В последнее время в российских СМИ и в Интернете опять стала появляться – причём исключительно в негативном смысле – информация о нашей интеллигенции. Интересно, что в этой информации происходит сознательная подмена понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы» (западного типа).
Надо отметить, что в большинстве языков мира термин «интеллигенция» практически отсутствует или употребляется как чисто русское понятие. На Западе используется только термин «интеллектуалы», означающий представителей умственного труда.
Совсем недавно в российских СМИ и в Интернете была распространена и многократно повторялась мысль: «В России интеллигенция исчезла». Иногда эта мысль транслируется и сейчас. Однако, оглянувшись вокруг, любой здравомыслящий человек тут же поймёт несостоятельность этого тезиса: ведь кто-то учит, лечит, добывает новые знания и передаёт их людям.
Ну что же, если эти люди мешают спокойно жить так называемой «интеллектуальной элите» просто самим фактом своего существования, надо их как-то очернить, опорочить, постараться исключить из общественной жизни, тем более что русская интеллигенция – люди не публичные. Спросишь – ответят, разъяснят, не спросишь – живи, как знаешь, верь всякой ерунде, которую несёт «интеллектуальная элита».
Что особенно раздражает власть имущих, так это то, что наша русская интеллигенция – это интеллектуально независимая часть общества. Одна из главных особенностей нашей интеллигенции – независимость от партийных, сословных, классовых, профессиональных, религиозных и т.д. интересов и установок. Эта особенность русской интеллигенции – интеллектуальная свобода – во все времена делала её объектом для нападок власти, что наблюдается и по сей день.
Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своих мыслей, идей. Интеллигентность – это совокупность проявлений высокой умственной и нравственной культуры. Интеллигентность проявляется прежде всего по отношению к другому человеку. Главное здесь – умение без возражений, не перебивая, выслушивать мнение другого человека, даже если ты с ним полностью не согласен.
Как говорил академик Д. С. Лихачёв, интеллигентом невозможно притвориться. Можно притвориться добрым, щедрым, даже мудрым, но интеллигентом – никогда. Кстати, сам он много говорил и писал о русской интеллигенции, но категорически и даже злобно отрицал свою принадлежность к ней. Впрочем, академик – это звание больше административное, чем научное, так что в чём-то он формально прав.
Основное различие между «интеллектуалами» западного типа и «русской интеллигенцией» лежит в морально-этической сфере. «Интеллектуалы» отличаются крайним индивидуализмом и полным отсутствием нравственно-этических норм, объединяемых словом «совесть». Народ для них – «быдло», рабочая скотинка, а родина – там, где больше платят.
А главные отличительные черты «русской интеллигенции» – совесть, сопереживание русскому и другим народам России и патриотизм. Поэтому русский народ для них – мерило всех нравственных и этических ценностей, а Родина может быть только одна – Россия.
Русская интеллигенция – это наше главное богатство, высшая ценность нации, это люди, которые (и только они) способны восстановить Россию и повести её к новым вершинам. Первым в России изобрёл («сконструировал») понятие «русская интеллигенция» журналист и писатель второй половины XIX века П. Боборыкин, подчёркнув при этом, что, в отличие от «работников умственного труда» (интеллектуалов), интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен, это «лица высокой умственной и этической культуры». Русская интеллигенция первоначально сформировалась из дворян-вольнодумцев XIX века, таких как А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и др. В конце XIX – начале XX века большинство русских интеллигентов стали составлять уже образованные выходцы из не дворянских слоёв населения, именуемые «разночинцами».
В советское время к ним присоединились дети рабочих и крестьян, получившие образование и воспринявшие от своих учителей высокие нравственные и этические качества и принципы. Так что «интеллектуальная элита» нынешней России напрасно старается – вместе со знаниями наша молодёжь, учащаяся в России, от учителей своих воспринимает достойные этические и культурные ценности. Отсюда и нападки на науку и образование в России, желание сократить их до минимально необходимого «интеллектуальной элите» уровня. Зря стараются.
В настоящее время к основным качествам русской интеллигенции можно отнести:
- нравственную зрелость, способность воспринимать любого человека как равного, дружелюбие и безупречность поступков по отношению к другим, в общем, то, что называется «жить по совести»;
- сопереживание русскому народу и другим народам России, стремление помочь им выбраться из той ямы, в которую их сбросила «интеллектуально-либеральная элита»;
- интеллектуальную и нравственную независимость, бесстрашное отстаивание своих идей, независимо от отношения к ним «либерального» сообщества;
- использование своих знаний, полученных с помощью высшего и среднего образования, для бескорыстного служения народу, для того, чтобы учить, лечить, добывать новые знания и стремиться передать их на пользу людям, независимо от уровня оплаты труда и других получаемых благ;
- патриотизм, любовь к Родине, деятельность во имя её процветания и защиты.
http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/62801/