Согласны ли Вы, что особенностью интеллигентного человека является сопровождающее его желание докопаться до сути в связи со свойственным ему обострённым чувством справедливости?

На мой взгляд, наши качества, в том числе национально обусловленные, находятся между собой в иерархической зависимости и соответствующей последовательности. Причем, скорее всего, эти иерархии не всегда устойчивы и не всегда универсальны. Некоторые из них зависят не только от ментальности, но и от личностных приоритетов. Этим обусловлено наше этническое многообразие и индивидуальность каждого.

Однако можно ли утверждать, что особенностью интеллигентного человека является сопровождающее его желание докопаться до сути в связи со свойственным ему обострённым чувством справедливости, не знаю. Возможно, это тоже индивидуально. Кто-то докапывается до сути, поскольку ее незнание ассоциируется у него с авантюризмом, а тот, в свою очередь, с ложью и несправедливостью по отношению к другому человеку, а для кого-то знание сути является делом чести и он докапывается до нее, чтобы не пришлось, обманывая, рисковать своим авторитетом. В конце концов, это, может быть, и не столь важно.

Важно, чтобы мы помнили, что на Руси несправедливость (корень, — «прав»), вранье, обман, ложь, кривда всегда презирались. И, наверное, не случайно слово «Правь» по сей день является одним из самых почитаемых родноверами, как одно из самых древних славянских понятий. И не случайно Русь стала <право>славной. И не случайно, скорее всего, сборник правовых норм древней Руси был назван «Русская Правда». Не исключаю, что и название газеты «Правда» было не случайным, а основанным на врожденной, генетически обусловленной предрасположенности исконно русского человека к правде, к истине.

Так это или не так, можно только гадать. Но точно знаю, что человек, которому свойственна интеллигентность, не станет подделывать продукты или лекарства, не сможет не выполнить принятые на себя обязательства или фальсифицировать результаты выборов. Поэтому и считаю, что вернуться к своим истокам было бы не лишним. А, чтобы это сделать, их нужно в своем сознании прояснить и проникнуться к ним уважением. И, тем самым, к себе тоже.

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Согласны ли Вы, что особенностью интеллигентного человека является сопровождающее его желание докопаться до сути в связи со свойственным ему обострённым чувством справедливости?: 1 комментарий

  1. «… интеллигентный человек не останется равнодушным к несправедливости любого рода. Ведь любое понятие справедливости включает признак равенства – равенства перед лицом закона, равенства перед Истиной или равенства перед идеалом Красоты. А ведь толерантность, допускающая возможность иных интерпретаций события или возможность иных решений задачи, изначально допускает такое равенство и отсутствие «царских дорог» в науке, искусстве, политике и любой иной сфере творческой деятельности» (Цофнас А.Ю.Интеллигенция и интеллигентность).

    «Без всякого сомнения, уже в 20—40-х годах далеко не вся интеллигенция входила в кружки мыслящих и ищущих людей, каковы были «архивные юноши», шеллингианцы 20-х годов (Веневитинов, кн. В. Ф. Одоевский и др.), потом, в 30-х годах, кружки Станкевича и Герцена, позже — кружки западников и славянофилов. В этих кружках бился пульс духовной жизни, но за их пределами были и по-своему мыслили интеллигентные люди, не принимавшие активного участия в создании идеологий, но тем не менее вносившие свой вклад в умственную жизнь России. Вклады эти были разные — разного достоинства и размера» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интеллигенции).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 13 =