Какие условия для интеллигентного человека наиболее приемлемы?

Далеко не всякое бесстрашие достойно уважения. Если человек не боится нарушить ПДД, не боится инспектора, не боится лишиться прав, это плохо. Такая «смелость» чревата иной раз очень печальными последствиями и не только для самого «героя».

Есть такие аспекты жизни, в которых проявление страха не может быть названо трусостью. Разве плохо, если ребенок боится получить тройку? Разве плохо, если сотрудник боится опоздать на работу? Разве плохо, если команда боится проиграть сопернику?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, нужно знать, почему этот страх возникает. Так ли уж страшны тройка, опоздание или проигрыш? Страшны не они, а последствия, причем, не обязательно связанные со строгим наказанием или санкциями. Ребенок, сотрудник и члены команды могут бояться положения, в котором каждый из них будет испытывать неловкость, стыд или даже позор. Неловкость, стыд, позор лишают – чести и достоинства, стало быть, человек, испытывающий страх перед опасностью быть осрамленным достоин не презрения, а наоборот, — уважения.

Если же человек не боится позора, если он, — как говорят, — не имеет ни стыда, ни совести, если ему «хоть плюй в глаза, для него это божья роса», если он не дорожит своей честью и достоинством, от такого бесстрашия хорошо может быть только ему. И уважением у нормальных людей он пользоваться не будет. Повторяю — У НОРМАЛЬНЫХ, и именно УВАЖЕНИЕМ. Уважать его могут только ненормальные, а нормальные будут стараться быть от него подальше.

Для интеллигентного человека честь и достоинство являются основными, главными ценностями, поэтому его психика характеризуется склонностью к порядку и к связанным с его обеспечением атрибутам – регламентам, стандартам, инструкциям, алгоритмам и т.д. Поведение истинного интеллигента вписывается в рамки установленных норм, правил, законов, переступать которые он просто-напросто опасается из-за страха быть обличенным в их нарушении. Поэтому, идеальные условия для интеллигентного человека – организация, в которой есть сочетание дисциплины и взаимного уважения.

Может быть, оборонная и космическая отрасли в Советском Союзе в таком загоне, как народное хозяйство, не были именно потому, что там были армейская дисциплина и взаимоуважение, создающие среду, наиболее благоприятную для проявления интеллигентности.

Олег Михайлов
7 сентября 2011

Какие условия для интеллигентного человека наиболее приемлемы?: 1 комментарий

  1. «Эталоном интеллигентного человека для меня является академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В предисловии к его книге «Письма о добром» я писал, что подобно тому, как мы говорим о «пушкинской эпохе», культуру нашего времени можно маркировать его именем. Примечательный штрих к характеристике этого человека.

    В ту пору я был президентом Российской академии образования и перед общим собранием позвонил и испросил согласия на избрание его почетным членом Академии. Помолчав, он спросил, не вытеснит ли его кандидатура кого-либо из числа будущих почетных академиков. Я успокоил его на этот счет и тогда получил согласие» (Петровский А.В. Интеллигенция «при наличии отсутствия»).

    «Интеллигентный человек относится к произведениям культуры и естественной среде обитания как к безусловной и абсолютной ценности, а ни в коем случае не как к утилитарному средству» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 56).

    «Прежде всего, по-настоящему интеллектуально одаренный человек интеллектуально независим, а значит, не может быть человеком предвзятой идеи, предвзятого образа мыслей, предписанного поведения. Именно это свойство, имманентное задаче создания и поддержания интеллектуального потенциала страны, и приводит к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии интеллигенции как таковой с корпусом общественного мнения. <...>

    Интеллигенты могут работать только в сообществе интеллигентов, точнее, в ощущении того, что они работают в сообществе интеллигентов. Должно существовать ощущение принадлежности к некой сфере духа и науки, ощущения принадлежности к некоторой научной и культурологической общности, которую было бы уместно назвать ноосферой, если бы этот великолепный термин не был бы произносим сейчас всуе и интерпретируем превратно. <...>

    При этом для интеллигенции необходима благоприятная общественная атмосфера, отсутствие какого-либо идеологического диктата» (Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

    «Интеллигентность нуждается в среде, среда же интеллигентная тает, рынок вымывает ее, разносит по ларькам, лавкам, биржам, банкам, набирая себе людей с безжалостной хваткой. Духовность и прочие качества как бы отодвинуты (могу оговориться — пока что отодвинуты). Превращение идет быстро. Посмотришь, и там, где были благородные, светлые, а может, исполненные печалью и раздумьями лица, торчат свиные рыла» (Гранин Д.А. Интеллигенция в отсутствие Аполлона и райкома).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × четыре =