«Сегодня интеллигентность — мощный инструмент, заявляющий норму в обществе.
Эта норма – совесть»
Андрей Кигим
Прежде чем приступить к обоснованию тезиса, отраженного в названии данной статьи, уточню, что именно подразумеваю под понятием «система», которое в тех или иных склонениях будет неоднократно встречаться в процессе изложения.
Под системой будем понимать совокупность элементов, способную выполнять такую функцию, которую никакие иные сочетания этих элементов, в том числе каждый из них в отдельности, выполнять не могут[1]. Так, например, с помощью циферблата, стрелок и механизма, взятых в отдельности, ориентироваться во времени невозможно, а собранные воедино они способны выполнять функцию часов. Поэтому, часы – пример системы.
Но не только часы. Как утверждают специалисты, все, что нас окружает, представляет собой того или иного вида системы[2]. А виды систем могут быть разными. Бывают системы механические, как часы, бывают биологические, как корень дерева, например, а бывают социальные, как семья, предприятие или государство. В своих рассуждениях буду подразумевать именно социальные системы, остальные виды если и будут использованы, то лишь для аналогии, поскольку в некоторых случаях они более наглядны.
Вот и сейчас в качестве аналогии рассмотрим такую всем хорошо известную систему, как здание. Обычный жилой дом. Способны ли стройматериалы сами по себе служить укрытием для человека, обеспечивая ему тепло и уют? В отдельности нет, а вместе, организованные между собой определенным образом, могут. И особую роль в такой организации играют материалы, обеспечивающие соединение остальных элементов между собой. К таковым относится, например, раствор, соединяющий кирпичи. Не вызывает сомнений тот факт, что без раствора дома не будет, а, если будет, выполнять возложенную на него функцию, он не сможет. Поэтому, раствор относится к факторам системообразующим. Причем, это свойство он выполняет именно по отношению к системе под названием «здание» и не выполняет, допустим, в отношении двора, — тоже являющегося системой, — поскольку двор свои функции способен выполнять и без раствора. Там свои элементы, в том числе системообразующие.
К чему все это?
Дело в том, что любые социальные системы образуются и сохраняют способность функционирования, развития, защиты, — а иногда даже воспроизводства себе подобных, — и многое другое благодаря существованию аналогичных раствору системообразующих факторов. В зависимости от выполняемой в обществе миссии, факторы, участвующие в образовании социальной системы, в определенном смысле могут претендовать на роль системообразующих.
Так, например, для действующей армии, выполняющей функцию защиты отечества, огромное значение имеют смелость, доблесть, мужество, дисциплинированность, преданность, решительность, надежность и целый ряд других качеств военнослужащих, без которых выполнить свои функции армия не способна. Все эти качества входят в понятие интеллигентности.
В мирной обстановке, во времена созидания акценты системообразования смещаются и на первом плане выступают такие качества, как трудолюбие, компетентность, добросовестность, аккуратность, ответственность и другие, свойственные интеллигентному человеку качества. Причем, независимо от отрасли, чем больше в ней интеллигентности, тем качественнее она выполняет возложенные на нее функции. И наоборот, чем меньше в той или иной сфере деятельности интеллигентности, тем меньше она оправдывает возлагаемые на нее ожидания.
Отсюда можно сделать вывод о том, что количество нареканий в адрес той или иной социальной системы обратно пропорционально наличию в ней (т.е. у образующих ее элементов в лице сотрудников) качеств, в совокупности определяемых как интеллигентность.
Несмотря на то, что функциональность любой отрасли напрямую зависит, проще говоря, от интеллигентности ее сотрудников, в ряде сфер человеческого общежития она особо востребована. К таким сферам относятся образование, медицина, социальное обеспечение, культура и другие, так или иначе связанные с обслуживанием населения. В этих отраслях интеллигентность является не только системообразующим, но и самовоспроизводящим фактором. А, поскольку от качества функционирования именно этих отраслей зависит благополучие общества, можно утверждать, что интеллигентность является системообразующим фактором не только отдельных социальных образований и государственных институтов, но и всего общества и государства в целом.
Но в связи с тем, что государством и его структурами все многообразие социальных систем не исчерпывается, интеллигентность не менее важна для создания и функционирования таких образований, как семья, организация, предприятие, клуб, партия и многих других. Для них интеллигентность также является системообразующим фактором. Чтоб убедиться в справедливости данного утверждения, достаточно задуматься над вопросом, в каких семьях, среди каких родственников, соседей, друзей, коллег больше взаимопонимания, взаимопомощи, согласия, мира, просто нормальных человеческих отношений, — среди интеллигентных или неинтеллигентных? Вопрос можно поставить и иначе: какой избранник, друг, сосед более предпочтителен, — интеллигентный или неинтеллигентный?[3]
Любая система находится в иерархической зависимости с другими системами. Это значит, что, какую бы систему мы не взяли, всегда существуют элементы, входящие в ее состав, и всегда существует, как минимум одна система, называемая надсистемой, которая содержит в своем составе данную систему. Другими словами, все находящиеся в мире системы находятся в некотором иерархическом соотношении между собой. Модель такого соотношения может выглядеть так:
И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Причем, нужно иметь в виду, что любой элемент может одновременно входить в состав сразу нескольких систем. Человек, например, может одновременно быть членом семьи, команды и партии.
Рассмотрим, какое отношение ко всему этому имеет интеллигентность.
Известно, что идеология играет важнейшую роль в функционировании социальных систем. Причем, чем сложнее система, тем более значимой для нее является идеология и то, насколько она понимаема и разделяема входящими в ее состав участниками. Понятно, что выполнять идеологическую функцию интеллигентность сама по себе никак не способна. Но она способна оказывать влияние на содержание идеологии и степень ее распространения в системах и надсистемах. И в этом заключается второй аргумент, подтверждающий ее системообразующее значение.
Но самое главное заключается в том, что интеллигентность обеспечивает наличие особого типа мышления, без которого создание в системе результативной идеологии практически невозможно. Особенно это актуально для России, в которой, ввиду известных исторических причин сложилось три типа менталитета, которые условно можно назвать 1) идеалистическим, 2) прагматическим и 3) реалистическим.
Представители идеалистического типа менталитета отличаются от остальных стремлением поступать в соответствии с интересами систем высшего порядка (предприятия, отрасли, партии, государства), элементами которой они себя осознают, и за судьбы которых несут ответственность. Их поведение регламентируется идеальными представлениями о том, как должно быть. Нередко они вынашивают идеи (в том числе гипотетические) о том, что нужно сделать, чтобы система имела идеальные условия для своего существования, поэтому им свойственна склонность к идеализации действительности, а иногда даже к отрыву от реальности и переоценке собственных взглядов. Они руководствуются такими понятиями, как идеал, гармония, красота. Таких людей не более 5% от всей совокупности и, как правило, именно они являются носителями интеллигентности.
Ко второму, прагматическому типу относятся люди с мещанскими интересами, проявляющимися в готовности их носителей заботиться лишь о системах низшего порядка, таких, как собственная семья, собственная квартира, собственный бизнес. Для них доминирующими в иерархии ценностей являются власть, благополучие и собственная безопасность. Эти люди отличаются стремлением поступать согласно своим сугубо эгоистическим целям во имя удовлетворения собственных потребностей и ради интересов выше перечисленных систем. Вместе с тем, им свойственны высокие социальные запросы, даже амбиции, поэтому, несмотря на отсутствие у них социально ориентированных мотивов, они очень часто достигают высокого социального положения и, соответственно, оказывают влияние на социум, в том числе идеологическое. Выходцы именно из этой среды являются носителями идей и инициаторами преобразований типа приватизаций. Их не более 15 процентов.
Остальные 80% это реалисты, наследники русского крестьянства[4], в своей жизнедеятельности руководствующиеся принципами «Делай, как все», «Жить не хуже других», «Молодое поколение выбирает пепси» и т.п. Эта категория является носителем всего, — от бушлатов до норковых шуб, кроме идей собственного происхождения. Поэтому, в зависимости от того, в какой степени почитаются те или иные идеи, реалисты (по сути, являясь жертвами манипуляций) «совершают» революции, «строят» социализм, «образуют» средний класс. В отличие от идеалистов, живущих в соответствии с интересами систем высшего порядка, и прагматиков, живущих согласно интересам систем низшего порядка, реалист живет так, как все. Если остальные живут по образцу, задаваемому идеалистами, реалист будет следовать их примеру, и своим поведением напоминать носителя интеллигентности. Если же народ живет по ценностям, созданным прагматиками, соответствуя их требованиям, реалист станет мещанином со всеми характерными тому качествами.
Таким образом, в своих рассуждениях мы подошли к третьему, основному аргументу, подтверждающему истинность утверждения о том, что интеллигентность является системообразующим фактором:
Интеллигентность призвана задавать в обществе такую систему ценностей, которая, будучи поддержанной реалистами, способна обеспечивать благополучное функционирование всех систем высшего порядка, вплоть до государственных институтов и самого государства.
В том случае, если героями времени становятся прагматики, подвергнутые влиянию собственных интересов, при массовой поддержке со стороны реалистов системы высшего порядка просто-напросто перестают выполнять свои функции, разваливаются и исчезают. За примерами далеко ходить не надо[5].
_______________________
1. Ни на исчерпывающую полноту, ни на академическую точность данное определение не претендует и предлагается не более чем в качестве рабочей версии, предназначенной именно для контекста настоящей статьи.
2. См. Елкин М. Системы, которые нас окружают.
3. Только не путать интеллигентных людей с псевдоинтеллигентными. См. Что такое псевдоинтеллигент?
4. «Русские крестьяне (название происходит от «христианин») составляли громадное большинство населения империи, около 80 %» (http://ru.wikipedia.org).
5. См. Уничтожение системы образования:
Олег Михайлов
25 апреля 2012 г.
«Интеллигентность — знания о разных системах и умение вести себя в них» (Форум Forum4All.Ru // Тема: Влияние духовности и интеллигентности на человека // Пользователь Jaroslav).
«Всё упирается в честь и совесть. Законы — вторичное явление. Если люди имеют совесть и обладают честью, исполнение законов принимает совершенно иной вид» (Корецкий Д. «Разбычить» Россию).
«Жить по человечески мы станем только после того, как восстановим в себе чувство человеческого достоинства, перестанем быть покорными и бессловесными рабами, когда поймем, наконец, что жить так, как мы живем — стыдно и недопустимо для человека.
Сколько для этого понадобиться времени — неизвестно.
Говорят, Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, чтобы людям вернулось это самое чувство человеческого достоинства, утраченное в многолетнем египетском рабстве» (Бехтольд А. О чувстве человеческого достоинства).
«… возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке» (Лихачев Д. С. О национальном характере русских).
«Оказывается, изречению, известному ныне как «золотое правило нравственности» более 5 тысяч лет! Но что любопытно, в разных странах и разных культурах люди независимо друг от друга сами дошли до этой очевидной истины: «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай; чего себе не желаешь, того и другим не делай».
Нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей» (Кофырин Н. Смерть морали).
«Человек – это системное качество, которым индивид может обрести, лишь «вступив» в процесс своего «очеловечивания»» (Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 c.).
«Тождественность самому себе — аутентичность — оказывается системообразующим фактором всей жизни» (Силенок П.Ф. Генеративная самоорганизация и самоактуализация личности).
«К. Маркс также как и Гегель связывает интеллигенцию с самосознающим духом народа. В статьях, объединенных под названием «О сословных комиссиях в Пруссии» (1842г.) он рассматривает интеллигенцию как общность, генетически связанную с всеобщим характером духовного производства. С этих позиций он определяет и основной принцип интеллигентности: «интеллигентность… не есть ищущий удовлетворения эгоистический интерес, это — всеобщий интерес. Об интеллигентности речь может идти не как о части, входящей в состав целого, а как об организующем начале»» (Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии).
«А интеллигентность – это и есть адекватная форма существования действительного гуманизма. Того самого, способом существования которого есть творчество. Сиречь: человек, гуманизм, свобода, творчество и интеллигентность – это грани единого целого. И это целое – ни что иное, как ЦЕЛОСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Человек как ЦЕЛЬ. Цель, – а не средство, – в форме практической всеобщности. То есть: каждый, многие и все. Таким образом, интеллигентность – это проблематика, к которой как к центру, фокусу, контрапункту стягивается ВСЯ, без малейшего изъятия, философская проблематика иная. Онтологическая, гносеологическая, этическая, эстетическая etс. Вот и судите, возможен ли на нее «наскок». То ли врагов, то ли дураков. Впрочем, в каждом враге в снятом виде – дурак» (Новиков Б.В. Об интеллигентности и интеллигенции).
«… интеллигентность есть исходное ключевое понятие, так сказать, главный семантический множитель, посредством которого можно выразить другие понятия. Интеллигент — это человек, обладающий качеством интеллигентности, а интеллигенция — множество (виртуальная социальная группа) интеллигентов. Раскрыв качество интеллигентности, мы определим сущность интеллигента и интеллигенции» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 50, 51).
«Обратим внимание на то, что одним из основных («ядерных» – по выражению А.А. Потебни) значений латинского слова intelligentia является «понимание». … Но помимо этой работы со смыслами – концептами, относительно которых может быть понят предмет – во всяком понимании (как признаке интеллигентности) есть еще и процедурный – собственно системный – аспект. Дело в том, что все без исключения исследователи процедуры понимания отмечают, что результатом понимания всегда является более или менее целостное представление предмета. Но стоит только заговорить о целостности, как мы начинаем думать об объекте как о системе. Свойство целостности – всегда системная характеристика, она указывает или на полноту и завершенность представления предмета как системы, или/и на степень связности (когерентности) в этой системе. Между прочим, если способность к целостному воспроизведению предмета считать одним из признаков интеллигентности, то, как ни странно это звучит, степень интеллигентности (хотя бы в этом ограниченном смысле) может быть измерена и оценена» (Цофнас А.Ю. Интеллигенция и интеллигентность).
«… можно говорить о воздействии на человека, о стимулировании развития качеств, составляющих системообразующее понятие «интеллигентность».
Его определяют следующие интеллектуальные и нравственные качества:
1. Высокая образованность, предполагающая не только получение специальных знаний, но фундаментальную подготовку, знание смежных профессий, осведомленность в последних достижениях, компетентность в современных информационных технологиях и т. д. Одного этого качества недостаточно, чтобы быть интеллигентным, но без него интеллигенции быть не может, так как именно образованность дает возможность воплощать знания в конкретные дела, выводя тем самым человека из состояния рефлексии.
2. Широта интересов, определяющаяся таким кругом знаний, которые основаны на данных современной науки и нужны для обретения своего места в мире, для понимания закономерностей, определяющих взаимоотношения на разных уровнях: человек-человек, человек-общество, человек-природа. Одним из проявлений этого качества является приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, поликультурность.
3. Чувство причастности ко всему происходящему и чувство социальной справедливости, которые характеризуют интеллигента как гражданина, достойного представителя своего отечества.
4. Тонкое ощущение задач времени, чувствительность к проблемам, которые дают возможность следовать современным передовым тенденциям, с одной стороны, и развивают предупредительность, прозорливость во многих жизненных сферах, что характеризует интеллигента как творца — с другой.
5. Несуетливость — четкое понимание цели, уверенность в поставленных задачах в сочетании с гибкостью, рассудительной восприимчивостью ко всему новому, в то время как наше мобильное время порождает противоположный недостаток.
6. Внутренняя цельность, избирательность в предмете своих интересов, в знакомствах, профессиональной деятельности, которые определяют интеллигента как человека «всеядного».
7. Совестливость, личная порядочность, способность к состраданию, которые являются качествами, во многом определяющими личные отношения и проявляющимися на бытовом уровне.
8. Идейная принципиальность в сочетании с уважением к чужому мнению, т.е. толерантностью. …
Поэтому цель образования — формирование не только специалиста-профессионала, но и творческой личности, человека-гражданина, интеллигента, способного гуманистически мыслить и созидающе действовать на каком-либо поприще. Таким образом, два самостоятельных процесса, имеющих свои законы и принципы, образование и воспитание, должны быть синтезированы в один» (Мухаметзянова Г.В. Интеллигентность как системообразующее качество педагога).