзаметр) станет привычным, и вы будете наслаждаться этими текстами, хотя при первом прочтении вы можете испытать большие трудности. Мои подопечные и я читали эти работы детям, конечно, выборочно. Они эти работы внимательно слушали.
  2. Вторая монументальная в этом плане работа «История древнегреческой философии» Диогена Лаэртского. Там есть и очень серьезные нравоучительные эпизоды, и поучительные, и поучительно-смешные эпизоды, которые очень нравятся детям старше 5 лет. Они их запоминают на всю жизнь.
  3. Полезны, юмористичны и афористичны работы Аристофана.
  4. Работы Софокла, Эсхила и многих других воспринимаются легче после специальной подготовки.
  5. Чуть позже можно ознакомиться с диалогами Платона и поразиться еще раз его благородству, который записал речи Сократа, свидетелями которых он был. Ведь сам Сократ книг не писал.
  6. Мне также кажется полезными работы Плутарха. Тем более что он описывает исторических деятелей парами: один, взятый из истории Древней Греции, второй — из истории Рима. Можно его работы читать и в изложении наших авторов. Есть очень хорошие популяризаторы.

(Продолжение статьи М.Е. Литвака можно найти в его книге «Похождения Вечного принца».

ИТАК, ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ РЕЧИ ТАКОВЫ:

  1. Знание норм языка: проистекает из образованности, большого количества чтения и от общения с кругом образованных грамотных людей – родителей и друзей родителей, с хорошими учителями;
  2. Логичность рассуждения: обеспечивается развитостью мышления, достигается большим количеством чтения, хорошим общим образованием и особой культурой рассуждения, которой в интеллигентных семьях учатся прямо у старших, в процессе живого общения;
  3. Богатство словаря, способность говорить сложными развернутыми фразами: является следствием начитанности, развитыми речевыми навыками; значение имеет также подобающий круг общения, в котором можно обсуждать самые сложные и абстрактные вопросы, например, философские концепции.
  4. Манеры оратора-интеллигента проистекают из такого личностного качества, как уважение к другим. Поэтому в речи интеллигента отсутствует ненужная резкость в интонациях и жестах. Этому способствуют также высоко развитый интеллект, который обычно снижает степень эмоциональных реакций, а также отсутствие в детстве примеров грубого поведения. Интеллигент умеет вести дискуссию и критически обсуждать какой-либо вопрос без обвинений в адрес противника, уважая собственное достоинство и достоинство оппонента. Внимание к личности другого формирует вежливость и такое качество как обходительность. Он всегда знает, как обратиться к собеседнику, и в беседе старается уделять внимание всем.

Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др.

Познакомиться с примерами выступлений наиболее интересных и интеллигентных ораторов можно было на встрече ораторского клуба «Слово и мысль», который прошел 12 апреля 2014 года. Возможно, в будущем мы будем возвращаться к этой теме. Следите за новостями!

С наилучшими пожеланиями, Екатерина Пестерева.

http://www.ekat-pestereva.ru/view_post.php?id=53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать − восемь =