Понятовская Е.В. Педагогические условия формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, однако вопрос о выработке идеала, соответствующего современной социокультурной ситуации, продолжает оставаться открытым.

В качестве одного из приоритетов российского образования, исходя из обобщенного представления об облике человека XXI века, а также сложившейся в нашей стране многовековой традиции, называется воспитание интеллигента: человека высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, о чем свидетельствуют основополагающие документы в области образования («Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.).

В связи с этим возникает ряд вопросов о формировании современной интеллигенции. Актуальность исследования усиливается обеспокоенностью политиков, ученых и общественных деятелей (Г.С. Кнабе, С.Б. Орлов, Р.В. Рыбкин, А.И. Солженицын, А.И. Ракитов и др.) гибелью интеллигенции, ее «растворением» в массе образованных и полуобразованных людей, заменой ее интеллектуалами, ее бюрократизацией.

Вслед за И.И. Осинским, М.И. Добрыниной, B.C. Меметовым, А.А Даниловым мы признаем, что истинная интеллигенция как специфическая социально-профессиональная и высоконравственная группа людей, которая рассматривает свою повседневную социальную предназначенность как вполне естественный, профессиональный поиск Истины, Добра, Справедливости, честного служения своему народу, продолжает существовать и станет ведущей силой успешного развития России.

В настоящее время на базе философской, социологической, исторической, культурологической, педагогической наук сложилась дисциплина «интелли-гентоведение», изучающая различные аспекты проблемы. Можно выделить работы, посвященные истории появления интеллигенции как феномена, выявлению ее сущности, роли в обществе, определению ключевых характеристик интеллигента (В.И. Астахова, К.Г. Барбакова, М.Е. Главацкий, В.В. Глебкин, Л.Н. Коган, М.Ю. Лотман, В.А. Мансуров, B.C. Меметов, И.И. Осинский, Р. Пайпс, М.Н. Руткевич, В.Л. Соскин и др.), а также формированию интеллигенции в условиях профессионального образования (В.И. Андреев, Л.В. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, В.Я. Нечаев, Д.А. Ольшанский, A.A. Труфанов).

Особую значимость приобретает проблема подготовки компетентного специалиста как интеллигентного человека в условиях среднего профессионального образования (СПО). Зафиксированные в государственном образовательном стандарте концептуальные основы СПО, реальное состояние практики обучения и воспитания студентов позволяют рассматривать в контексте культуры возможности образовательного процесса колледжа для формирования личности интеллигента вне зависимости от приобретаемой специальности.

Вместе с тем, анализ теории и практики по теме исследования показывает, что проблема формирования у студентов колледжа качеств интеллигента еще не стала предметом специального научного исследования. В системе СПО отсутствует постановка данной цели, педагоги и студенты не имеют представления о характере, особенностях, достоинствах интеллигенции, ее профессиональных и общечеловеческих задачах. В полной мере не определен и не исследован образ интеллигентного человека, не разработаны механизмы его формирования у студентов колледжа в аспекте будущей профессиональной деятельности.

В процессе теоретического исследования и изучения реального состояния обозначенной проблемы выявлено наличие противоречий:

  • между объективным возрастанием роли высококультурной, интеллигентной личности, способной обеспечить устойчивое развитие общества, и малоэффективными способами, позволяющими решить эту задачу в условиях СПО;
  • между традиционным пониманием функции колледжа как учреждения целенаправленной трансляции профессионального опыта и современным представлением о нем как центре образования и культуры, ориентированном на достижение гуманистических целей в процессе становления и развития свойств и качеств личности будущего специалиста, характеризуемых обобщенным понятием «интеллигент»;
  • между пониманием принципиальной значимости воспитания и развития личности студента как профессионала и интеллигента и недостаточной разработанностью совокупности педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования у студентов колледжа качеств интеллигента.

Выделенные противоречия актуализировали проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования у студентов качеств интеллигентного человека.

Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Педагогические условия формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить в образовательном процессе колледжа педагогические условия формирования у студентов качеств интеллигента.

Объект исследования: формирование у студентов качеств интеллигента на ступени среднего профессионального образование (СПО).

Предмет исследования: педагогические условия формирования качеств интеллигента у студентов колледжа.

Гипотеза основана на предположении, что формирование качеств интеллигента у студентов на ступени СПО может быть эффективным, если:

  • процесс формирования базируется на принципе коэволюции личностного и профессионального, который предполагает целенаправленное совместное формирование качеств интеллигента и профессиональной компетентности в учебно-профессиональной, воспитательной, социально-бытовой деятельности;
  • формируются ведущие качества интеллигента на отдельных этапах его становления; в условиях СПО этими качествами будут на этапе «Адаптации» — самоанализ, целенаправленность, требовательность к себе, саморегуляция; на этапе «Вхождение» — сочувствие, сопереживание; справедливость, тактичность; на этапе «Проявление» — эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, инициативность, стремление к самосовершенствованию, творчеству;
  • образовательный процесс реализуется на основе личностно-ориентированного подхода культурологического типа;
  • осуществляется педагогическое сопровождение студентов на каждом этапе формирования качеств интеллигента;
  • активизируется проявление качеств интеллигента и профессиональной компетентности во всех видах деятельности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения ряда задач:

  1. Уточнить сущность понятия «интеллигент» и выделить качества, свойственные будущему специалисту как интеллигентному человеку.
  2. Определить особенности процесса формирования качеств интеллигента у студентов колледжа.
  3. Выделить критерии, показатели и уровни проявления студентами качеств интеллигента на ступени среднего профессионального образования.
  4. На основе принципа коэволюции разработать модель формирования с выделением ведущих качеств интеллигента для каждого этапа данного процесса в условиях колледжа.
  5. Обосновать, реализовать и проанализировать эффективность совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа.

Решение поставленных задач потребовало определения теоретико-методологической базы исследования.

Методологическую основу исследования составляют идеи философии образования, определяющие цели, тенденции развития и функционирования профессионального образования, его гуманитарные смыслы и основы (Е.П. Бе-лозерцев, Б.С. Гершунский, И.А.Колесникова); методологию образования на культурологической основе (К. А.Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский); профессионально-личностное становление будущего специалиста (H.A. Борытко, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, A.M. Маркова, JI.H. Митина); концепция целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский и др.); концепции развития личности и ее деятельностной сущности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, C.JL Рубинштейн, Г.К. Селевко, Г.С. Смирнов, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, A.A. Ухтомский, В.А. Ядов и др.); исследования об интелли-

генции, ее сущности, роли в обществе (В.И. Астахова, B.C. Меметов, С.Б. Орлов, И.И. Осинский, Е.С. Элбакян), концепции формирования интеллигенции в условиях профессионального образования (В .И. Андреев, JI.B. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, Д.А. Ольшанский, A.A. Труфанов).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; моделирование, научное прогнозирование и проектирование; наблюдение педагогических явлений и процессов в динамике их изменений; сбор педагогической информации с помощью бесед, анкетирования, тестирования, ранжирования, анализ педагогической документации и результатов деятельности студентов, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта и экспериментальная проверка педагогических условий формирования в образовательном процессе колледжа качеств интеллигента, методы математической статистики.

База и организация исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ среднего профессионального образования Иркутской области «Ангарский педагогический колледж». Экспериментальную группу составляли студенты, обучавшиеся по специальностям «Математика», «Информатика», Русский язык и литература», «Иностранный язык» в количестве 100 человек. В исследовательском опросе также принимали участие 150 педагогов колледжа и базовых образовательных учреждений №5,7,10,14,24,38 г. Ангарска.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап (2003-2005 гг.) — поисковый. Подвергалась научному анализу философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, обобщался опыт обучения и воспитания студентов на этапе СПО, формулировались задачи, намечалась логика исследования, проводился пилотажный эксперимент. Материалы данного этапа исследования в сопоставлении с результатами предыдущих эмпирических исследований послужили основанием для разработки организационной модели формирования у студентов качеств интеллигента.

Второй этап (2005-2008гг.) — экспериментальный. Диссертант в нем выступал как организатор индивидуальной и коллективной опытной работы, в ходе которой уточнялись и обобщались гипотезы, шлифовались исследовательские методики, изучалась целостная система формирования качеств интеллигента в процессе профессионального образования; выявлялись личностные предпосылки, активизирующие этот процесс; определялись пути, средства и условия формирования у студентов качеств интеллигента, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2009-2011 гг.) — завершающий и обобщающий. Он характеризуется дальнейшими научными поисками диссертанта, заключающимися в углублении и построении общей гипотезы; анализом, систематизацией, обобщением и интерпретацией накопленного материала, проведением контрольных срезы исследования, оформлением диссертационной работы.

Достоверность результатов и выводов исследования, представленных в диссертации, обеспечивается комплексом методов, адекватных природе исследуемого объекта, длительностью, повторяемостью и воспроизводимостью результатов исследования; согласованностью результатов работы с требованиями, которые предъявляются к педагогическим исследованиям; использованием различных статистических методов обработки данных, в частности называемой X1 -критерий («хи-квадрат критерий» ) и математического аппарата подсчета количественной отметки уровня проявления качеств интеллигента.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • уточнено понятие «интеллигент» за счет выделения качества, свойственных будущему специалисту как интеллигентному человеку вне зависимости от приобретаемой профессии: эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, сочувствие, сопереживание, справедливость, тактичность, требовательность к себе др.
  • определены объективно существующие особенности процесса формирования качеств интеллигента у студентов колледжа, заключающиеся в незаконченности данного процесса, его динамичности и этапности;
  • разработана модель формирования у студентов колледжа качеств интеллигента, целостность которой обеспечивается целью (формирование у студентов качеств интеллигента), принципами (коэволюции качеств интеллигента и профессиональной компетентности, принцип пробуждения потребности в саморазвитии, культуросообразности, субъектности), компонентами образовательного процесса (целевой, мотивационно-ценностный, интеллектуальный, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный), условиями и результатом (сформированные у студентов качества интеллигента на ступени среднего профессионального образования);
  • обоснована и реализована совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию у студентов качеств интеллигента, которая включает: организацию образовательного процесса с выраженной направленностью на формирование качеств интеллигента на основе личностно-ориентированного подхода культурологического типа; формирование выделенных ведущих качеств интеллигента и специально организованное педагогическое сопровождение студентов на каждом этапе: «Адаптация» (самоанализ, целенаправленность, требовательность к себе, саморегуляция); «Вхождение» (сочувствие, сопереживание; справедливость, тактичность); «Проявление» (эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, инициативность, стремление к самосовершенствованию, творчеству); использование основных взаимосвязанных подсистем образовательного процесса колледжа (учебно-профессиональной, воспитательной и социально-бытовой деятельности) с целью активизации проявления качеств интеллигента у студентов на ступени СПО.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

  • конкретизированы представления о качествах интеллигента и процессе их формирование на ступени СПО;
  • обоснованы этапы формирования качеств интеллигента в СПО и выделены ведущие качества для каждого этапа;
  • даны соответствующие характеристики изменений в личности студента колледжа на каждом этапе формирования качеств интеллигента в СПО;
  • обогащены теоретические подходы и смоделирован процесс формирования у студентов колледжа качеств интеллигента с ориентацией на принцип коэволюции (совместное формирование у студентов качеств интеллигента и профессиональной компетентности);
  • обоснована совокупность педагогических условий и доказано их влияние на формирование у студентов качеств интеллигентного человека, что расширяет представления о подготовке специалиста в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование личностно-профессиональных качеств специалиста в системе среднего профессионального образования. Материалы исследования могут быть использованы в системе СПО и в системе повышения квалификации работников образования.

  1. Экспериментально проверена эффективность совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа.
  2. Апробирован диагностический инструментарий выявления уровней проявления студентами качеств интеллигента, который может быть включен в систему диагностики и оценки качества подготовки будущих специалистов в системе СПО.
  3. Подготовлены и внедрены в учебный процесс Ангарского педагогического колледжа учебно-методическое сопровождение, ориентированное на формирование у студентов качеств интеллигента, включающее учебные программы, рабочие тетради по дисциплинам «Психолого-педагогический практикум», «История отечественного образования», «Основы самообразования учителя-интеллигента» и педагогической практике; методические рекомендации и пособия: «Как и зачем учиться студенту: советы преподавателя и куратора», «Развитие межличностных отношений у студентов колледжа во внеучебной деятельности», «Технология определения жизненных целей и выбор карьеры», а также специальная программа педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у будущего педагога, что значительно обогащает содержание блока общепедагогических дисциплин и воспитательный процесс СПО.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Интеллигент — носитель культуры, личность активная, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, умеющая брать на себя ответственность за свои идеи, свою деятельность.

Качества интеллигента — это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей личности (стремление к самосовершенствованию, творчеству, эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, сопереживание, сочувствие, справедливость, тактичность, целенаправленность, требовательность к себе, инициативность, самоанализ, саморегуляция), предопределяющих ее поведение и профессиональную деятельность. Перечисленными качествами должен обладать любой человек вне зависимости от профессии.

  1. Формирование качеств интеллигента в условиях среднего профессионального образования — это процесс оформления, интеграции и совершенствования качеств, обеспечивающий позитивное изменение в личности студента, влияющий на его профессиональную деятельность и поведение в обществе на основе традиций интеллигенции.

Динамичность, незаконченность, этапность являются сущностными признаками процесса формирования у студентов колледжа качеств интеллигента.

Основным принципом данного процесса выступает принцип коэволюции личностного и профессионального, который предполагает целенаправленное совместное формирование у студентов колледжа качеств интеллигента и профессиональной компетентности.

  1. Качества интеллигента находятся не в статичном, неизменном положении, а в состоянии постоянной связи и взаимообогащения, поэтому на каждом конкретном этапе процесса формирования выделяются ведущие качества и делается акцент на целенаправленное их формирование: «Адаптация» — самоанализ, целенаправленность, требовательность к себе, саморегуляция; «Вхождение» — сочувствие, сопереживание; справедливость, тактичность; «Проявление» — эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, инициативность, стремление к самосовершенствованию, творчеству.
  2. Формированию у студентов СПО качеств интеллигента способствуют следующие условия:
  • организация образовательного процесса с выраженной направленностью на становление качеств интеллигента на основе личностно-ориентированного подхода культурологического типа, позволяющего внести изменения в содержание изучаемых дисциплин и социокультурное пространство развития личности;
  • специально разработанное педагогическое сопровождение студентов на каждом этапе формирования: 1 курс — «Адаптация» (раскрытие своих особенностей, качеств, возможностей, способностей, определение целей, задач, планов, развитие навыков саморегуляции) , 2-3 курс — «Вхождение» (познание профессиональной и социальной действительности на основе системы идеалов, ценностей интеллигенции), 4 курс — «Проявление» (деятельность, в основе которой лежат стратегия принятия, уважения, помощи, бескорыстия, саморазвития и самосовершенствования);
  • стимулирование активности студентов в проявлении качеств интеллигента в подсистемах образовательного процесса колледжа: учебно-профессиональной (происходит сознание целей, возможностей, способов развития и саморазвития как интеллигентного человека), воспитательной (обеспечивается участие личности в самостоятельной и творческой деятельности и создается определенный опыт самореализации, успеха и достижений), социально-бытовой деятельности (формируется уклад жизнедеятельности, стиль и метод взаимодействий на основе общечеловеческих ценностей).

Апробация работы состоялась путем публикации научных статей, выступления автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, пути решения» (г. Иркутск, 2005), региональной Интернет-конференции «Современные профессионально-ориентированные технологии подготовки конкурентоспособного специалиста СПО» (Иркутск, март-апрель 2006), на всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок» г. (Москва, 2004, 2006), II национальной научной конференции «Ис-торико-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании» (г. Москва,5-6 декабря 2006), VI национальной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества» (г. Москва, 11 ноябрь 2010), областных научно-практических конференциях по проблемам гуманной педагогики (2005-2009); общероссийских и международных научно-практических конференциях г. Иваново (25 сентября 2006г.), Иркутск, (18 ноября 2009г.), Новосибирск, (15 февраля 2010г.), Иркутск (2010г.), Москва (11 ноября 2010г.)

Ход и основные результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры психологии и педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования».

По результатам исследования опубликовано 22 научных работ, в том числе три статьи представлены в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК России для публикаций материалов диссертационных изданий.

Структура и объем диссертации. Работа включает введения, две главы, заключения, список используемой литературы, приложение. В тексте работы имеется 6 таблиц, 3 рисунка. Общий объем диссертации составляет 181 страницы. Список литературы насчитывает 243 источника, в том числе 2 на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, определяются проблема и степень ее разработанности, объект и предмет, формулируются цель, гипотеза, задачи, этапы и методы исследования, новизна, научная и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа» определяются теоретические и практические предпосылки исследования проблемы формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа, определяются качества интеллигента, выявляются особенности и возможности СПО

как части системы становления интеллигенции, обосновывается модель и условия формирования выделенных качеств в образовательном процессе колледжа.

Большой интерес к интеллигенции, ее характерным чертам и качествам, ее месту и роли в российской цивилизации нашел отражение в публикациях общественных деятелей, философов, писателей XIX- XXI века. Анализ литературы (Ю.В. Абрамов, B.C. Меметов, А.Д. Столяров, В.М. Казарин и др.) показал, что в нашей стране интеллигенция возникла в социальной структуре общества задолго до появления самого понятия и всегда рассматривалась в прямой связи с историй общественного движения, философской и педагогической мыслью.

В исследовании проанализированы основные подходы к определению сущности интересующих нас понятий (Л.Г.Викторова, Е.О. Галицких, Л.С. Горожанин, О.И. Димитричева, A.C. Запесоцкий, Д.С. Лихачев, H.H. Моисеев, Н.С. Пряжников, Л.Я. Смоляков, В.И. Толстых A.A. Труфанов и др.). Анализ привел к пониманию того, что понятия «интеллигент», «качества интеллигента» не имеют однозначного толкования. В работах ученых феномен «интеллигенция» рассматривается фактически в двух основных «срезах»: первый, завязанный на категории людей, обладающих определенными личностными качествами; второй — на всех тех, кто профессионально занят квалифицированным умственным трудом. Ряд авторов (М.И.Добрынина, C.B. Медведко, И.И. Осинский, Е.С. Элбакян), опираясь на социологические и культурологические признаки, определяют интеллигенцию как социальную группу, производящую, сохраняющую и несущую в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры.

Мы являемся сторонниками комплексного подхода, при котором интеллигенция, с одной стороны, социокультурная общность, имеющая сложную структуру, а с другой стороны — совокупность индивидуальностей, личностей ярких, обладающих определенными чертами и качествами.

Проведенный анализ исследований и публикаций позволил нам увидеть общие походы к современной трактовке понятия «интеллигент»: это тип личности, у которого высокое профессиональное мастерство и интеллектуальный потенциал прочно сплетен с нравственным; это не просто человек культуры, носитель и хранитель духовных ценностей, влюбленный в мир и его отражение в искусстве, но и творец культуры, сознающий себя, ищущий смысл своей жизни и призвание, способный к философской и профессиональной рефлексии; человек образованный, специалист с широким кругозором, со знанием смежных дисциплин, с пониманием того, что происходит в мире.

Это дает нам основание считать, что интеллигент в современном значении этого термина есть личность активная, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, носитель культуры, умеющая брать на себя ответственность за свои идеи, свою деятельность.

Рассматривая понятие «качества интеллигента», мы исходим из общего толкования термина «качество» как «совокупности существенных признаков, свойств, особенностей личности, предопределяющих ее поведение и профессиональную деятельность». Обращение к исследованиям (Г.А. Будник, Л.Г. Викторова, Л.С. Горожанин, О.И Димитричева, Л.А. Келеман, Д.С. Лихачев, H.H. Моисеев, И. И. Осинский, П.Ю. Саух, Л.Я. Смоляков и др.) позволило выявить сущностные черты и качества, присущие интеллигенции: приоритетные для интеллигенции ценности, проявляющиеся в деятельности; служение народу и его просвещение как важнейшее условие переустройства общества; осознание своей роли в развитии России и готовность к самопожертвованию ради достижения поставленных целей; честь, образованность и специфические черты, приобретаемые в определенном пространственно-временном диапазоне и под влиянием внешних и внутренних факторов (в том числе и при профессиональном обучении). Так, для интеллигенции XIX — начала XX вв. характерны были качества, влияющие на социальные преобразования, в конце XX- начала XXI века акцент сместился в область профессиональных интересов (бескорыстие, внутренняя свобода, сознательное подчинение ценностям добра, справедливости, профессионализм как элемент гражданского долга, сопереживание, ответственность за все происходящее, способность к самоанализу на основе требовательности к себе, высокий уровень культуры, инициативность и др.)

Учитывая многоаспектность явления, в рамках нашего исследования к основным качествам интеллигента, формируемым в условиях СПО, мы отнесли: стремление к самосовершенствованию, творчеству (настойчивое желание наилучшим образом выполнять свою деятельность, в каждом новом деле достигать высот, новых успехов, не останавливаться на достигнутом); эрудированность (широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности), убежденность в сознательном подчинении ценностям добра (представления, принципы, определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии); сопереживание (эмоциональное отношение к другому,); сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи); справедливость (объективная оценка людей в соответствии с истиной); тактичность (чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей); целенаправленность (умение ставить четкие цели и их достигать); требовательность к себе (строгость, выполнения своих обязанностей, долга), инициативность (в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей); самоанализ (анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний, собственного состояния); саморегуляция (умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях).

Выделенные качества легли в основу идеального образа специалиста как интеллигента, что помогло нам более четко сформулировать требования к личности, в процессе экспериментальной работы провести диагностику уровней проявления качеств интеллигента, проследить характер влияния образовательного процесса СПО на формирование у студентов качеств интеллигента.

Анализ документов, регулирующих деятельность учреждений СПО, показал, что они рассматриваются в качестве социокультурных институтов территорий, объединяющими вокруг себя широкие круги образованных людей; в них формируется самый массовый отряд интеллигенции, открывая доступ в ее ряды представителям различных профессиональных, территориальных и социальных групп населения. Образовательный процесс в СПО является составной частью системы социализации человека, формирующей не только определенные профессиональные свойства его личности, но и прежде всего личностные качества.

В исследовании мы обратились к понятию «становление личности», используемого в работах Е.В. Бондаревской, И.О. Батраковой, С.Г. Вершловского, Т.В. Зеер, Л.М. Митиной и др. Философское понимание становления человека проникнуто идеями о его безграничных возможностях, а способность к самосозиданию позволяет ему выходить на качественно новый уровень — уровень саморазвития. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев определяют становление как период складывания и оформление определенных компонентов, которые являются внешними, но, отчасти, уже внутренними, что указывает на незавершенность процесс.

Однако в условия СПО речь идет о процессе формирования как процессе развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или какой-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

Опираясь на исследования Ивановской школы интеллигентоведения, мы определили, что формирование качеств интеллигента в условиях СПО — это процесс оформления, интеграции и совершенствования качеств, обеспечивающий позитивное изменение в личности студента, влияющий на его профессиональную деятельность и поведение в обществе на основе традиций интеллигенции. Для формирования качеств интеллигента характерна динамичность и незаконченность на ступени СПО. Если принять данное утверждение, студент является «становящимся интеллигентом» или не только образованным человеком, но и «свернутым интеллигентом», человеком, содержащим потенциал развертывания, мировоплощения (Г.С. Смирнов).

Обоснование сущности качеств интеллигента и их формирования в образовательном процессе колледжа позволяет нам представить организационную модель формирования у студентов качеств интеллигента в виде целостного процесса, состоящего из взаимосвязанных функциональных подсистем (рис. 1)

Рассматривая образовательный процесс в колледже как многоуровневую систему, мы выделяем в нем основные компоненты: цель — содержание — организационные формы — методы — результат. При этом были учтены положения ряда методологических подходов: системного, деятельностного, программно-целевого, личностно-ориентированного, представленных исследованиями В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревской, Б.С.Гершунского, Т.А.Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Э.Г.Юдина и др.

Ведущим подходом в нашем исследовании выступает концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, Л.В.Елагина). Суть ее в том, что культура влияет на поведение, общение не прямо, а опосредованно, через профессиональные ценности, нормы, роли, социально-когнитивные процессы. Система социальных и профессиональных ценностных ориентиров образует социокультурное пространство развития личности будущего специалиста.

Совокупность подходов позволила определить общие положения построения данной модели: а) рассмотрение процесса образования будущих специалистов как системы с учетом всех факторов, обеспечивающих эффективное формирование у студентов качеств интеллигентного человека; б) разработка личностного аспекта системы обучения и воспитания студентов как интеллигентов, учета их интересов, склонностей, потенциальных возможностей; в) осуществление профессионального образования и формирования у студентов качеств интеллигента через организацию различных видов их деятельности.

Теоретические основы применения моделирования позволяют выделить несколько относительно самостоятельных, но взаимодействующих и взаимозависимых элементов: цель (формирование у студентов качеств интеллигента), принципы (коэволюция профессионализма и качеств интелигента, пробуждения потребности в саморазвитии, культуросообразности, субъектности, учет индивидуальных особенностей студентов), компоненты образовательного процесса (целевой, мотивационно-ценностный, интеллектуальный, содержательный, дея-тельностный, оценочно-результативный), результат (сформированность качеств интеллигента будущего специалиста на этапе СПО).

Совокупность педагогических условий, способствующих формированию у студентов качеств интеллигента, в нашем исследовании представлена:

  • организацией образовательного процесса с выраженной направленностью на личностно-ориентированный подход культурологического типа, позволяющий внести изменения в содержание изучаемых дисциплин и социокультурное пространство развития личности;
  • поэтапным формированием качеств интеллигента, предусматривающим специально организованное педагогическое сопровождение на каждом этапе: «Адаптация» (1курс), «Вхождение» (2-3 курс), «Проявление» (4 курс);
  • использованием основных взаимосвязанных подсистем образовательного процесса колледжа (учебно-профессиональный, воспитательный, социально-бытовой) с целью активного проявления студентами качеств интеллигента.

Ведущей характеристикой совокупности педагогических условий формированияу студентов в образовательном процессе колледжа качеств интеллигента выступает его целостность, так как ни одно из условий, взятое в отдельности, не достигает поставленной цели, и только их интеграция обеспечивает решение данного вопроса. Комплекс педагогических условий был реализован в ходе экспериментальной работы в Ангарском педагогическом колледже.

Во второй главе «Экспериментальная работа по организации образовательного процесса, ориентированного на формирование у студентов качеств интеллигента» раскрыты методология и методика реализации программы констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, анализируются вызванные им педагогические процессы и их результаты. С использованием педагогических, статистических и других методов обосновывается эффективность экспериментальной системы формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа.

Экспериментальную группу составляли студенты, обучавшиеся по специальностям «Информатика», «Русский язык», «Математика», «Иностранный язык». Экспериментальная работа проходила в три этапа. На каждом из этапов экспериментальной работы решались определенные задачи, проверялась гипотеза исследования.

В ходе констатирующего эксперимента изучались особенности образовательной среды в колледже, содержание и организация учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, осуществлялся анализ сформированности у студентов качеств интеллигента, а также выявлялись возможности для их формирования в условиях образовательного процесса колледжа.

Было выявлено, что образовательная среда колледжа сориентирована на подготовку современных педагогов. Это зафиксировано в Уставе колледжа, Программе его развития, в образовательных профессиональных программах всех направлений и уровней педагогического образования, реализуемых в колледже, и в постоянном развитии связей колледжа с разнообразными образовательными учреждениями, в поддержании педагогических традиций.

Современные государственные образовательные стандарты предусматривают в целевом компоненте, в квалификационной характеристике выпускника каждой специальности формирование профессионала, готового к выполнению образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой. Однако не выделяются личностные качества специалиста как представителя интеллигенции, что затрудняет целенаправленность образовательного процесса, его выраженность на подготовку специалиста как интеллигента, возможность отслеживания сформированности этих качеств.

Дидактические единицы дисциплин вариативной и инвариантной части учебных планов по специальностям, реализуемым в колледже, не отражают (это и не заложено в госстандартах) знания о традициях и специфике функционирования интеллигенции, ориентирование потребностей и интересов общества в подготовке не просто педагога, а представителя педагогической интеллигенции и определении будущей деятельности в этом качестве.

Было также установлено, что 30% студентов в качестве значимых качеств интеллигентного человека выделяют «интерес к их проблемам», «готовность помочь», «желание общаться с детьми», «доброжелательность», «нравственность», «доброта», «справедливость»; 20% студентов — «профессионализм»; 17 % «активность», «эрудированность», «целеустремленность», «открытость новым идеям», «имеющего современные взгляды», «стремящегося к постоянному самосовершенствованию»; 14 % студентов считали, что для интеллигента характерны «неустанный творческий поиск», «изобретательство», «свобода от стандартов», «стремление использовать в своей деятельности творческие открытия», остальные студенты затруднялись с ответом.

В ходе констатирующего эксперимента было также зафиксировано, что 70% студентов, выбирая педагогический колледж, в большей мере ориентированы на повышение уровня своего образования, получение в дальнейшем высшего образования, возможно даже не педагогического, чем на овладение педагогической профессией; 60% студентов не имеют мотивацию к получению педагогического образования, не видят себя в качестве интеллигента, не стремятся к развитию личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности; 40% позитивно относятся к профессии педагога, но в будущем не планируют быть педагогами. Полученные данные подтвердили выводы о том, что акцент на подготовку педагогов как представителей интеллигенции в последние годы недостаточно ярко прослеживается.

Для выявления исходного уровня проявления качеств интеллигента у студентов первого года обучения в качестве средства выявления нами были разработаны критериально ориентированные тесты. Количество критериев равно 12, что соответствует выделенным качеств. Показателями выступили качественные характеристики, по которым можно судить о различном состоянии измеряемого критерия. На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни сформированности качеств интеллигента у студентов, а именно: высокий, средний, низкий, очень низкий.

Для изучения самооценки уровня проявлений у студентов качеств интеллигента нами была разработана экспресс-диагностика по компонентному составу, характеризующих качества по открытой 10-балльной шкале. Представим результаты в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов по уровню проявления качеств интеллигента, %

Уровни
проявления
По оценке преподавателей По оценке
студентов
В среднем
Высокий 9 21 15
Средний 32 40 36
Низкий 47 33 40
Очень низкий 12 6 9

В результате наблюдений за студентами на учебных занятиях, педагогической практике, а также анализа их уровня подготовки и активности преподавателями были выявлены уровни проявления исследуемых качеств по каждой группе: только 9% студентов всех специальностей были отнесены к высокому уровню проявления качеств интеллигента, 32% к среднему уровню, 47% к низкому, 12% очень низкому уровню.

Из таблицы видно, что результаты самооценки студентов и результаты наблюдений преподавателей не совпадают. Это связано с недостаточным уровнем развития у студентов рефлексии. Мы сравнили показатели и вывели средний балл.

Анализ состояния проблемы позволил сделать вывод о наличии низкого уровня проявления качеств интеллигента у студентов, поступивших в колледж.

Формирующий эксперимент был нацелен на проверку эффективности педагогических условий, способствующих становлению у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа.

Реализация первого условия — организация образовательного процесса с выраженной направленностью на личностно-ориентированный подход культурологического типа, обеспечивающий формирование качеств интеллигента, потребовала акцентировать внимание на содержании дисциплин психолого-педагогического цикла. Нами были адаптированы программы по «Педагогике», «Педагогическому мастерству» с учетом интересующего нас направления, например, в разделе «Введение в специальность» акцент был сделан на качества, присущие интеллигенту.

Вариативный компонент учебного плана представлен учебными курсами «Основы самообразования» (на основе программы Т.Г. Галактионовой) и «История отечественного образования», которые были дополнены разделами «Интеллигенция как социокультурный феномен России», «Функции интеллигенции, характерные черты интеллигента», «История становления педагогической интеллигенции Восточной Сибири». В процессе изучения дисциплин студенты, рассматривая интеллигенцию как социокультурный феномен России, выделяли функции интеллигенции, качества, характерные для интеллигенции.

При изучении педагогических идей и деятельности выдающихся педагогов и общественных деятелей дисциплины «История отечественного образования» внимание студентов акцентировалось на их личностных качествах. Подчеркивалось, что они были воплощением лучших человеческих качеств, что их патриотизм был настоящим и действенным, а деятельность целиком была поставлена на служение Родине, народу, его интересам.

Принципиальной особенностью содержания изучаемых дисциплин являлось сочетание в них социокультурного аспекта, отражающего сущность педагогической деятельности, особенности качеств личности как интеллигента, и аспекта индивидуальной траектории становления этих качеств.

Второе условие — поэтапное формирование качеств интеллигента, предусматривающее специально организованное педагогическое сопровождение. Сущность педагогического сопровождения состояла, как в превентивном процессе научения самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта и неудач. Для эффективной реализации второго условия были определены содержательные характеристики изменений в личности студента как интеллигента. Определение данных характеристик позволило более точно корректировать учебно-воспитательную деятельность, а также задать объективные аспекты его контроля, системно осуществлять сопровождение.

Программа сопровождения предполагала реализацию взаимосвязанных этапов: 1 курс — «Адаптация» (установление своих собственных особенностей, качеств, возможностей, способностей, определение целей, задач, планов, развитие навыков саморегуляции) , 2-3 курс — «Вхождение» (познание профессиональной и социальной действительности на основе системы идеалов, ценностей интеллигенции), 4 курс — «Проявление» (деятельность, в основе которой лежат стратегия принятия, уважения, помощи, бескорыстия, саморазвития и самосовершенствования). В каждом из этапов доминировал свой мотив и свой результат, а педагогическая и социальная практики способствовали проявлению значимым качественным характеристикам изменений в личности студента в процессе практической деятельности, которые отслеживались на педагогических консилиумах. Это позволяло точнее выявлять уровень проявления качеств интеллигента того или иного обучающегося и уже на этом этапе вносить предложения по разработке тактики консолидированной деятельности, обеспечивающей динамику подготовки специалиста как интеллигента в контексте формирования его качеств.

Третьим условием стало использование основных взаимосвязанных подсистем образовательного процесса колледжа (учебно-профессиональная, воспитательная, социально-бытовая деятельность) с целью активного проявления студентами качеств интеллигента. Такой выбор основан на том, что эти виды деятельности студента и отношения, складывающиеся в этих подсистемах, — существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе профессионального образовательного учреждения.

Учебно-профессиональная деятельность в нашем исследовании представлена дисциплинами психолого-педагогического цикла, содержание которых реализовалось как на протяжении всех лет обучения, так и в течение одного семестра, что отражалось в формах и методах работы, а также отслеживании результатов проявления у студентов качеств интеллигента.

Особое внимание уделялось методам и формам работы, которые способствовали личностному развитию студента, ориентировали его на сотворчество с преподавателем как механизм личностного и профессионального становления, помогали «выстроить» собственную стратегию, определиться с собственными предпочтениями в многообразии подходов к развитию и саморазвитию, самообразованию, осуществлению образовательной деятельности как профессиональному занятию, самостоятельную работу по созданию программы самообразования.

При организации занятий использовались методики на основе диалогического взаимодействия студента с преподавателем и с самим собой, предполагающее самостоятельную деятельность через ответы на вопросы, выполнение предлагаемых заданий, а также диалогичности учебного материала, ориентирующего студентов на сопоставление концепций, позиций, точек зрения дальнейшее ценностное самоопределение в них в процессе присвоения социально- и профессионально- ценностных ориентиров социокультурного образовательного пространства.

Необходимый элемент всех занятий — атмосфера доверия, открытости, комфортности; демонстрация участниками уважения к другой точке зрения, терпимость к взглядам, отличающимся от твоих; умение слушать другого, а не только самого себя; стремление понять мысль своего оппонента и не приписывать ему того, что он не думает; тактично полемизировать с ним.

Второй подсистемой являлась воспитательная деятельность, включение в которую требовало специально подобранных форм воспитательной деятельности для активизации студентов в проявлении требуемых качеств. Создаваемые и поддерживаемые направления (музыкально-театрализованные, спортивные, социальные) и формы воспитательной деятельности (индивидуальной и коллективной, эпизодической и длительной) предполагали как сиюминутного проявления качеств интеллигентного человека, так и «шлифовку», формирование привычки действовать как интеллигентному человеку, совершенствовать себя. Примером этому могут служить варианты исследовательской деятельности, в ходе которой с одной стороны осуществлялось неформальное общение студента и преподавателя, с другой стороны — появлялась возможность выбора студентом тем, направлений, форм исследований, например, на научно-исследовательских конференциях студентами совместно с преподавателями поднимались проблемы психолого-педагогической, методической, экологической, социальной проблематики: «Ядерный центр в Ангарске: польза или вред?», «Ненормативная лексика» (2007), «Современная семья Ангарска: результаты исследования», «Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири — история и современность», «Педагогическая деятельность декабристов» (2008), «Влияние мультфильмов на детей дошкольного возраста: статистика и мнения родителей, психологов, медиков», «Обращение к К.Д. Ушинскому» (2009), а также волонтерское движение и деятельность педагогического отряда.

Третья подсистема — социально-бытовая деятельность — основана на идее, что высокий уровень духовного общения субъектов образовательной среды способен обеспечить становление человека высокой культуры, человека интеллигентного (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Н.Е.Щуркова и др.). Студент-первокурсник, поступив в образовательное учреждение, попадает в систему отношений между студентами разных курсов, преподавателей, не только ведущих учебные дисциплины, но и осуществляющих воспитательную деятельность, педагогическую практику, исследовательскую деятельность.

В рамках нашего исследования были определены направления деятельности, специфические на каждом курсе обучения студентов, которые способствовали формированию качеств интеллигента. В основе реализации данных направлений были использованы: система кураторских часов (1 раз в 2 недели), КТД (1-2 в семестр), социальные проекты (1 до 3 в семестр до 1 в течение 2 лет), тренинги, индивидуальная работа. Для реализации этих направлений были разработаны пособия «Как и зачем учиться студенту: советы преподавателя и куратора», «Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности», «Технология определения жизненных целей и выбор карьеры».

Оценка результатов экспериментальной работы проводилась через отслеживание динамики формирования выделенных качеств у студентов экспериментальных групп с учетом выявленных уровней проявления (высокий, средний низкий, очень низкий) в рамках разработанной модели.

Таблица 2

Распределение студентов по уровню проявления качеств интеллигента, %

Уровни
проявления
По оценке преподавателей По оценке
студентов
В среднем
Высокий 18 24 21
Средний 50 54 52
Низкий 26 18 22
Очень низкий 6 4 5

Для выявления изменений в проявлении качеств интеллигента у студентов применялись методы, используемые в констатирующем эксперименте, а также изучение продуктов деятельности (сочинения, творческие работы), анализ содержания тетрадей личностного роста, анализ и самоанализ студентов в ходе педагогической практики. Показателем сформированности качеств выступали не столько высокие баллы по тому или иному качеству-показателю, сколько их последовательное формирование и взаимообусловленное интегративное развитие (Таблица 2).

Согласно оценке преподавателей, количество студентов с высоким уровнем проявления качеств интеллигента повысилось в 2 раза (с 9% до 18%), со средним уровнем — с 32% до 50%, с низким уровнем количество студентов уменьшилось с 47% до 26%, с очень низким — с 12% до 6%. На основе самооценки отнесли себя к высокому уровню проявления качеств интеллигента на 3% студентов больше, чем в начале, к среднему — на 14% больше. Количество студентов, которые отнесли бы себя к низкому уровню проявления качеств интеллигента, сократилось на 15%, очень низкому — на 2%.

В заключении диссертации в обобщенном виде представлены полученные результаты проведенного исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, сформулированы выводы.

Выявление сущности понятий «интеллигент» и «формирование качеств интеллигента» у студента колледжа позволили нам утвердиться в следующем.

  1. В современном понимании интеллигент — носитель культуры, личность активная, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, умеющая брать на себя ответственность за свои идеи, свою деятельность. Ее отличает бескорыстие, внутренняя свобода, сознательное подчинение ценностям добра, справедливости, профессионализм как элемент гражданского долга, способность сочувственно относится к страданиям народа, ответственность за все происходящее, определенный кодекс чести, способность к самоанализу на основе требовательности к себе, высокий уровень культуры.

Качества интеллигента — это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей личности, предопределяющих ее поведение и профессиональную деятельность как представителя интеллигенции. В рамках нашего исследования основными качествам интеллигента на этапе СПО являются: стремление к самосовершенствованию, творчеству, эрудированность, в сознательном подчинении ценностям добра в ценностях добра, сопереживание, сочувствие, справедливость, тактичность, целенаправленность, требовательность к себе, инициативность, самоанализ, саморегуляция. Перечисленными качествами потенциально может обладать любой человек вне зависимости от профессии. Качества интеллигента находятся не в статичном, неизменном положении, а в состоянии постоянной связи и взаимообогащения.

  1. Формирование качеств интеллигента в условиях СПО — это процесс оформления, интеграции и совершенствования качеств, обеспечивающий позитивное изменение в личности студента, влияющий на его профессиональную деятельность и поведение в обществе на основе традиций интеллигенции. Динамичность, незаконченность, этапность являются сущностными признаками процесса формирования у студентов колледжа качеств интеллигента.

Основным принципом данного процесса выступает принцип коэволюции личностного и профессионального, который предполагает целенаправленное совместное формирование у студентов колледжа качеств интеллигента и профессиональной компетентности в разных видах деятельности.

  1. На каждом конкретном этапе процесса становления интеллигента выделяются ведущие качества и делается акцент на целенаправленное их формирование; в СПО это — самоанализ, целенаправленность, требовательность к себе, саморегуляция на этапе «Адаптация»; сочувствие, сопереживание; справедливость, тактичность на этапе «Вхождение»; эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, инициативность, стремление к самосовершенствованию, творчеству на этапе «Проявление».
  2. Выделенные содержательные характеристики качеств интеллигента позволили нам обоснованно определить уровни (высокий, средний, низкий, очень низкий), критерии и показатели их проявления у студентов в условиях колледжа. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что разработанный диагностический инструментарий для выявления уровней проявления качеств интеллигента является эффективным средством диагностики и оценки становления студентов как интеллигентных людей на ступени СПО.
  3. Рассмотренные нами теоретические основы исследуемой проблемы позволили разработать модель формирования качеств интеллигента, целостность которой обеспечивается элементами: целью (формирование у студентов качеств интеллигента), принципами (коэволюция профессионализма и качеств интеллигента, принцип пробуждения потребности в саморазвитии, культуросообразность, субъектность, учет индивидуальных особенностей студентов), компонентами образовательного процесса (целевой, мотивационно-ценностный, интеллектуальный, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный), результатом (сформированность качеств интеллигента на ступени среднего профессионального образования).
  4. Исследование подтвердило, что формирование качеств интеллигента у студентов в значительной степени обеспечивается последовательной реализацией совокупности педагогических условий:
  • организацией образовательного процесса с выраженной направленностью на становление качеств интеллигента на основе личностно-ориентированного подхода культурологического типа, позволяющего внести изменения в содержание изучаемых дисциплин и социокультурное пространство развития личности;
  • поэтапным формированием качеств интеллигента, которое предусматривает специально-организованное педагогическое сопровождение: 1 курс — «Адаптация» (установление своих собственных особенностей, качеств, возможностей, способностей, определение целей, задач, планов, развитие навыков саморегуляции) , 2-3 курс — «Вхождение» (познание профессиональной и социальной действительности на основе системы идеалов, ценностей интеллигенции), 4 курс — «Проявление» (деятельность, в основе которой лежат стратегия принятия, уважения, помощи, бескорыстия, саморазвития и самосовершенствования);
  • стимулированием активности студентов в проявлении качеств интеллигента в подсистемах образовательного процесса колледжа: учебно-профессиональной (происходит сознание целей, возможностей, способов развития и саморазвития как интеллигентного человека), воспитательной (обеспечивается участие личности в самостоятельной и творческой деятельности и создается определенный опыт самореализации, успеха и достижений), социально-бытовой деятельности (формируется уклад жизнедеятельности, стиль и метод воздействий на основе общечеловеческих ценностей).

В экспериментальной работе нами доказана возможность позитивных изменений в личности студента СПО как интеллигента и профессионала, апробированы способы включения студентов колледжа в разнообразные и разнонаправленные виды деятельности с целью активизации студентов в проявлении качеств интеллигента. Это позволило обогатить содержание учебно-воспитательной деятельности материалами, расширяющими представления о современной отечественной интеллигенции и способах ее становления в условиях СПО вне зависимости от приобретаемой профессии.

Проведённое исследование открывает перспективы дальнейшей работы, направленной на изучение смежных вопросов этой проблемы. В русле педагогического поиска предметом последующего изучения может выступать выявление возможностей направленности учебно-познавательного процесса на формирование у студентов качеств интеллигента при изучении специальных дисциплин, соотношение качеств интеллигента и этико-педагогической культуры преподавателя колледжа, также представляется целесообразным изучение особенностей профессий, которые приобретаются студентами в условиях СПО в аспекте становления качеств интеллигента.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
  2. Понятовская Е.В. Педагогическая интеллигенция Восточной Сибири: исторический аспект // Сибирский педагогический журнал. -2009. — № 2. — С. 352-367. — 1 п.л.
  3. Понятовская Е.В., Пядушкина H.H. Система педагогического сопровождения как условие становления качеств интеллигента у будущего педагога [Текст] /Е.В. Понятовская, //Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — №1. -С.131-136. — 0,31п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75% .
  4. Понятовская Е.В., Пядушкина Н.Н.О становлении качеств интеллигента у будущего //Философия образования. — 2011. — №1 (34). -С.220-225. -0,31п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75% .
  5. Публикации в других изданиях:
  6. Титович (Понятовская) Е.В. Традиции студенческого строительного отряда //Среднее профессиональное образование (приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»).- 2001- № 4.- С.138-142.- 0,24 п.л.
  7. Понятовская Е.В. Традиции студенческого строительного отряда как фактор подготовки студентов к жизнедеятельности в современных условиях // Здоровьесберегающее образовательное пространство педагогического колледжа: пути становления /под ред. Т.В. Шадриной. — Ангарск, Иркутск, Санкт-Петергбург, СПб: «Тускарора», 2002. -С.99-107. — 0,38 п.л.
  8. Понятовская Е.В. Проблемы подготовки студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности в условиях гуманизации образования // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы педагогических чтений. — Иркутск: Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т, 2002. — Вып.З. — 0,25 п.л.
  9. Понятовская Е.В. Проведение цикла классных часов «Моя малая Родина» // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». Сборник тезисов. — М.: ООО издательство «Первое сентября», 2004. -0,18 п.л.
  10. Понятовская, Е.В. К проблеме формирования интеллигентности у будущего педагога // Модернизация образования: проблемы, пути решения: материалы международной научно-практической конференции, сб. науч. статей. -Иркутск: Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос. Пед. Ун-т, 2005. — 0,31 п.л.
  11. Понятовская Е.В. Подходы к разработке модели формирования интеллигентности у будущего педагога в условиях педагогического // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы педагогических чтений. Сборник научных трудов — Иркутск: Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос. Пед. Ун-т, 2006. — Вып.7. — 0,31 п.л.
  12. Понятовская Е.В. Диалоги об интеллигентности // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». Сборник тезисов. — М.: ООО издательство «Первое сентября», 2005-2006 уч.г.- 0,25 п.л.
  13. Понятовская Е.В. Технология диалога в становлении учителя-интеллигента // Подготовка современного специалиста СПО: технологический поиск. //Сб. статей по материалам региональной Интернет — конференции «Современные профессионально-ориентированные технологии подготовки конкурентоспособного специалиста СПО» март-апрель 2006 г. — Иркутск: Издательство Областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина, 2006. — С. 135-138. -0, 18 п.л.
  14. Понятовская Е.В. Изучение истории становления педагогической интеллигенции И Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании. Материалы II национальной научной конференции 5-6 декабря 2006 г. М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. — С.141-144. -0,12 п.л.
  15. Понятовская Е.В., Усольцева H.H. Психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов педагогических колледжей // Развитие педагогического образования в России в XIX — начале XXI века:Монография /Под ред. Г.Б.Корнетова. М.:АСОУ, 2007. — С. 155159. -0,31 п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75%.
  16. Понятовская Е.В. Формирование интеллигентности будущего педагога в условиях педагогического колледжа // Вестник развития науки и образова-ния.-2007. -№ 4.-С.112-115. — 0,25 п.л.
  17. Понятовская Е.В. К истории вопроса «интеллигентность учителя» //Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы педагогических чтений. Сборник научных трудов. — Иркутск: Изд-во ГОС ВПО «Ир-кут. гос. Пед. Ун-т, 2007. -Вып.8.-С.52-56 .- 0,25 п.л.
  18. Понятовская Е.В., Н.В. Осипова.- Портфель куратора: электронное учебно-методическое пособие / Издат-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. -24 с.. — 1 п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75%.
  19. Понятовская Е.В., Н.В. Осипова Из опыта внедрения «Портфеля куратора» в воспитательный процесс // Материалы седьмой областной научно-практической конференции по проблемам гуманной педагогики: Наполнение культурой образовательного пространства (Из опыта работы учителей школ г. Ангарска) /под ред. O.A. Лапиной. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. унта,2008. — С.59-62. — 0,25 п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75%.
  20. Понятовская Е.В. ,Пядушкина H.H.// Теоретический анализ подходов к определению качеств педагога-интеллигента / Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования: ВСГАО.- Иркутск, 2009. — Вып. 10: Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования: Обще-рос. науч. практ. конф. (Иркутск, 18 ноября 2009): материалы.- С. 148-154. — 0,24 п.л. Авт. вклад Понятовской Е.В. — 75%.
  21. Понятовская Е.В. Подготовка педагогической интеллигенции в образовательном процессе педагогического колледжа //Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (15 февраля 2010г.) — Новосибирск. -2010.-С.7-11.-0,31 п.л.
  22. Понятовская Е.В. Педагогические условия становления будущего педагога как интеллигента в образовательном процессе педагогического колледжа //Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т.Т2. Отечественная педагогическая традиция/Под ред. Г.Б. Корнетов.-М.:АСОУ, 2010.-248 с. -0,38 пл.
  23. Понятовская Е.В. К проблеме подготовки педагогической интеллигенции Восточно-сибирского региона в условиях педагогического колледжа // Экономика, право, образование. Актуальные проблемы современности: св. науч. тр.//Вестник ИрГТУ. Серия «Институт экономики». — Иркутск, 2010. — 236 с. — 0,37 п.л.
  24. Понятовская Е.В. Изучение истории отечественного образования при подготовке педагогической интеллигенции в колледже Н Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества. Материалы Шестой национальной научной конференции. Москва, 11 ноября 2010 г. /Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2010. — 148 с. — 0,18 п.л.

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u-studentov-kachestv-intelligenta-v-obrazovatelnom-protsesse-kolledzha#ixzz3yuYhsUYV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 3 =