С тех пор, как идеи истинных интеллигентов были преданы анафеме, а они сами подвергнуты изгнанию, из оставшейся части населения власти старательно делали стадо. Людям внушали, что большинство всегда принимает более правильные решения, и мы привыкли жить с оглядкой на большинство. Даже, если оно уже превращено в стадо. И свое мнение лучше не высказывать, лучше не высовываться. Так жили, так и сейчас живем.
Как тогда, так и сейчас проблема заключается в том, что истинный интеллигент, — в силу своих особенностей, — не агрессивен и беззащитен, а людей, способных этим злоупотребить, большинство. Действовать ведь можно не по одиночке, а сообща, толпой.
На этот счет у кого-то из наших писателей-сатириков есть замечательный рассказ. Суть его в том, что в автобус вошел хулиган и всячески стал измываться над пассажирами. Все притихли, делая вид, что ничего страшного в этом не видят. Тогда он встал, и, обращаясь к ним, говорит: «Как вы можете такое терпеть? Вас же много, есть среди вас мужчины, неужели никто не в состоянии приструнить разбушевавшегося хулигана?». После этого присутствующие поняли, в чем дело, и началось: «Ах ты, интеллигент поганый, так ты нас разыгрывать надумал?..». Вторая часть рассказа посвящена описанию того, как дружно пассажиры измывались над интеллигентом и, в конце концов, высадили из автобуса.
Изложенная модель взаимоотношений человека с наилучшими качествами с большинством актуальна с древних времен и по сей день… «Пилат подумал: «…когда люди увидят, как сурово они поступили с Иисусом, им станет Его жалко». Но никто не выразил сострадания. Толпа кричала: «Распни Его!».
«Народу нашему свойственна давняя подозрительность, непонимание, а то и ненависть к интеллигентности и интеллигенции. Поэтому он готов поставить над собой кого угодно: кичливого барина, недоучку семинариста, безликого бюрократа, кухарку, пастуха, но только не интеллигента. Вот почему все наши потуги выбиться из грязи в князи обречены на провал» (Жемчужины мысли // интеллигентность).
Олег Михайлов
7 сентября 2011
«Благодаря тому, что истинный интеллигент в социуме всегда выступает «с открытым забралом», он часто попадает под удар. Люди, столь приверженные духовным ценностям и безнадежные в смысле «пропаганды и агитации», — чрезвычайно неудобны для тоталитарной власти. Поэтому каждая очередная идеологическая кампания, будь то пресловутое «дело врачей» или борьба с «тунеядцами», так или иначе оборачивалась против интеллигентов.
В постсоветский период выяснилось, что истинные интеллигенты плохо вписываются в рыночную экономику, Им неловко даже говорить о деньгах, не то чтобы требовать достойной оплаты своего труда. Поэтому им просто перестали платить. Естественно, это привело к очередной волне эмиграции, получившей название «утечка мозгов». Истинный интеллигент стал вымирающим видом в нашей стране» (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).
«Твой удел, интеллигент, никогда не быть в стане победителей, даже если победители начертали когда-то твое имя на своем знамени. Это тяжкий удел – не пожинать плоды победы собственной идеи. Но идея – твоя, ее победа – уже не твоя победа. Твой удел, интеллигент, – не отмщение и расправа, а защита беззащитных, в том числе тех, кто еще недавно боролся против тебя и твоих идей, тех, кто инако мыслит. Тебя обвинят в непоследовательности, в отступничестве, с тобой распрощаются твои железно последовательные друзья-победители. Ты снова станешь изгоем – уже в новом обществе. Но не пойди по инерции дорогой победившей идеи. (уже идеологии!) – «самое страшное — это инерция стиля». Это – из Коржавина.
А вот из Чичибабина:
Один в нужде скорблю душой,
Молчу и с этими, и с теми —
Уж я-то при любой системе
Останусь лишний и чужой».
(Кошкин В.М. Два Поэта. И заповеди интеллигента).