«Принципиальность — способность и умение подходить к любому вопросу, задаче с позиций последовательного проведения принятых принципов» (Краткий политический словарь, — dic.academic.ru).
«Принципиальность как качество личности – безусловное служение своему мировоззрению» (Ковалев П.Д. Принципиальность, — podskazki.info).
Как качество личности, принципиальность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Интеллигентность подразумевает профессиональную значимость, способность испытывать чувство социальной справедливости, совестливость, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, общечеловеческим ценностям, наличие тактичности и личной порядочности, духовность, исключение вражды и национальной нетерпимости, способность к состраданию, принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).
«Признание свободы личности, ее ответственности за свои убеждения и за свое поведение, а потому ее высокой социальной ценности, став фундаментом интеллигентности, породило имманентное ей качество — совмещение безусловной принципиальности в отстаивании своих убеждений и решительной неприязни ко всякой беспринципности со столь же принципиальной толерантностью, терпимостью к взглядам другого, как бы они ни отличались от твоих собственных» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).
«Такие качества интеллигента, как честность, порядочность и принципиальность, обусловлены не моралью конкретного общества, а той нравственной ответственностью человека в обществе, которая складывается в процессе воспитания, просвещения и обучения через приобщение к наработанному гуманитарному опыту» (Кальной И.И. Поиск достойного ответа историческому вызову России).
Принципиальность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания принципиальности — интерес к принципиальности как качеству личности, уважительное отношение к принципиальным людям, стремление быть принципиальным человеком, критическое отношение к беспринципности.
«Грех должен называться грехом. Преступление преступлением. Проступок проступком. Заблуждение заблуждением. И никогда нельзя называть эти явления иными, более мягкими терминами в угоду каким-то внешним факторам. Но ненависть ко греху не может обращаться ненавистью к грешнику (исключая, быть может, некие крайние формы). Ненависть к идее не может служить поводом к ненависти ко всякому, кто по недомыслию увлечён ею» (Семенова Е. Письма к разным лицам. О хамодержавии вместо самодержавия).