ИНСТРУКЦИЯ:
Ниже парами представлены по два утверждения, среди которых нет абсолютно правильных или абсолютно неправильных. Вам нужно выбрать то из них, которое, на Ваш взгляд, является более правильным.
УТВЕРЖДЕНИЯ:
- а) Я не стану следовать правилам какой-либо группы, если они не отвечают мнению большинства.
б) Я не стану следовать правилам какой-либо группы, если они не соответствуют моим убеждениям. - а) Мне всегда удается воспринимать действительность такой, какой она является на самом деле.
б) Мне не всегда удается воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле. - а) Неопрятность в своем внешнем виде считаю недопустимой.
б) Неопрятность в своем внешнем виде бывает не замечаю. - а) Не устраивающие меня обстоятельства жизни предпочитаю не замечать.
б) Не устраивающие меня обстоятельства жизни меняю по своему усмотрению. - а) Воспитанность есть отражение всего лучшего, что есть в окружении человека.
б) Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке. - а) Гордость — качество положительное, принципиально отличающееся от гордыни.
б) Гордость — качество отрицательное, ничем от гордыни не отличающееся. - а) Настоящей дисциплины без наказания не достичь.
б) Настоящей дисциплины без убеждения не достичь. - а) Доблесть выглядит решительной, хотя имеет добрую природу.
б) Доблесть выглядит решительной, хотя имеет недобрую природу. - а) Достоинство мне еще нужно заслужить.
б) Достоинство даровано мне от рождения. - а) Самое страшное для меня — смерть физическая.
б) Самое страшное для меня — смерть духовная. - а) Я считаю, что все государственные законы нужно беспрекословно выполнять.
б) Я считаю, что нужно выполнять те государственные законы, которые справедливы. - а) Пороки твёрдо усвоили: научись изображать искренность, и ты на коне.
б) Пороки твёрдо усвоили: научись быть искренним, и ты на коне. - а) Считаю, что одержать победу можно только в бою.
б) Считаю, что предотвращенный бой — это тоже победа. - а) Человека, открыто признающего свою ненадежность, можно считать вполне надежным.
б) Человека, открыто признающего свою ненадежность, вряд ли можно считать надежным. - а) Непринужденность в отношениях с друзьями вредна, поскольку приводит к фамильярности.
б) Непринужденность в отношениях с друзьями полезна, поскольку делает их естественными. - а) Нравственность — понятие относительное, в течение человеческой истории постоянно изменяющееся.
б) Нравственность — понятие абсолютное, в течение человеческой истории остающееся неизменным. - а) «Хочешь сделать хорошо, сделай сам» — это точно.
б) «Хочешь сделать хорошо, сделай сам» — не совсем так. - а) Порядочность человека начинается со способности уважать себя.
б) Порядочность человека начинается со способности уважать других. - а) В процессе общения главное для меня — понять правду другого человека.
б) В процессе общения главное для меня — сказать правду другому человеку. - а) У меня есть определенные моральные принципы и я стараюсь их соблюдать.
б) У меня нет каких-либо своих принципов, — в том числе, моральных, — живу как все. - а) Неосознанно подражая другим, человек теряет свою самобытность.
б) Несмотря на склонность подражать другим, каждый человек самобытен. - а) Помочь другим исправить свои ошибки проще, чем изменить себя.
б) Изменить себя, учитывая свои ошибки, проще, чем исправить других. - а) Когда на меня повышают голос, я просто ухожу.
б) Когда на меня повышают голос, отвечаю тем же. - а) Мне хотелось бы с полным правом сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
б) В словах: «Уже не я живу, но живет во мне Христос», никакой ценности для себя не вижу. - а) В моем представлении настоящая свобода это свобода «от».
б) В моем представлении настоящая свобода это свобода «для». - а) Некоторые исключительные преимущества над другими людьми у меня есть.
б) Никаких исключительных преимуществ над другими людьми у меня нет. - а) Когда мною овладевает страх, я теряюсь и делаю что попало.
б) Когда мною овладевает страх, мне удается взять себя в руки. - а) Я часто испытываю угрызения совести.
б) Я редко испытываю угрызения совести. - а) Ситуаций, когда мне стыдно, боюсь и избегаю.
б) Ситуаций, когда мне стыдно, никогда не бывает. - а) У меня слишком мягкий характер и это мне мешает.
б) У меня достаточно твердый характер и это мне помогает. - а) Я ощущаю себя верным слугой своих ограниченных потребностей.
б) Я ощущаю себя хозяином своих неограниченных потребностей. - а) В мужчине уравновешенность более ценна, чем в женщине.
б) В женщине уравновешенность более ценна, чем в мужчине. - а) Главное для человека – реализация своего жизненного предназначения.
б) Главное для человека – поставить цель своей жизни и суметь ее достичь. - а) Если мне не возвращают долг, я просто напоминаю о нем.
б) Если не возвращают долг, напоминать о нем мне неудобно. - а) Честность нельзя абсолютизировать, но она является гарантом всех достоинств.
б) Честность нельзя абсолютизировать, она не является гарантом всех достоинств. - а) Мне часто приходится поступаться своими интересами ради других.
б) Мне редко приходится поступаться своими интересами ради других. - а) На мой взгляд, бережливость — признак прижимистости.
б) На мой взгляд, бережливость — признак ответственности. - а) Лично мне, подарки приятнее дарить, чем получать.
б) Если честно, подарки приятнее получать, чем дарить. - а) Я часто испытываю чувство благодарности.
б) Я редко испытываю чувство благодарности. - а) Благоразумие часто встречается даже у молодых людей.
б) Благоразумие редко встречается даже у пожилых людей. - а) Вместе с сословиями ушло в историю и человеческое благородство, его подменили партийной номенклатурой.
б) Несмотря на исторические катаклизмы, как качество личности человеческое благородство никуда не исчезло. - а) Думаю, вежливый человек никогда не повысит голос.
б) Думаю, вежливый человек способен повысить голос. - а) Уступчивость, говорит о духовной слабости человека.
б) Уступчивость, говорит о духовной зрелости человека. - а) Верность – это когда поиск кого-то более предпочтительного навсегда завершен.
б) Верность – это когда поиск кого-то более предпочтительного лишен смысла. - а) Я за возвращение смертной казни.
б) Я против возвращения смертной казни. - а) Деликатность добродетельна, но свойственна она и нехорошим людям.
б) Деликатность добродетельна, она свойственна только хорошим людям. - а) Добродетельным можно назвать только того, кто уже делает добро.
б) Человека, стремящегося к добродетели, уже можно назвать добродетельным. - а) «Не верь, не бойся, не проси» — принцип всех доброжелательных людей.
б) «Не верь, не бойся, не проси» — принцип не очень доброжелательных людей. - а) Я считаю, что нищие заслуживают осуждения.
б) Я считаю, что нищие заслуживают сочувствия. - а) Заботливость бескорыстна и с эгоизмом ничего общего не имеет.
б) Заботливость основана на эгоизме и, если вдуматься, она корыстна. - а) Милосердие должно быть мудрым, основываться не на чувствах, а на разуме.
б) Милосердие исходит от сердца, поэтому основывается не на разуме, а на чувствах. - а) Наличие богатства — не признак стяжания.
б) Отсутствие богатства — признак нестяжания. - а) Бездомные животные вызывают у меня больше сочувствия, чем бездомные люди.
б) Бездомные люди вызывают у меня больше сочувствия, чем бездомные животные. - а) Мне кажется, жить с открытой душой трудно и небезопасно.
б) Мне кажется, жить с открытой душой легче и приятней. - а) Любовь к родине проявляется в отношении человека к своим соотечественникам.
б) Любовь к родине проявляется в отношении человека к врагам своего отечества. - а) Настоящую преданность я испытываю к тем, кто по-настоящему предан мне.
б) Настоящую преданность я испытываю к тем, кого по-настоящему люблю. - а) Суть приветливости в ее естественности и непринужденности, — поддельной она быть не может.
б) Суть приветливости в соответствии правилам этикета, — она должна быть безупречной. - а) Радушие можно назвать национальной чертой русского народа, унаследованной издревле.
б) Радушие является национальной чертой русского народа, выпестованной православием. - а) Самоотверженность бывает разрушительной и аморальной.
б) Самоотверженность разрушительной и аморальной быть не может. - а) Добровольное единение людей на основе их любви к чему- или кому-либо есть величайшее благо, которым стоит дорожить.
б) Добровольное единение людей на основе их любви к чему- или кому-либо есть обычное, ничем не примечательное явление. - а) На мой взгляд, мы сопричастны к Победе настолько, насколько о ней помним.
б) Я не чувствую никакой сопричастности к Победе, хотя и помню о ней. - а) На мой взгляд, все вместе мы способны помочь больным детям.
б) На мой взгляд, больным детям должно помогать государство. - а) Чтобы быть справедливым, достаточно честности.
б) Чтобы быть справедливым, нужно много знать. - а) Во всем должна быть аккуратность, особенно в подборе слов и выражений.
б) Во всем должна быть аккуратность, особенно в труде и на рабочем месте. - а) По-моему, люди выходят из себя с целью поднять свою значимость.
б) По-моему, люди выходят из себя потому, что элементарно сдают нервы. - а) Без учтивости лживый и лицемерный человек имел бы репутацию грубияна.
б) Без учтивости правдивый и честный человек имел бы репутацию грубияна. - а) Все, что входит в понятие «человеколюбие», стремительно уходит в прошлое.
б) Все, что входит в понятие «человеколюбие», восстанавливается и набирает силу.
- а) Можно сказать, что сегодня люди нуждаются в защите от животных.
б) Можно сказать, что сегодня животные нуждаются в защите от людей. - а) Чужую боль всегда переживаю как свою.
б) Если честно, мне достаточно своих проблем. - а) Чем больше у человека щедрости, тем больше у него богатства.
б) Чем меньше у человека щедрости, тем больше у него богатства. - а) Я очень люблю принимать участие в организации различных мероприятий.
б) Я не люблю принимать участие в организации каких-либо мероприятий. - а) Грамотность – это умения читать, писать и считать, с помощью которых человек познает мир.
б) Грамотность – это признак, с помощью которого один культурный человек определяет другого. - а) В любом деле нужно стремиться к совершенству, хорошее — враг лучшего.
б) В любом деле нужно уметь вовремя остановиться, лучшее — враг хорошего. - а) Мне никогда не приходилось изобретать ничего нового.
б) Изобретение чего-то нового доставляет мне удовольствие. - а) Инициативность уместна, если сопровождается ответственностью.
б) Инициативность уместна, если санкционирована начальством. - а) Вопросы этого теста затруднений не вызывают.
б) Вопросы этого теста сложны для восприятия. - а) Квалифицированность зависит от опыта человека, поэтому со временем она способна только повышаться.
б) Квалифицированность зависит от многих факторов, поэтому со временем она способна понижаться. - а) Знакомство и общение с незнакомыми людьми это творческий процесс, чаще всего доставляющий удовольствие.
б) Знакомство и общение с незнакомыми людьми это вынужденная мера, удовольствие, как правило, не доставляющая. - а) Я хорошо осознаю масштабы своей компетентности.
б) Я хорошо осознаю масштабы своей некомпетентности. - а) Каждый творческий человек креативен по определению.
б) Не каждого творческого человека можно назвать креативным. - а) Произведения искусства отражают не то, что мы видим, а то, что должны видеть.
б) Произведения искусства отражают то, что мы видим, а не то, что должны видеть. - а) Интерес к получению новых знаний был у меня в детстве, а с возрастом он проходит.
б) Интерес к получению новых знаний сопровождает меня всю жизнь, постоянно чему-то учусь. - а) Об уровне мастерства человека свидетельствует его компетентность.
б) Об уровне мастерства человека свидетельствует его востребованность. - а) Конфуций говорил: «Мудрец не гордится своими недостатками, но гордится, исправляя их».
б) Конфуций говорил: «Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их». - а) Для проявления настойчивости мне необходима долгосрочная цель.
б) Для проявления настойчивости мне достаточно краткосрочной цели. - а) Находчивость – это качество, необходимое для членства в клубах веселых и находчивых.
б) Находчивость – это качество, необходимое для сохранения чести и собственного достоинства. - а) Мне нравится осваивать новые виды деятельности.
б) Мне не нравится осваивать новые виды деятельности. - а) Образованность — это результат усвоения определенного объема знаний, умений и навыков.
б) Образованность — это результат освоения некоторой совокупности достоинств. - а) Жизнь не такая, какая есть, а такая, какой мы ее себе представляем.
б) Жизнь не такая, какой мы ее себе представляем, а такая, какая есть. - а) Я предпочитаю сосредотачиваться на выполнении намеченных планов.
б) Я предпочитаю сосредотачиваться на решении наиболее важных задач. - а) Непрофессионализм коллег иногда меня раздражает.
б) Непрофессионализм коллег никогда меня не раздражает. - а) Отсутствие пунктуальности воспринимается людьми как неорганизованность.
б) Отсутствие пунктуальности воспринимается людьми как цинизм и неуважение. - а) Разумное поведение предполагает наличие стремления поступать разумно и разума, позволяющего это делать.
б) Разумное поведение предполагает наличие разума и способности поступать так, как он подсказывает. - а) Даже при изменении обстоятельств я с трудом отказываюсь от принятого решения.
б) Если обстоятельства меняются, я легко могу отказаться от принятого решения. - а) Самодисциплина в контроле не нуждается.
б) Самодисциплина требует самоконтроля. - а) Предпочитаю сам организовывать свою работу, требования сверху меня утомляют.
б) Предпочитаю хорошо организованную работу, требующую высокой дисциплины. - а) О наличии у меня таланта говорят постоянно.
б) О наличии у меня таланта никто никогда не говорил. - а) Для творчества нужно очень много свободного времени.
б) Творчество в наличии свободного времени не нуждается. - а) Требовательные руководители чаще пользуются уважением, чем нетребовательные.
б) Требовательные руководители реже пользуются уважением, чем нетребовательные. - а) Любая работа доставляет мне удовлетворение, если хорошо оплачивается.
б) Любая работа доставляет мне удовлетворение, если она мне интересна. - а) Меня можно назвать уверенным в себе человеком.
б) Меня нельзя назвать уверенным в себе человеком. - а) Если какое-то дело мне не нравится, я стараюсь сделать его хорошо.
б) Если какое-то дело мне не нравится, я стараюсь его не делать. - а) Я знаю, чего хочу достичь в жизни, и уверенно иду к своей цели.
б) Я знаю, чего хочу в жизни, но результат зависит не только от меня. - а) Можно быть эрудированным, но так и не запомнить, какая река самая длинная в мире.
б) Можно быть эрудированным, но так и не усвоить духовное знание о смысле жизни. - а) В состоянии огорчения быстро расстраиваюсь и мне не до шуток.
б) В состоянии огорчения стараюсь шутить, чтоб не расстраиваться.
Олег Михайлов
Казалось бы, 1 балл за патриота — это наименьший, но положительный вклад в общий результат теста. Однако с учетом логики перевода баллов в результат фактически ответы оцениваются в диапазоне от 0 до 2 баллов, то есть патриот, по сути, противопоставляется интеллигенту. А как же быть тогда с признанным мнением о том, что любовь к Родине -отличительная особенность интеллигента? Можно было бы сравнить патриотизм с другими качествами, по сравнению с которыми любовь к Родине оценивалась бы выше, но в тесте этого нет. Есть и другие спорные моменты. Тем не менее оба теста в наших экспериментах показали свою работоспособность, валидность. Строго говоря, их и сравнивать не с чем, ведь обычно считается, что интеллигентность не поддается количественной оценке.
Простите, Михаил, не понял, почему Вы считаете, что «патриот, по сути, противопоставляется интеллигенту»? Кластер патриотизма составляет 1/3 качеств, образующих понятие интеллигентности (см. п. «Обработка результатов»).