Интеллигентность в теории абсолютных преимуществ

«Количество гениальных композиторов и писателей в России
составляет больше половины от числа мировых.
Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем!
Но мы не делаем это богатство востребованным»
Павел Пожигайло

В отличие от нефти и газа, интеллигентность на мировом капиталистическом рынке, как и многие другие метафизические явления, товаром не является. Не потому, что на нее нет спроса, а потому, что желающим ее иметь она достается даром от России, в которой она стихийно воспроизводится и, которая своего преимущества в этом воспроизводстве, к сожалению, не видит.

Экономисты, — а западные особенно, — знают, что один из основоположников экономической теории, шотландский экономист Адам Смит благосостояние общества связывал с ростом производительности труда, а наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда. Свои взгляды, известные под названием теории абсолютных преимуществ, он перенес на международные экономические отношения, утверждая:

«Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»[1].

Поэтому каждой стране очень важно знание областей, в которых она обладает «некоторым преимуществом» для их умелого и выгодного использования. Причем, не только посредством реализации производимых в них товаров, но и для того, чтобы такие страны, как  Россия, были втянуты в заведомо невыгодную для них «гонку вооружений», о которой А.Столяров справедливо заметил:

«… делая «то же самое», — мы всегда будем отставать от западных стран»[2].

Понятно, что большинство наших сограждан испытывает традиционное благоговение перед Западом, и никакое отставание от него их не смущает, но есть и те, кто понимает, что бесконечно существовать за счет сырьевых ресурсов, а тем более развиваться, страна не может.

О существовании особого пути России, духовном избранничестве и мессианском предназначении русского народа рассуждать не стану, поскольку при всем уважении к авторам подобных утверждений[3], не совсем понимаю аргументы, свидетельствующие в их пользу[4]. Однако не исключаю, что они основаны на тех же предпосылках, о которых пойдет речь ниже. О справедливости такого предположения свидетельствует тот факт, что одной из таких предпосылок является признание ставшего традиционным для русских отставания в науках и наличии преимущества в духовном и нравственном развитии. Так, например, Ф.М.Достоевский писал:

«… в Европе, при других обстоятельствах политических и географических, возросла наука. Но зато, вместе с ростом и с укреплением ее, расшаталось нравственное и политическое состояние Европы почти повсеместно»[5].

А наш современник Б.Н.Сергуненков в докладе на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях в 2009 году эту же мысль выразил так:

«Как умирают народы? В погоне за материальным. И сохраняются в духе. <…> Русь находила свой путь не в военной силе, не в торговле, не в науке, не в философии и искусстве, как это было в Европе, а в духовном созерцании. В первую очередь, в нем, а уж потом во всем остальном»[6].

Поэтому русская культура содержит в себе некий духовно-нравственный потенциал, результат реализации которого проявляется в виде приобретения человеком некоторой совокупности личностных качеств, называемых интеллигентностью[7].

Рассмотрим, в чем состоит ценность интеллигентности для всего человечества и можно ли рассматривать ее в качестве абсолютного преимущества России на международном рынке.

Напомню, что одной из самых популярных во всем мире теорий мотивации является теория иерархии потребностей, автором которой является основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу. Основные идеи этой теории нашли отражение в его книге «Мотивация и личность»[8], два момента которой хотелось бы рассмотреть в контексте выше обозначенной задачи.

Первый касается базовых потребностей, характеристику которых автор дает в четвертой главе. Это физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании и потребность в самоактуализации[9]. Их Маслоу расположил в иерархической последовательности:

«Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности — потребности в самоактуализации»[10].

А далее он подчеркивает:

«Чем выше потребность, тем более специфична она для человека».

Т.е., насущность потребностей и их специфичность для человека имеют разные направления предпочтительности, поэтому иерархий фактически две, — одна продиктована биологическими детерминантами, другая культурологическими. Таким образом, получается, что в течение жизни человека сопровождают пять типов потребностей, в каждый конкретный момент времени находящихся в некоторой иерархической зависимости между собой, отражающей, с одной стороны, насущность потребности, с другой, — ее специфичность для человека.

Для того чтобы можно было апеллировать понятиями, предложенными автором мотивационной теории, немецкими исследователями[11] была предложена модель, известная под названием «Пирамида Маслоу» или «Пирамида потребностей Маслоу»[12].

Несмотря на свои достоинства, эта модель отражает последовательное, иерархическое воздействие на человека существующих типов потребностей, но не отражает параллельного влияния. Тем более, она не учитывает влияния насущности и специфичности. Это затрудняет ее применение не только в практической, но и теоретической области. В связи с этим, по крайней мере, в некоторых случаях (настоящем, например) целесообразно использование модели в виде не пирамиды, а системы координат, состоящей из трех осей. Почему из трех, а не из пяти? Во-первых, апеллировать системой, состоящей из пяти координат, практически невозможно. Во-вторых, — и это главное, — мышление человека легко ориентируется в трехмерном пространстве, а дополнительные измерения воспринимает уже с трудом. В связи с этим, стереотип восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации действительности, за очень редким исключением[13], ограничен тремя параметрами, что нашло отражение в чрезвычайной популярности различного рода триад[14].

Потребительская психология, жертвами которой стало едва ли не все, так называемое, цивилизованное человечество, успешно развивается именно потому, что у большей части населения основное внимание сосредоточено на удовлетворении потребностей первых трех уровней. Это значит, что большинство из нас живет в системе координат, предполагающей насущность физиологических потребностей, потребности в безопасности и потребности в общении.

При кажущемся благополучии такого образа жизни, его недостатком является ограниченность не только потребностей, но и способов их удовлетворения. И, как результат, ограниченность интересов.

Необходимо отметить, что часть людей, физиологические потребности которых удовлетворяются автоматически, не требуя специального внимания, удовлетворив потребности в общении, испытывают потребность в уважении. Соответственно, они живут в пространстве, измеряемом  потребностями в безопасности, общении и уважении. У большей части людей этой категории стремление быть уважаемыми сопровождается успехом, карьерным ростом, получением властных полномочий, которые, в свою очередь, способны вызывать у подчиненных заискивание, лесть, подхалимство, принимаемые за признаки уважения.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, касается теории самоактуализации. Взяв в качестве объектов изучения здоровых и реализованных людей[15], Маслоу описал их характерные черты[16]. Что в этом описании важно? Для нас знаменателен тот факт, что эти характеристики отражают представления о качествах, которыми обладали и обладают те немногие наши соотечественники, о которых Э.И.Федин сказал:

«Интеллигенты — товар штучный»[17].

Иными словами, Маслоу описал носителей интеллигентности, жизнь и творчество которых подвержены стремлению удовлетворить потребности высших порядков, — в общении, уважении и самоактуализации. Но, если на Западе такие люди возникают стихийно, русская культура способна воспроизводить их целенаправленно.

От повсеместного соперничества и захлестнувшего человечество индивидуализма изрядно устали и народы, и правительства. Рыночный механизм оправдывает возложенные на него надежды лишь в экономике, а в социальной сфере, несмотря на принимаемые меры, вопросы не только остаются, но и возникают новые. Кроме того, последние два столетия показали, что необузданное развитие промышленности грозит человечеству экологическими катаклизмами и даже катастрофой. Перекосы в демографическом развитии в условиях ограниченности и дефицита сырьевых ресурсов способны в недалеком будущем обострить межнациональные отношения и спровоцировать межрегиональные конфликты, в том числе военные. Эти и другие существующие и надвигающиеся проблемы призывают человечество задуматься о перспективах своего развития[18].

И человечество задумывается. Во всяком случае, та его часть, которая понимает, что человек рождается не для того, чтобы, уничтожив какое-то количество ресурсов, удовлетворить свои физиологические потребности, обеспечить себе безопасность и общение с нужными людьми. Кто потребности первых трех уровней удовлетворил, получил возможность понять, что счастья это не приносит. Поэтому люди, интересы которых категориями материального характера не ограничены, находятся в поиске возможностей самореализации. И не только люди, но и целые государства, и все человечество. Ведь не случайно пособие «Как измерять человеческое развитие» начинается со слов:

«Еще Аристотель говорил: «Очевидно, богатство – это не то благо, к которому мы стремимся, ведь оно всего лишь полезно для достижения чего-либо еще». Вот это «чего-либо еще» и является возможностью полной реализации своего потенциала человеком»[19].

И чуть далее еще конкретнее:

«Человеческое развитие заключается в реализации человеческого потенциала».

От чего же эта реализация зависит? Рассуждая о составляющих индекса развития человеческого потенциала, представленных в концепции ПР ООН[20], Б.Г.Юдин пишет:

«Как удалось выяснить, и эти составляющие, и индекс в целом характеризуют условия человеческого развития и (само)реализации. Каждую из этих составляющих, очевидно, можно понимать и как определенный вид ресурсов — тогда, с определенным упрощением, приведенный душевой доход будет представлять финансовые (или, в более общем плане, материальные) ресурсы, средняя ожидаемая продолжительность жизни — здоровье, уровень грамотности — образование. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает, если не делает вообще невозможным, реализацию человеческого потенциала. Таким образом, каждый из этих видов ресурсов можно считать необходимым»[21].

Но возникает, как минимум, два вопроса: все ли необходимые условия реализации человеческого потенциала индексом учтены и, как быть с условиями достаточными? Ответ на эти вопросы очевиден. Если бы индексом были учтены все необходимые, а также достаточные условия, цивилизованные страны тотчас проявили бы свою несостоятельность, поскольку условий, необходимых человеку, чтобы чувствовать себя Человеком, там фактически не осталось.

Они есть в России. Не все, но самые важные. Это те духовные предпосылки, которыми богата наша культура, позволяющая реализацию человеческого потенциала, смысл человеческой жизни и интеллигентность связать воедино. И если бы странам с высоким душевым доходом, высоким уровнем продолжительности жизни и высоким уровнем грамотности удалось создать у себя условия для постижения русской культуры, их граждане имели бы все возможности для того, чтобы их человеческий потенциал был полностью реализован. Но импортировать эти условия настолько же непросто, насколько непросто оказалось России достичь уровня материального благополучия экономически развитых стран. А в перспективе это реально. Чем больше носителей интеллигентности там окажется, — посредством миграции или целенаправленного воздействия на своих граждан, — тем скорее и легче там возникнут условия для рая в условиях земной атмосферы.

Не исключено, что там, за пределами России, это давно поняли и уже приступили к планомерной интеллигентизации своего населения. Надо, чтобы поняли и здесь, внутри России. Но не те, кто чувствует себя одинаково хорошо, — хоть на родине, хоть на чужбине, — лишь бы в достатке, а те, для кого понятие «Родина» наполнено глубочайшим и неповторимым смыслом, кому небезразлична судьба России, кто понимает, что единственное, чем мы можем гордиться и должны дорожить, это небольшой частью наших соотечественников, которые создавали и создают, ценили и ценят, берегли и берегут, распространяли и распространяют ее великую культуру, — истинными интеллигентами.

Нам нужно их распознать и, присвоив статус особо почитаемых, предоставить им трибуны и микрофоны, радио и телевидение, тиражи и эфиры. А самим при этом следовало бы записывать каждое их слово в блокноты, на диктофоны и камеры. И потом читать эти записи, слушать, смотреть, запоминать, обсуждать, делать выводы и при этом испытывать глубокую благодарность к авторам тех слов.

Возможность увидеть себя, послушать они могут предоставлять и иностранцам, но уже на взаимовыгодных условиях. И спрос будет. Причем, огромный. Это мы здесь еще надеемся на обретение счастья посредством очередной покупки, а там давно поняли, что при всех достоинствах благ материальных, их наличие является условием лишь необходимым для реализации человеческого потенциала, но не достаточным. Поэтому, чтобы получить пропуск в земной рай, к счастью, за общение с живыми пособиями по интеллигентности они будут платить. И не пожалеют об этом.

А мы, если лишим их этого, пожалеем. Но будет поздно. Носителей истинной интеллигентности всегда было мало, а в условиях исчезающего спроса на нее, их становится еще меньше. Как пишет автор миниатюры,

«… так мягки, глубоки и смиренны образы из классической литературы, о, это совсем другие люди… да что, из литературы — сама знавала таких глав семей, по возрасту почти было разминулись… могла и не застать…»[22].

Мешкать не стоило бы, а не то спрос будет, а предложения нет. Ведь при всех достоинствах русской культуры, живые примеры необходимы. Иначе интеллигентность можно было бы экспортировать вместе с произведениями, но, как показывает жизнь, это невозможно[23].

P.S. Досталось Павлу Анатольевичу от соотечественников за высказанное мнение о нецелесообразности изучения иностранных языков, а вот хорошего в его интервью[24] так ничего и не заметили. Жаль!

______________________
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
2. Столяров А. Какой должна быть национальная идея России?
3. Свои рассуждения об особом историческом пути России оставили такие мыслители, как А.И.Герцен, Н.Я.Данилевский, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и многие другие.
4. Например, это: «… назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное» (Достоевский Ф.М. Пушкинская речь).
5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.
6. Сергуненков Б.Н. Россия в слове, образе и Боге.
7. О том, что интеллигентность является характерной чертой каждого человека, впитавшего в себя особенности русской культуры, см. «Достоинство – признак интеллигентности, интеллигентность – признак русскости», «Почему интеллигентность является достоянием России?», «Почему подсознательно русские люди тянутся к интеллигентности?», «Если интеллигентность – национальная черта русских, получается, все русские интеллигентны?» и др.
8. Маслоу А. Мотивация и личность.
9. Маслоу А. Мотивация и личность, Глава 4. Теория человеческой мотивации?
10. Маслоу А. Мотивация и личность, Глава 7. Потребности высшие и низшие.
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.
12. См. «Пирамида потребностей Маслоу».
13. См. Семашко Л.М. и др. Азбука гармонии для Глобального мира, Гармоничной цивилизации и Тетранет мышления.
14. См. «Триада» в Философском словаре.
15. «К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу» (Абрахам Маслоу: биография на people.su).
16. Маслоу А. Мотивация и личность. Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психологического здоровья.
17. Федин Э.И. Солженицын и Шаламов.
18. Стариков В. Глобальные проблемы современности.
19. Пури Дж. и др. Как измерять человеческое развитие.
20. См. «Индекс развития человеческого потенциала — информация об исследовании» на gtmarket.ru.
21. Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала.
22. Словно Вёлунд, «Основная притча для воспитания джентльмена».
23. «Я не мог взять с собой в Америку русскую интеллигенцию, и вот уже 30 лет жизни в эмиграции у меня не пропадает чувство, что мне не хватает этой важной составной полноценной жизни» (Шляпентох В.Э. Русский интеллигент Феликс Раскольников).
24. См. Павел Пожигайло: Школа слабо доносит до детей богатство русской культуры.


4 апреля 2013 г.

К РУБРИКЕ:

Интеллигентность в теории абсолютных преимуществ: 1 комментарий

  1. «Могут развиваться задатки органического мышления и органического мироощущения. Эти богатые задатки мы ясно видим в русской литературе, в русской философии, в своеобразной религиозности русского народа и в религиозных исканиях лучшей части интеллигенции, творческие задатки, пророчествующие о будущем» (Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии)).

    «Не только понимание интеллигентности, но и отношение к ней и к ее носителю далеко не однозначно. В сознании, особенно российского населения, часто встречается полупрезрительное отношение к интеллигентам как к существам слабым, мягкотелым, беспомощным в делах и годным поэтому только для использования другими их знаний.

    В то же время, у многих представителей российской интеллигенции есть претензии на то, что они не столько цивилизованны, сколько олицетворяют высший уровень культуры, и призваны учить «как обустроить Россию», духовно возвышать других, и в России и за ее пределами, и, таким образом, служить нуждам народа, содействовать народному счастью, счастью человечества» (Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры)).

    «Думаю, ни один человек не откажется, чтобы его назвали интеллигентом. Наверное, я могу отнести себя к новой интеллигенции, если говорить о моем отношении к стране и желании развивать здесь бизнес. Меня с детства приучили к тому, что нужно жить и работать в тех условиях, которые тебе изначально предоставлены» (Горбунов В. «Свой бизнес я придумал, когда застрял в лифте»).

    «В интеллигентном труде личность развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать его с пользой для себя, своего Отечества и всего человечества в целом» (Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

    «Необходимо привлечь хотя бы часть внимания, которое мы уделяем одежде, мобильнику и планшетнику, к своему внутреннему миру. Найдите в себе хорошие черты, покажите их миру!» (Щеглов Л. Россия превращается в страну Шариковых).

    «… может ли что-нибудь достоверно знать об интеллигентности тот, кто этим качеством вообще не обладает? Нет. Интеллигентность — своего рода «вещь-в-себе», постигаемая лишь изнутри. Другими словами, проблема знания есть тут проблема принадлежности» (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

    «Люди безошибочно вычисляют бескорыстие и тянутся к нему. Бескорыстный врач и педагог, сами того не желая, получают высокий социальный статус. К ним приходят и деньги, и слава, и известность. Все, чего они не хотели, все, о чем они не задумывались, приходит само, как людская благодарность за бескорыстие. Казалось бы, что для успеха бизнеса нужно быть эгоистичным, корыстным, словом, жестко нацеленным на прибыль. Это заблуждение, и множество горе-бизнесменов в этом убедились на практике. Бизнес – это форма служения людям. Успех приходит к тем людям, кто берет на вооружение этот тезис. Если человек организует бизнес с желанием нажиться, обмануть покупателей, «впарить» им «туфту», если у него разовый подход к клиенту – обчистил до нитки, все равно другие придут, значит, его бизнес обречен.

    Экология бизнеса в бескорыстии. Успешный бизнесмен – бескорыстный бизнесмен. С жадным никто не хочет иметь дело – он либо подведет, либо обманет. Бескорыстие – порядочно, обязательно и ответственно, с ним можно подписывать договора – не подведет, ведь у него цель, развивая и совершенствуя свой бизнес, служить себе и людям» (Ковалев П.Д. Бескорыстие).

    «Интеллигентность по большому счету коммерчески выгодна: с интеллигентным человеком приятнее вести дела, а значит, и добьется он в бизнесе большего, чем некультурный субъект» (Греков А. Что такое «бизнес-интеллигенция»?).

    «… за рубежом широко используется методика английского исследователя Р. Беннета, который предложил выявлять степень проявления 20 качеств личности менеджера: интеллигентность, внимательность, честность, доступность, авторитетность, стремление к пониманию других, вдумчивость, тактичность, коммуникабельность, заинтересованность в людях, цельность характера, позитивное отношение к действительности, мужество, решительность, порядочность, чувство юмора, умение слушать, твердость, дружелюбие, энтузиазм» (Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом. Теория личностных качеств).

    «Изучение ментальности русской интеллигенции вызывает острую необходимость, так как именно она, несмотря на количественное меньшинство, является самой мыслящей частью русского народа, умственным «цветом» нации, формирует и транслирует ценности и идеалы, которые впоследствии влияют на дальнейший ход истории» (Баскакова Н.И. Ментальные основания поведения русской интеллигенции «серебряного века»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − тринадцать =