Постановка целей

Как и сам процесс воспитания, постановка воспитательных целей предполагает наличие субъекта, который способен их перед собой поставить. В качестве субъектов воспитательного воздействия могут выступать:

  • дети, подростки, юноши и девушки, осознающие целесообразность совершенствования собственной личности (самосовершенствования) посредством формирования в себе личностных качеств, востребованных цивилизованными сообществами;
  • родители (лица, их заменяющие), осознающие роль и значение личностных качеств в жизни человека, изъявившие желание и готовность помочь своему ребенку в  самовоспитании;
  • учителя и другие педагогические работники учреждений общего среднего и дополнительного образования, осознающие зависимость поведения и успехов своих подопечных от их личностных качеств, способные инициировать и координировать работу с родителями по формированию у детей уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим.

Кроме перечисленных субъектов, в качестве инициаторов внедрения в практику работы учреждений образования предлагаемых целей могли бы стать:

  • руководители и члены родительских комитетов, осознающие угрозы, исходящие от стихийного влияния на детей среды их обитания, испытывающие стремление минимизировать их отрицательные последствия посредством популяризации среди родителей идеи формирования уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим;
  • руководители органов и учреждений общего среднего и дополнительного образования, осознающие свою должностную ответственность за уровень воспитательной работы в вверенных им педагогических коллективах, располагающие возможностями организованного, целенаправленного управления процессом массового внедрения идеи формирования уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим, среди учителей и других педагогических работников учреждений общего среднего и дополнительного образования;
  • собственники предприятий, руководители учреждений и организаций, ориентированных на интеллигентизацию отношений, осознающие свою гражданскую ответственность за подготовку подрастающего поколения к цивилизованному участию в жизни общества, располагающие возможностями оказания организационной /интеллектуальной / материальной помощи учебным заведениям во внедрении ими в практику своей работы настоящих рекомендаций.

Если исходить не из идеальных, а из реальных оценок современной действительности, следует признать, что самой вероятной, самой ценной, самой безболезненной,  самой эффективной и самой перспективной инициативой является инициатива снизу. Лучше всего, когда она исходит от самих детей, но такое возможно лишь в подростковом возрасте, и то не всегда.

Когда же, ввиду возрастных, психологических или интеллектуальных особенностей никакого интереса к своему личностному росту ребенок не проявляет, на помощь могут прийти родители и прочие близкие, заинтересованные в его развитии люди, — бабушки, дедушки, тети, дяди, официальные и неофициальные опекуны. Какой при этом может быть их роль? Прежде всего, это собственный пример. А для этого нужно самому быть, как минимум, человеком, чувствительным или склонным к интеллигентности.

В тех случаях, когда успеваемость и поведение учащихся оставляют желать лучшего, а помощи от родителей по тем или иным причинам ждать не приходится, учителя при организации своей воспитательной работы также могут ориентироваться на идеи, содержащиеся в настоящих рекомендациях. Не лишне напомнить о той важнейшей роли, которую играет собственный пример учителя при этом. Каждый человек, вспоминая своих лучших учителей, может сказать о них, что это были интеллигентные люди — носители лучших человеческих качеств.

Учитывая, что у определенной категории настоящий материал вызвать интерес не способен по объективным причинам, дальнейшие рассуждения о формулировке воспитательных целей будут ориентированы на людей, к интеллигентности и качествам, ее образующим, относящихся с уважением.

Поскольку любая цель, это конечный результат деятельности, направленной на ее достижение, будем исходить из того, что конечным результатом деятельности по формированию у ребенка того или иного качества является его стремление (желание, готовность) быть носителем этого качества. Для возникновения такого стремления у ребенка должно быть уважительное отношение к данному качеству, возникшего вследствие проявленного к нему интереса. Интерес же возникает в результате осознания (еще лучше, осмысления, обобщения и систематизации, но не обязательно сразу), которому предшествует восприятие информации о том или ином качестве.

Поэтому, процесс достижения воспитательной цели состоит из нескольких этапов:

1. Восприятие и осознание ребенком информации о том или ином качестве. Т.е., он должен о нем услышать, прочитать, увидеть на примере и зафиксировать своим сознанием установленное взаимно-однозначное соответствие (взаимосвязь) между понятием (названием качества) и его сутью.

Для этого ознакомьте ребенка с понятием формируемого качества и его смысловым содержанием. Например, при знакомстве с дисциплинированностью, воспользуйтесь любым из известных определений: «Дисциплинированность — это склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения»[1]. Или опишите дисциплинированность своими словами, как считаете нужным, лишь бы ребенок понял ее суть.

2. Возникновение у ребенка интереса к данному качеству как качеству личности. Не каждое качество имеет смысл только применительно к личности, как, например, достоинство, культура или автономия, поэтому для появления у ребенка интереса к конкретному качеству необходимо, чтобы он ощутил его непосредственное отношение к самому себе, своему характеру, своим успехам и т.п. Особо важную роль на данном этапе играет используемая взрослыми система мотивации.

Например, посмотрите вместе с ребенком ролик под названием «Церковная дисциплина»[2] и обсудите с ним вопрос, какую роль в двухвековой истории церкви сыграла дисциплинированность прихожан. Обратите внимание на тот факт, что есть понятие «дисциплина», — которая может быть церковной, школьной, армейской, — а есть понятие «дисциплинированность как качество личности», которое проявляется в склонности человека «к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности»[3]. Своими словами опишите особенности дисциплинированных людей, например: У дисциплинированных людей день расписан по часам. Придерживаясь установленных ограничений, человек проявляет дисциплинированность.

3. Возникновение у ребенка уважительного отношения к данному качеству личности благодаря преимуществам, которые оно дает своему обладателю.

Например: Дисциплинированный человек не тратит время попусту, он способен больше успевать, быстрее и увереннее достигать своих целей. Дисциплинированный человек пользуется авторитетом у товарищей, коллег, партнеров, поскольку никогда никуда не опаздывает, все делает вовремя, с ним приятно иметь дело. Если уровень развития ребенка позволяет, порекомендуйте ему посмотреть какой-нибудь ролик о дисциплинированных людях[4], их образе жизни, достижениях и т.п.

4. Возникновение у ребенка желания (готовности, стремления) обладать данным качеством. Естественно, обладание качеством не наступает от одного желания, но без наличия желания оно не наступить никогда. Поэтому, задача этого этапа заключается в возбуждении в ребенке намерения воспитать в себе данное качество, стать его носителем.

Для этого можете посоветовать ребенку составить свой режим дня (или план на неделю), помогите ему это сделать. Расскажите, почему его следует соблюдать, хвалите за самостоятельность, проявление организованности, силы воли и пр. Подчеркивайте появившиеся преимущества, всячески поощряйте любые признаки дисциплинированности. По мере взросления расскажите о тайм-менеджменте, подскажите, что почитать на эту тему, или посоветуйте найти самому[5].

5. Возникновение у ребенка критического отношения к качеству, противоположному по смыслу. Деликатность данного этапа заключается в том, что появившееся у ребенка  критическое отношение к качеству, противоположному по смыслу, не должно сопровождаться критическим отношением (пренебрежением, скептицизмом, высокомерием и т.п.) к людям, которым оно свойственно.

Критического отношения ребенка к недисциплинированности можно достичь с помощью главы «Портрет недисциплинированного человека»[6], например, а также множеством других способов, в т.ч. при изучении знаменитого романа И.А. Гончарова.

Как нетрудно догадаться, этапы достижения воспитательной цели по каждому качеству одни и те же:

    • восприятие и осознание понятия;
    • интерес к понятию как качеству личности;
    • уважительное отношение к качеству личности;
    • стремление быть человеком, обладающим данным качеством;
    • критическое отношение к качеству, противоположному по смыслу.

А варианты их реализации могут быть какими угодно.

Не претендует, также, на истину в последней инстанции предложенная дифференциация качеств по возрастным категориям. Дети разные, условия для их развития разные, субъекты воспитательного воздействия тоже разные. Одному ребенку представление об ответственности, например, целесообразно давать еще в детстве, другому — в отрочестве, а третьему — и в юности бесполезно. Но, чем раньше начнется процесс постижения человеком личностных качеств, тем лучше.

Точно также, могут быть внесены коррективы и в содержание кластеров. Кто-то считает, что для кластера порядочности более релевантной является, например, доблесть, а кто-то убежден, что — наличие чувства долга. Родитель или педагог без сомнений может заменить любое качество другим, с его точки зрения, более актуальным. Главное, не забывать напутствие специалиста в области педагогической и возрастной психологии  В.А. Крутецкого: «Воспитатель должен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаются в устойчивые образования тогда, когда становятся формой выражения, средством «материализации» мотивов, потребностей, отношений»[7].

___________________________
1. Платонов К.К. Психология: учебное пособие.
2. «Православный календарь. Церковная дисциплина» на телеканале «Союз», — https://www.youtube.com.
3. Ковалев П.Д. Дисциплинированность, — https://podskazki.info.
4. Например, «Кто такой дисциплинированный человек?» на канале «Простая Академия», — https://www.youtube.com.
5. Например, Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать.
6. Маккензи Роберт Дж. Самодисциплина [Секретные методики спецслужб].
7. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Постановка целей: 1 комментарий

  1. «Цель образования не в том, чтобы просто сообщить знания, и даже не в том, чтобы привить культуру, а в том, чтобы воспитать интеллигенцию. Интеллигентность, как можно заметить, не является некой информацией, которую нужно выучить и запомнить, но является психологической особенностью, которую необходимо развивать. Уверен, что нет бездарных людей, поэтому интеллигентом может стать каждый» (Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигенции).

    «В сегодняшнем разобщенном мире понятие «интеллигент» может соединить разные социальные слои и группы населения, политические партии и движения. И тех, кто ратует за самобытный путь национального развития, поскольку само понятие «интеллигенция» имеет российские корни; и тех, для кого западные ориентиры — маяки реформирования, так как Петровские реформы были повивальной бабкой интеллигенции. Понятие «интеллигенция» не может оттолкнуть православие, поскольку многие его родовые черты, такие как совестливость, правдивость, человеколюбие, жертвенность, формировались под влиянием нравственных заповедей Нового Завета. «Интеллигенция» — не профессиональная, а нравственная категория и потому имеет отношение ко всем без исключения слоям и группам общества» (Запесоцкий А.С. Российский интеллигент — идеал воспитания современного специалиста).

    «Чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, нужна громадная работа над собою, долгая упорная борьба против грубых животных инстинктов, неустанный рост благоговения перед Верховным Идеалом жизни. Тут-то вот и кроется главная ошибка нашего воспитания. Люди наивно думают, что стоит лишь указать детям, что правильно, что неправильно, и дети будут поступать правильно. Мы, в большинстве случаев, еще не понимаем, что нравственная польза, которая может быть достигнута воспитанием, должна являться следствием воспитания скорее сердца и воли, чем разума. Если вместо того, чтобы вразумлять ребенка: то, дескать, хорошо, а то дурно, вы даете ему это почувствовать, если вы заставляете его (собственным или чьим иным примером) полюбить добродетель и возненавидеть порок, если вы усиливаете в нем желания благородные и притупляете низкие, если вы вызываете к жизни дремлющее до того доброе чувство, если вы прививаете ему симпатичное стремление, то вы действительно воспитываете ребенка, вырабатываете из него человека» (Петров Г. Евангелие как основа жизни).

    «Думаю, интеллигентности не учатся. Я полагаю, что это особое состояние, что ли, которое постепенно накапливается. И человек может постепенно приближаться к понятию «интеллигентность» и стать интеллигентным. То есть, это какое-то накопление. Наверное, интеллигентности не учатся, а накапливают какие-то качества, и с какого-то момента человек, очевидно, может сказать, что, наверное, я все-таки интеллигент. <...>

    Мне кажется, что все большее и большее значение в самом процессе обучения сегодня играет воспитание. Чувства добрые все-таки надо воспитывать. Понимаете, они, конечно, и сами приходят. Но мы не знаем до конца, как формируется внутренний мир человека. Безусловно, на примерах и добрых поступках и понимании, что это добрый поступок. Очень трудно воспитывать интеллигентного человека в неинтеллигентной семье. Словом, вклад родительский никак нельзя отбросить. Поэтому я бы обратилась к родителям, чтобы и они подумали о том, хотят ли они видеть своих детей интеллигентными людьми. Затем это, конечно, школа и особенно преподаватели самых первых классов. Многое идет от того, как учитель говорит с учеником, какие интонации у него в голосе» (И.Антонова. «Интеллигентность – это гармония духа» Беседа Альберта Лиханова с Ириной Антоновой).

    «Провозглашая целью воспитания личностное развитие школьников, ее составители затем акцентируют внимание на различных аспектах этого развития, его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.

    Первое – это усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется, что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям этого общества, другими словами, — как слон в посудной лавке. Все это можно назвать когнитивной, знаниевой стороной процесса личностного развития ребенка. Задумаемся, какие именно социально значимые знания мы хотим передать своим воспитанникам? Что мы считаем важным для них? Без каких знаний мы не мыслим их полноценного личностного развития? Ответы на эти вопросы станут первым шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.

    Второе – это развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных отношений. Это можно назвать реляционной, отношенческой стороной процесса личностного развития ребенка. Спросим себя, какие именно отношения мы хотели бы развивать в своих воспитанниках? Какие из этих отношений важны для них в их нынешней и будущей жизни, а какие, может быть, нет? Что необходимо ценить сегодня, а что – считать неприемлемым? На что из всего этого мы в состоянии повлиять как педагоги? Хотим ли повлиять? И будем ли предпринимать такие попытки? Отвечая на все эти вопросы, мы делаем второй шаг в конкретизации представленной в программе цели воспитания.

    Третье – это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.
    Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.

    Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным» (О разработке Программы воспитания. Методические рекомендации Института стратегии развития образования РАО // orm.instrao.ru).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 2 =