Жук А.И. , Торховая А.В. (ред.) Педагогическая интеллигенция – духовная элита общества

Призвание педагога

Призвание учителя открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке.

В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская функция, он учит и воспитывает детей, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей! Из детей вырастут отцы и матери, и что было воспринято ими в детстве, то отзовется в их будущем. В детях – будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами взойдет и даст плод. Каков он будет? Сколько надо уверенности в себе, в своих силах и мужества, чтобы бестрепетно принять на себя ответственность за это. Высокое звание учителя может быть оправдано только исполнением возложенных на него обязанностей и надежд, ибо целые поколения могут быть воспитаны им для добра. С течением времени, когда дети возрастут, станут матерями и отцами, влияние доброй школы мало-помалу распространится на все общество. Добрые нравы, трудолюбие, спокойствие, трезвость, общее благосостояние – все это верные следствия доброго воспитания; их формированию учитель может оказать благотворное содействие, если он добросовестно и умело будет выполнять свои обязанности.

Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным.

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Этот дар проявляется уже в детях ранним стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, служить и помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотою и сердечностью руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее и, не находя ее, считает себя жертвою, хотя на самом деле жертвою является школа. Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы на развлечения и удовольствия и заботится более о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему учеников. Такой учитель обучает плохо, еще хуже у него дело обстоит с воспитанием, ибо между учителем и учениками нет никакой духовно-нравственной связи. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. В раннюю пору, когда дети еще не имеют жизненного опыта, они присматриваются к другим людям и незаметно усваивают не только привычки, внешнее поведение, но и взгляды взрослых. Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным примером, чем словами.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут, не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство.

Понимая силу влияния личности учителя на учеников, сам педагог должен сознавать, что его внешне активное влияние на детей ограничено. Общение с ребенком происходит главным образом в школе, но это лишь часть жизни ученика. Эта ограниченность общения обязывает учителя концентрировать все свои знания, опыт, профессионализм, чтобы понять причины и смысл поведения ребенка. При этом следует помнить и оценивать пределы своих возможностей. Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.

Если учитель не познал собственной внутренней жизни, то вряд ли следует ждать от него действенной помощи ученикам. Возрождение внутренней жизни идет через смысловое обогащение, которое должно привести человека к нравственному действию.

Учитель должен знать, на что он способен и как эти способности лучше использовать. Одни учителя – прекрасные рассказчики и умеют приковать внимание всего класса. Другие, напротив, умеют пробуждать детскую энергию, и одарены особой наблюдательностью к способностям детей. Одни превосходно объясняют самые сложные вещи, другие проявляют себя как неплохие художники или музыканты. Все эти дарования важны, но важнее всего для учителя – умение любить детей.

Подводя итоги, мы видим, что влияние учителя на учеников определяется прежде всего его личностью, примером его собственной жизни. Полного совершенства не дано человеку, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг человека, особенно того, кто взял на себя нелегкую ношу учительского служения. Желающим понести ее важно усвоить идеальный образ учителя в самом высоком и истинном его значении. Мы понимаем, что идеал во всей его полноте в жизни не осуществим, и однако он необходим. Пусть учитель стремится к осуществлению его, сколько может, и этим идеалом проверяет свою деятельность.

Культурно-историческая миссия педагога

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в современном обществе, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования. Разумное реформирование современной системы образования сегодня должно определяться идеей исторической преемственности поколений, идеей устойчивости ценностных доминант отечественной культуры, которые не должны быть утрачены в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами в новом мире глобальных технологий.

Миссию педагога связывают с социокультурной миссией интеллигенции. Миссия эта необычайно сложна и разнообразна, охватывает различные сферы культуры. Это – образование и просвещение, творчество. В[в]иду этого, Е.Е. Дегтярев выделяет следующие функций интеллигенции.

Первая функция – воспроизводство духовных ценностей, то есть, служение правде, истине, идеалу. Именно на этом поприще интеллигенция вместе с народом сознательно выражает общечеловеческие ценности, являясь при любых жизненных обстоятельствах носителем такой социальной ценности, как интеллигентность.

Вторая функция – хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, хранение и поддержание исторической памяти. Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям. Эта функция ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции – учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы образования и культуры. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой.

Третья функция – творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, социальных программ. Отличительная особенность носителей этого типа функций – высокая степень индивидуализации, поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя автора или небольшой группы людей.

Четвертая функция – анализ и отбор наиболее важных достижений духовной жизни. В процессе отбора соотносится новое с имеющимся духовным наследием, согласуется со сложившейся духовной жизнью. В процессе осмысления ценностей духовной жизни интеллигенция апеллирует к авторитетам, образцам, именам, признанным в данной профессиональной среде и различных сферах общественной жизни.

В таком контексте роль педагогической интеллигенции представляется как сплав культуры, образованности, национальной безопасности и символ гуманизма и гражданственности [Дегтярев Е.Е., Егоров В.Н. Интеллигенция и власть. / Е.Е Дегтярев, В.Н. Егоров. – М.: Новая слобода, 1993].

Роль педагога в современном обществе

Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета. Все светлое в этой жизни от него – бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира (И.П.Подласый).

«Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная – … это творение человека», – писал в середине 20-го века В.А.Сухомлинский.

Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. …

А ведь каждый из нас должен понимать, что развитие страны находится в прямой зависимости от воспитания будущих граждан. Решить задачу повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества призваны, прежде всего, педагоги.

Естественно, нас интересует не только роль учительства в современном обществе, но и престиж педагогической профессии. Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом − «низкий» или «высокий». Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся с понятием «престиж».

В педагогическом лексиконе это понятие появилось сравнительно недавно. Что оно означает? «Престиж (франц.) – обаяние, очарование – уважение, авторитет, привлекательность».

Престиж – многoстороннее явление:

    • это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
    • это функциональная важность профессии;
    • это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
    • это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов. В педагогических коллективах в большинстве случаев формируются устойчивые оценки престижности учителя.

По данным социологических исследований, учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать учащихся, найти путь к душам ребят. Как критерии высокого престижа профессии оценивают: общительность 85% респондентов, отзывчивость, доброжелательность – 77%, исполнительность – 68%.

В среде учащихся – свои критерии престижности учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, Человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».

Престиж учителя, по мнению родителей, определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Для учителя важно признание не только в своем ученическом коллективе. Важно взаимосочетание общественных оценок, внимания государства и личного мнения педагога. Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании, в знаниях как ценности приобретает в условиях социально-экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, мы убеждены, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

Сегодня профессия учителя − одна из самых массовых. Исследователями выявлено, что массовые профессии редко бывают престижными, но профессия учителя будет востребована всегда. Как говорится в одной очень мудрой китайской пословице − «Лучше один день провести с учителем, чем тысячу дней одному!» Потому что в любом случае лучше, когда кто-то объяснит. Есть такие сложные вопросы, которые сам человек постичь не может! Каждому в жизни требуется такой человек, который больше него знает! …

Интеллигентный педагог — необходимая часть интеллектуального слоя общества

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2012) «интеллигентность» рассматривается (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) как свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. Проявляется во всех сферах деятельности человека – интеллектуальной, творческой, бытовой, означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. Интеллигентность тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

В русской лексикографии слово «интеллигенция» впервые было зафиксировано во втором издании (1880 – 1882) «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Формулировка этого словаря: «интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Это соединение проявления высшей культуры понимания и сознания человека, то есть изначально предопределяющее своеобразный «сплав» образа мыслей и научного знания в качестве основного сущностного признака интеллигентного человека. Общепризнанным символом, можно сказать, идеалом, русской интеллигенции стал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 – 1999). В своих научных и публицистических выступлениях он неоднократно приводил собственное понимание интеллигентности. Необходимой предпосылкой формирования интеллигентности, – неустанно подчеркивал академик, – служит образованность, «соединение университетских знаний со свободным мышлением и свободным мировоззренческим поведением», то есть с креативностью. Но только образованности и креативности недостаточно. «Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и своей мысли». Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией полной свободы человека, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения снаружи. Совесть является гарантом свободы человека-интеллигента [Лихачев Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев. – М.: Детская литература, 1991. – 80 с.]. В качестве структурных элементов интеллигентности, таким образом, можно выделить интеллектуальное начало, включающее осознание знания как объективной ценности и переживание этой ценности как потребности; нравственное начало как выражение содержательной целесообразности интеллектуальной деятельности с позиции гуманистических идеалов; эстетическое начало как форму воплощения содержательной целесообразности интеллектуальной деятельности, конкретное содержание которых меняется в соответствии с особенностями ситуации, свойственной той или иной стадии социального развития.

Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли [Лихачев Д.С.О русской интеллигенции // Новый мир. – 1993. – № 2. – С. 3– 9]. В настоящее время интеллигенция востребована как образец воспитания. Ее назначение – пробуждать, убеждать и облагораживать. Интеллигентность свойственна человеку, осознающему свое, ищущему в нем смысл своей жизни, что подкрепляется существующими в нем нормами этики и морали. Поэтому важно подчеркнуть, что интеллигентность есть не свойство интеллигенции как социального слоя, а качество личности, которым в идеале должны обладать все.

Рассматривая интеллигентность как системообразующее качество педагога, Г.В.Мухаметзянова определяет следующие интеллектуальные и нравственные его составляющие:

    1. Высокая образованность, предполагающая не только получение специальных знаний, но фундаментальную подготовку, знание смежных профессий, осведомленность в последних достижениях, компетентность в современных информационных технологиях и т. д. Одного этого качества недостаточно, чтобы быть интеллигентным, но без него интеллигенции быть не может, так как именно образованность дает возможность воплощать знания в конкретные дела, выводя тем самым человека из состояния рефлексии.
    2. Широта интересов, определяющаяся таким кругом знаний, которые основаны на данных современной науки и нужны для обретения своего места в мире, для понимания закономерностей, определяющих взаимоотношения на разных уровнях: человек-человек, человек-общество, человек-природа. Одним из проявлений этого качества является приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, поликультурность.
    3. Чувство причастности ко всему происходящему и чувство социальной справедливости, которые характеризуют интеллигента-педагога как гражданина, достойного представителя своего отечества.
    4. Тонкое ощущение задач времени, чувствительность к проблемам, которые дают возможность следовать современным передовым тенденциям, с одной стороны, и развивают предупредительность, прозорливость во многих жизненных сферах, что характеризует интеллигента как творца – с другой.
    5. Несуетливость – четкое понимание цели, уверенность в поставленных задачах в сочетании с гибкостью, рассудительной восприимчивостью ко всему новому, в то время как наше мобильное время пораждает противоположный недостаток.
    6. Внутренняя цельность, избирательность в предмете своих интересов, в знакомствах, профессиональной деятельности, которые определяют интеллигента как человека «всеядного».
    7. Совестливость, личная порядочность, способность к состраданию, которые являются качествами, во многом определяющими личные отношения и проявляющимися на бытовом уровне.
    8. Идейная принципиальность в сочетании с уважением к чужому мнению, т.е. толерантностью [Мухаметзянова, Г.В. Интеллигентность как системообразующее качество педагога / Г.В. Мухаметзянова // казанский педагогический университет. – 2010. – № 4. – С. 6 – 11].

Следует отметить, что в науке существует и определенный опыт моделирования содержания понятия «интеллигентность» (В.И.Андреев, Л.Келеман, О.Лукъянова, А.Труфанов).

В частности, Л.Келеман представляет описательную модель интеллигентности, включая в нее интеллектуальные и нравственные качества [Келеман, Л. А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности / Л. А. Келеман // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер. «Социология». – 2005. – № 1. – С. 27–40].

В.И.Андреев, определяет педагогическую интеллигентность как интегральную характеристику высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой, и включает в ее состав тридцать шесть личностных качеств, объединяя их в четыре блока: гражданские качества, нравственные, интеллектуальные качества и качества, свидетельствующие о развитости общей культуры личности [Андреев, В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности / В.И.Андреев. – М. : Народное образование, 1994. – 64 с.].

К гражданским качествам В. Андреев относит: социальную активность, гражданское мужество, правдолюбие, демократизм, интернационализм, независимость убеждений, принципиальность, подвижничество, прогрессивность взглядов; к нравственным качествам – тактичность, совестливость, скромность, честность, уважительность, душевность, чуткость, обязательность, доброжелательность; к интеллектуальным – способность понять другого, терпимость к инакомыслию, творческую активность, критичность мышления, способность к самоанализу, способность к самообразованию, способность к самосовершенствованию, самокритичность, эрудированность. Качествами личности, в которых проявляется сформированность ее общей культуры, по мнению В.И.Андреева, являются: культура общения и поведения, культура умственного труда, эстетическая и художественная культура, физическая культура, профессиональная культура, экологическая культура, экономическая культура, правовая культура, политическая культура.

Обобщая позиции разных авторов относительно содержания интеллигентности и качеств, которые ее составляют, А.Труфанов предлагает схему традиционного подхода к пониманию сущности интеллигентности как набора следующий качеств: разумность, начитанность, внимательность, вежливость, способность к мышлению, симпатичность, надежность, бескорыстие, отмечая в то же время необходимость использования системного похода для моделирования сущности интеллигентности. А.Труфанов предлагает собственную модель интеллигентности, которая включает следующую основу – ее идеологию (интересы общечеловеческого благоденствия) и систему качеств, в которых она проявляется: справедливость, совесть, нравственный идеализм, сочувствие, антимещанство, гражданственность, толерантность, культурность. А.Труфанов делит качества интеллигентности на две группы: 1) необходимые и достаточные и 2) необходимые, но не достаточные.

Именно первая группа – группа «…духовно-нравственных качеств, которые возрождают национальную духовную традицию», по его мнению, определяет специфику интеллигентности, то есть дает возможность отделить ее от других качеств личности. К необходимым и достаточным для определения сущности интеллигентности качествам А.Труфанов относит:

    • обостренное чувство социальной справедливости;
    • неспокойную совесть;
    • нравственный идеализм;
    • сострадание, человечность;
    • антимещанство как религиозно-ценностное отношение к миру.

Вторая группа объединяет качества, недостаточность которых для определения специфики интеллигентности «… обусловлена их общечеловеческим содержанием» [14, 56]. Но, по мнению исследователя, они могут и даже должны быть свойственны каждому человеку. К этим качествам относятся:

    • способность к критическому мышлению;
    • личная порядочность и тактичность;
    • идейная принципиальность;
    • терпимость к инакомыслию;
    • приобщенность к богатствам мировой культуры [Труфанов А. А. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла : дисс. … кандидата пед. наук : 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Труфанов Андрей Андреевич. – Казань, 2003. – 261 с.].

Модель интеллигентности, предложенная О. Лукьяновой, включает ядро – смысложизненную ориентацию личности и четыре блока: интеллектуальные качества личности – критичность мышления и потребность в познании; нравственные – совестливость (работа над собственным самоусовершенствованием, высокая нравственность), человеколюбие (милосердие, сострадание); коммуникативные – умение слушать и слышать других, терпимость (культура диалога); социальные качества личности – отношение к культуре (восприимчивость к ценностям культуры), приоритет общественных интересов (гражданственность) [Лукьянова О. В. Формирование интеллигентности у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» Лукьянова Ольга Владимировна. – Калининград, 2005. – 178 с. – С. 39-40].

Интеллигентный учитель – создатель культурных ценностей, просветитель, наставник, слушатель, а также – сгусток интеллекта, гибкого ума, квинтэссенция великодушия, совести, нравственности, защитника свободы, справедливости, непрерывно стремящийся к бесконечности духовного развития [Горшкова, В.В. Интеллигентность в профессии педагога / В.В.Грошкова. – http://www.lihachev.ru/forum/viewtopic.php?t=60&sid=1012c20504263b94dcd0fe3603485b33].

В целом, интеллигентность педагога подразумевает некую элитарность, непрерывный «труд души», понимания опасности той «духовной расхлябанности» (Гессе), которая сегодня так предательски втягивает в себя современного человека. Безусловно, обогащение человека различными видами духовно-практической деятельности не свойственны основной «социальной массе» людей, образующей данное общество (не сочтите это пренебрежение, это классика).

Однако учителю, чтобы быть не только интеллектуалом и профессионалом, а именно интеллигентом, необходимо овладение культурным наследием путем «вечного», непрерывающегося ни на день, ни на час образования и самообразования. И только в этом процессе (сознательно, бессознательно, сверхсознательно протекающем, а протекающем обязательно, даже если человек этого не ощущает) рождается потребность в новой для человека, высокой, более глубинно осмысленной, сопричастной, креативной деятельности, что и является основой создания новых духовных ценностей в себе, в других людях, в культуре.

Методическое сопровождение
факультативных занятий
«Введение в педагогическую профессию»
Под общей редакцией А.И. Жука, А.В. Торховой
(Извлечения)

https://adu.by/images/2016/11/pedagog-Modul-1.pdf

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть + шесть =