Борис Леонидович Пастернак

Русский поэт, писатель и переводчик.

Один из крупнейших русских поэтов XX века.

В 1955 году закончил роман «Доктор Живаго», за который через три года награждён Нобелевской премией по литературе, после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и был вынужден отказаться от премии (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«А сзади, в зареве легенд,
Идеалист-интеллигент
Печатал и писал плакаты
Про радость своего заката»
Б.Л. Пастернак

Поскольку гражданская война в России продолжается и поныне, отношение к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака сегодня так же неоднозначно, как и в советские годы. Продиктованы разногласия не только политическими причинами, но и противоречивыми оценками литературных качеств и романной культуры главного прозаического произведения писателя.

«Доктор Живаго» толковался как «политический роман-проповедь», воплотивший «дух неприятия социалистической революции», основанный на пафосе «утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последующие социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально». Позиция главного героя квалифицировалась как «зоологическое отщепенство», «гипертрофированный до невероятных размеров индивидуализм», который в итоге приводит его к безнравственной позиции предателя, все более озлобляющегося на революцию и ее последствия. Идеологическая несостоятельность романа породила в свою очередь художественную ущербность произведения, степень которой признавалась настолько высокой, что «ни редакция, ни автор не в состоянии переменить при помощи частных изъятий или исправлений» (Бондарчук Е.М. Автор и герой в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // cheloveknauka.com).

Тем не менее, имя Бориса Леонидовича знакомо каждому современному школьнику, что оставляет надежду на то, что образ русского интеллигента, изображенный в «Докторе Живаго», еще долго будет оказывать свое благотворное влияние на сознание и, главное, душу русского человека.

«Интеллигентность образа проявляется двупланово: во внешней истории жизни и внутренней духовной жизни Юрия Андреевича. Выйдя из интеллигентной среды и выбрав профессию врача, он всю жизнь проявлял душевность, чуткое восприятие жизни и людей, независимый образ мысли и творческую самостоятельность. Живаго, ощущая трагический пульс времени, ведущий к необратимым последствиям, создает свой личный хронотоп. В своем времени-пространстве, несмотря на постоянное внедрение в него социальной истории с ее потрясениями, Живаго сохранил свой интеллигентный облик, проявляя свободу духа и неординарность мысли, не подчиненной веяниям времени, любовь и чистоту помыслов, доброту и человечность. Более того, оставаясь в одиночестве, он преодолевал весь трагизм ситуации, выражая свои мысли о бытии и человеческих взаимоотношениях в стихах и философских записях. Именно эти качества на фоне природного безволия говорят в пользу внутренней силы Живаго, высвечивая интеллигентность натуры, тем самым, подчеркивая его инклюзивность.

Во-вторых, среди черт образа можно назвать жизненное кредо вопреки: он мыслил и поступал не как все в его окружении или не так, как от него ожидали. Принцип вопреки проявлял себя в миросозерцании и миропонимании, во всем облике и поступках Юрия Живаго, тем самым подчеркивая противоречивость русской души: все было в его жизни несмотря на что-либо, наперекор чему-либо, но в тоже время согласно воле судьбы, даже покорности принятия ее уроков и ударов, в чем проявлялась интеллигентность натуры» (Яковлева Е.Л. Интерпретация художественного образа интеллигента через оптику вопреки, или перечитывая Б. Пастернака // cyberleninka.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Борис Леонидович Пастернак: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 5 =