«Чуткость — положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к окружающим, забота о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям, чувствам» (Основы духовной культуры, — spiritual_culture.academic.ru).
«Чуткость как качество личности – способность понимать и быстро реагировать реальной помощью на проблемы других людей, проявлять уважительное отношение к чувствам других, восприимчивость к их нуждам и запросам» (Ковалев П.Д. Чуткость, — podskazki.info).
Как качество личности, чуткость является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
«Если нас всех спросить, что такое интеллигентность, мы скажем, наверное, что это вежливость, душевная чуткость, умение страдать не только от физической боли… То есть, наверное, можно сказать: это когда человек чувствует, что у него есть душа» (Лотман М.Ю. Культура и интеллигентность).
«Только русские гении, которые вырывались из орденской психологии интеллигенции и прикасались к безмерной народной мудрости, смогли сохранить и творческую глубину и вместе с тем приобрели здоровую цельность и ясность духа. Таков светлый гений Пушкина. Таковы сложнейшие и антиномичные гении Гоголя и Достоевского, у которых могут двоиться человеческие чувства, страсти и поступки, но не сами реальности добра и зла. Добро у них всегда добро, а зло есть зло, Бог остается Богом, а дьявол — злой силой, какая бы диалектика их борьбы не разворачивалась на поле битвы — в душе человека. Именно эту характерно русскую цельность и чуткость к различению добра и зла и потеряла русская интеллигенция» (Аксючиц В.В. Русская интеллигенция о русском характере).
«Вышеизложенное, на самом деле, позволяет уточнить определение интеллигенции: это не просто “особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая способностью чуткости, такта и мягкости в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к состоянию самоотречения”, но ещё и группа людей, способных сохранять максимально возможный независимый взгляд на происходящее, дистанцироваться от текущей политики властей, и оценивать эту политику и действия властей объективно, не отвлекаясь на собственные сиюминутные интересы и выгоды» (Адамчук И. Набат псевдоинтеллигенции, или в ожидании Камбоджи).
Чуткость — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания чуткости — интерес к чуткости как качеству личности, уважительное отношение к чутким людям, стремление быть чутким человеком, критическое отношение к бессердечности.