В семидесятые годы прошлого столетия А З.Бжезинский сказал: «Нужно использовать апологетику буржуазного образа жизни, чтобы молодежь Советского Союза пропила и прогуляла завоевания русской революции». И нужно признать, им это удалось. Кроме того, они делают из России сырьевой придаток для своей экономики и практически неисчерпаемый рынок сбыта. Но при всем том, не это самое страшное.
Страшно то, что нам навязали потребительскую психологию со всеми вытекающими из этого последствиями. Сейчас мы уже не способны отказаться от Интернета, например. А ведь, начиная от кнопочки на клавиатуре, заканчивая серверами хостинг-провайдеров, результатов труда российских специалистов там нет. Наши потребности намного опережают наши возможности их удовлетворения, поэтому мы без боя становимся заложниками западной экономики, отдавая взамен ресурсы, принадлежащие не только нам, но и будущим поколениям. Живем, воруя у еще не родившихся.
Реально что-либо изменить можно только совместными усилиями, но для этого нужна солидарность, которой сейчас нет. А, чтобы она возникла, необходима единая система ценностей, создать которую могут только истинные интеллигенты, способные к коллективному труду. Без наличия способности говорить на одном языке ничего не изменить.
Слава Богу, несмотря на издевательства и уничтожение, истинные интеллигенты в России всегда были и есть. Десятки, если не сотни наших соотечественников, могли бы объединить усилия и создать общенациональную систему ценностей.
Наша задача суметь разглядеть вокруг себя подлинные ценности, а не те, что попали к нам через таможню.
Олег Михайлов
2 сентября 2011
«Попытки создать нормативный образец интеллигента как творения культуры и ее творца мы находим в Библии, Коране и других энциклопедиях человеческого гения. Они позволяют увидеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных для культуры нравственно-эстетических качеств» (Ариарский М.А. Нравственные истоки российской интеллигентности).
«Истинная интеллигентность деятельна по природе и столько же выражается в реальном стремлении к облагораживанию себе подобных, сколько и в стремлении к интеллектуальному, эстетическому и моральному самосовершенствованию и к непрерывному разумному улучшению существующего» (Мильнер-Иринин Я.А. Этика, или Принципы истинной человечности).
«Интеллигенты, по сути, и являются родом секуляризированных в рамках конкретной государственности христиан» (Левкин А.В. Почему я не интеллигент?).
«Именно интеллигенты – книгочеи, лекари, механики, писатели и поэты – являются «лучом света» в царстве феодального мракобесия, в котором развивается сюжет произведения. Именно на них, как главных носителей нравственного прогресса, и возлагают надежду авторы. «…В этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной радостью будущего… они – фермент, витамин в организме общества, – пишут Стругацкие. – Уничтожьте этот витамин, и общество загниет… Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусства и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции… Можно сколько угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам» (Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы).
«… русский интеллигент — это не столько профессионал в той или иной области духовного производства, сколько тираноборец и вестник-глашатый великого исторического реванша слабых над сильными» (Панарин А. С. Реванш истории : российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. С. 73).
«Интеллигенты нужны для сохранения вида!» (Из комментариев на форуме «Весь Сосновый Бор).
«Им не надо с кем-то бороться, с них должны брать пример» (Ломоносов А. Кто есть интеллигенты?).
«Человек начинается там, где он ставит себе надличную ценность и начинает ей служить.
… главная драма российской истории — это драма несовпадения личного темперамента и исторической ниши. В этих условиях интеллигент может быть шутом или пророком» (Быков Д. Русская история еще не началась).
«Россия не может существовать без интеллигентов, и интеллигенты без нее. Увы, не все это понимают» (Лурье Ф.М. Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция).
«Создание новых знаний, новой информации – дело интеллектуалов. Интерпретация, моральная «окраска» нового знания – дело тех, кто несет все это народу. Как было бы хорошо, если бы этот дар несли народу интеллигенты» (Кошкин В. Интеллектуалы. Интеллигенты).
«Настоящий интеллигент – это тот, кто остается интеллигентом при любых обстоятельствах. Настоящие интеллигенты были во все эпохи и среди разных народов и после того, как исчезнет последний настоящий интеллигент, недолго протянет и все человечество» (Воин А.М. Интеллигенты и интеллектуалы (Дополнение к «Все о Веллере»)).
«… не человек творит историю. Какая бы у него политическая власть ни была, сколько бы у него наград не было, сколько бы штыков. Не он творит историю. Ее творит Бог. Через человеков.
Причем, не через всех, а лишь через тех, кто готов принять божественную благодать, готов бороться со своей греховной природой» (Нотин А. Православное возрождение на воюющем Донбассе. Причины духовного подъема в эпицентре войны).
«… современный интеллигент — это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинства, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, умеющий и стремящийся трудиться на высоком профессиональном уровне, сохраняющий активную гражданскую позицию» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).
«Собственно, истинный интеллигент уже в момент своего рождения имеет обширный комплект достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Которые получают достаточно хорошее развитие. Но он не начинает с нулевого уровня. Он начинает уже с достаточно значительной величины по всем этим параметрам. В нем уже сильна даже подсознательная тяга к самовоспитанию и самосовершенствованию. Эта жажда развития, максимально значительного и наиболее интенсивного, так мощно ощущается в его внутреннем мире, что ничем упрощенным и банальным из простой житейской прозы жизни ее утолить невозможно в принципе. Она звучит в роли доминирующей потребности. Ума, души и духа. Десятки предыдущих воплощений настоятельно требуют от конкретного человека своего продолжения. И не абы какого, а максимально достойного. Видимо, к такому человеку уже приставлен Высшими силами Ангел Хранитель высокого ранга. Который старательно и постоянно уберегает его от большинства наиболее примитивных искушений и соблазнов. И дает силы человеку в плане интуиции и проницательности интеллектуального, психологического и духовного плана. Чтобы вовремя распознать большинство не только обычных искушений, но нередко и достаточно изощренных. Он ведет человека по жизни таким образом, чтобы он мог реализовать свою персональную миссию на Земле особого посланника Высших сил по гармонизации человечества хотя бы в своем узком сегменте, в своем месте» (Алтунин А.И. Интеллигентность).