ШКАЛЫ ВОПРОСНИКА:
Шкала порядочности — 1б, 2б, 3а, 4б, 5а, 6а, 7б, 8а, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15б, 16а, 17а, 18а, 19а , 20а, 21б, 22б, 23а, 24а, 25б, 26б, 27б, 28а, 29а, 30б, 31б, 32а, 33а, 34б, 35а.
Шкала патриотизма — 36б, 37б, 38а, 39а, 40б, 41б, 42б, 43б, 44а, 45б, 46а, 47б, 48б, 49б, 50а, 51а, 52а, 53б, 54б, 55а, 56б, 57б, 58а, 59а, 60а, 61а, 62а, 63б, 64а, 65а, 66б, 67б, 68б, 69а, 70а.
Шкала профессионализма — 71а, 72б, 73а, 74б, 75а, 76а, 77б, 78а, 79б, 80б, 81а, 82б, 83б, 84б, 85а, 86б, 87а, 88б, 89а, 90б, 91б, 92б, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98б, 99а, 100б, 101а, 102а, 103а, 104б, 105б.
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Чтобы иметь количественное представление о результатах тестирования, нужно:
1) Подсчитать количество совпадений по каждой шкале в отдельности, Nпор., Nпат. и Nпроф.
2) Подставив полученные значения в формулы, подсчитать соответствующие потенциалы Рпор., Рпат. и Рпроф. в процентах:
Рпор.(%) = Nпор.· 100 : 35;
Рпат.(%) = Nпат.· 100 : 35;
Рпроф.(%) = Nпроф.· 100 : 35.
3) Получить потенциал интеллигентности можно, вычислив среднее арифметическое полученных значений, т.е.:
Ринт.(%) = (Рпор.(%) + Рпат.(%) + Рпроф.(%)) : 3.
ОПИСАНИЕ ПАРАМЕТРОВ:
Потенциал порядочности отражает наличие качеств, обеспечивающих сохранение человеком собственного достоинства и характеризующих его как индивида (Рис. 1). Это такие качества, как автономия, адекватность, аккуратность, наличие воли, воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, чувство достоинства, духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, порядочность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, наличие чести, честность. В совокупности эти качества образуют т. н. кластер порядочности, поскольку от того, как они проявляются в поведении человека, зависит, насколько порядочным он выглядит.
Низкий потенциал порядочности (Рпор.(%) < 50%) свидетельствует об отсутствии уважительного отношения к чувству собственного достоинства других людей и способности к поступкам, задевающим чувство собственного достоинства других людей.
Высокий потенциал порядочности (Рпор.(%) > 70%) свидетельствует о наличии уважительного отношения к чувству собственного достоинства каждого человека и неспособности к поступкам, задевающим чувство собственного достоинства других людей.
Потенциал патриотизма отражает наличие качеств, обеспечивающих сохранение человеком своего гражданского достоинства и характеризующих его как гражданина (Рис. 1). Среди них альтруизм, бережливость, бескорыстие, чувство благодарности, благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, патриотизм, преданность, приветливость, радушие, самоотверженность, соборность, чувство сопричастности, чувство сострадания, справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость. В совокупности эти качества образуют т. н. кластер патриотизма, поскольку от того, как они проявляются во взаимодействии человека с другими людьми, зависит, можно ли его назвать патриотом.
Низкий потенциал патриотизма (Рпат.(%) < 50%) свидетельствует об отсутствии уважительного отношения к чувству гражданского достоинства других людей и способности к поступкам, задевающим чувство гражданского (или национального) достоинства других людей.
Высокий потенциал патриотизма (Рпат.(%) > 70%) свидетельствует о наличии уважительного отношения к чувству гражданского достоинства каждого человека и неспособности к поступкам, задевающим чувство гражданского (или национального) достоинства других людей.
Потенциал профессионализма отражает наличие качеств, обеспечивающих сохранение человеком его профессионального достоинства и характеризующих его как специалиста (Рис. 1). Это активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, наличие культуры, любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, профессионализм, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, наличие таланта, творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, наличие ума, целеустремленность, наличие эрудиции, чувство юмора. В совокупности эти качества образуют т. н. кластер профессионализма, поскольку от того, как они проявляются в деятельности человека, зависит, производит ли он впечатление профессионала своего дела.
Низкий потенциал профессионализма (Рпроф.(%) < 50%) свидетельствует об отсутствии уважительного отношения к чувству профессионального достоинства других людей и способности к поступкам, задевающим чувство профессионального (или корпоративного) достоинства других людей.
Высокий потенциал профессионализма (Рпроф.(%) > 70%) свидетельствует о наличии уважительного отношения к чувству профессионального достоинства каждого человека, а также, неспособности к поступкам, задевающим чувство профессионального (или корпоративного) достоинства других людей.
Потенциал интеллигентности отражает развитие качеств, обеспечивающих сохранение человеком своего человеческого достоинства и характеризующих его как личность (Рис. 2). Это качества, образующие кластеры порядочности, патриотизма и профессионализма, служащие удовлетворению потребностей высших порядков в уважении, общении и самоактуализации соответственно. С другой стороны, они представляют собой именно ту совокупность качеств, которую в России называют интеллигентностью.
Низкий потенциал интеллигентности (Ринт.(%) < 50%) свидетельствует об отсутствии уважительного отношения к чувству человеческого достоинства других людей и способности к поступкам, задевающим чувство человеческого достоинства других людей.
Высокий потенциал интеллигентности (Ринт.(%) > 70%) свидетельствует о наличии уважительного отношения к чувству человеческого достоинства других людей и неспособности к поступкам, задевающим чувство человеческого достоинства других людей.
Олег Михайлов
Анализ программных и нормативных документов, отечественной и зарубежной научной литературы по теме статьи позволил определить методологические основы и концептуальные идеи исследования. Теоретические методы (аналогии, системный подход и пр.) использованы на этапах анализа вопросов гуманитаризации технического образования и синтеза авторской позиции. С помощью эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, тестирование) получены результаты, которые обобщены и представлены в форме, поддающейся верификации. Методы математической статистики (получение среднего, размаха, коэффициента корреляции) использовались для количественной интерпретации педагогических результатов. Результаты исследований и их обсуждение. Исторический опыт показывает, что задача вуза — не просто готовить специалистов-профессионалов, но и способствовать формированию у них общей культуры, гражданских качеств, гуманистического мировоззрения, социально ориентированных нравственных ценностей. Все эти дополнительные к узкому профессионализму качества личности в российском обществе неизменно понимаются как интеллигентность.