Кто такой интеллигентный человек?

Пожалуй, самый верный ответ на вопрос, кто такой интеллигентный человек, дал В.М. Шукшин: «Мы ломаем голову, какой он такой, интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ. Только он называет его — хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный, Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер»[1].

Как известно, автор этих слов не был ученым, однако внутреннее чутье и литературный талант позволили ему уловить самую суть понятия и изложить ее в точном соответствии с определением: «Интеллигентность — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств»[2].

Таких качеств гораздо больше, чем на этом рисунке. Ознакомиться с ними в полном объеме и убедиться в том, что каждое из них отвечает социальным ожиданиям, предъявляемым обществом (социумом, народом) к интеллигентным (хорошим) людям, можно, посетив Глоссарий терминов, определяющих понятие интеллигентности.

_____________________________
1. Шукшин В.М. Монолог на лестнице.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

См. также:

Олег Михайлов
3 августа 2021

Кто такой интеллигентный человек?: 2 комментария

  1. «Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек» (Лихачев Д.С. Человек должен быть интеллигентен!).

    «Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда — осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства». Отсюда — отсутствие самоуверенности в поведении и в манере себя держать. Отсюда уважение к опыту истории, к культуре вообще. И вместе с тем интеллигентный человек лишен комплекса неуверенности в себе. Это объясняется отсутствием боязни чужого мнения, чужих предложений и готовностью согласиться с мнением специалистов, людей так или иначе заинтересованных» (Лихачёв Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности).

    «Лет двадцать пять назад, а то и более, в личных беседах с Александром Петровичем Довженко, споря с отождествлением интеллигентности с образованностью, — он сказал: «Вот мой дед, неграмотный крестьянин. Но была в нем народная интеллигентность». И, посетовав на возросшую приспособляемость людей, с горечью добавил: «Ведь трус может притвориться храбрым, злодей — добрым, негодяй — героем, праведником… и лишь нема возможности никак притвориться интеллигентным…» (Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности).

    «Интеллигентен тот, для кого социокультурный опыт – это абсолютная ценность, и он ставит своей задачей сохранение и преумножение этого опыта, что предполагает, разумеется, его постоянное осмысление» (Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана).

    «… основные внутренние признаки интеллигентного человека: приверженность идее справедливости, критическое отношение к тем социальным формам управления, которые далеки от идеалов гуманизма и демократии; единство духовности с людьми, чьи интересы он представляет; верность народу и Родине, подвижничество, творческая одержимость; независимость мышления, внутренняя самостоятельность, стремление к свободе самовыражения; стойкость и мужество в отстаивании своих взглядов, продиктованных убеждениями и совестью; терпимость к людям, способность их выслушивать, даже если они высказывают взгляды, с которыми не согласен; сопереживание, сочувствие другим людям, стремление оказать им посильную помощь; стремление к накоплению новых знаний и передаче их людям; и т.д.» (Богдан С.Петров МОЖНО ЛИ ПРИТВОРИТЬСЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОМ?).

    «Интеллигентный человек. Это ответственное слово. Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать именно об ответственности за это слово. Начнем с того, что явление это — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется для созвучия — подпеть могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… И — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель» (В.Г.Шукшин) (Из статьи «Василий Шукшин. Всё, как парадокс срОстки»).

    «Академик Н. Н. Моисеев в качестве отличительной особенности интеллигентных людей называл «разумный альтруизм», непримиримость к «несправедливости и бедам общественного бытия», способность «подняться над узкими личностными интересами, интересами той или иной группы, способность думать над тем, что их непосредственно не касается» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 54).

    «Требуя правдивости, альтруизм обусловливает присущие интеллигентным людям доброжелательность, скромность, честность, уважительное отношение к окружающим. Исключаются высокомерие и спесь, самоутверждение за счет унижения других, цинизм, холуйство и хамство. Недопустимо присвоение чужого, от чужого имущества до чужой идеи» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 78-79).

    «М. А. Ахлюстина предложила различать качества «первичного порядка» и «вторичного порядка». Первые определяют «глубинную, внутреннюю, сущностную характеристику личности», то есть альтруистическую ответственность за дела и судьбы народа, страны, коллектива, свободолюбие, независимость, честность, совестливость, творческие способности, критическое мышление и тому подобное, а вторые — «внешнюю характеристику интеллигентного человека», которую образуют «элементарная воспитанность», «соблюдение правил хорошего тона», деликатность, тактичность и пр.» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 85).

    «Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине и в течение всей своей жизни. И кто даже не может поступать и проявлять себя иначе. Надо не только сделаться образованным и интеллигентным, надо еще привыкнуть к своей образованности и интеллигентности. И это особенно важно» (Рубакин Н.А. Образованный человек: принципы и критерии).

    «Обратим внимание на то, что одним из основных («ядерных» – по выражению А.А. Потебни) значений латинского слова intelligentia является «понимание». Тогда интеллигентным человеком следовало бы назвать всякого, кто способен хоть в какой-то мере к пониманию – природы, социума, продукта культуры, другого человека, самого себя» (Цофнас А.Ю. Интеллигенция и интеллигентность).

    «Когда я говорю «Мой начальник — человек интеллигентный», это понимается однозначно: мой начальник умеет видеть во мне не только подчиненного, но и такого же человека, как он сам» (Гаспаров М.Л. Записи И Выписки).

    «Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный».

    … человек интеллигентный несет в себе больше хороших качеств, чем только воспитанный, и несет их глубже, чем только образованный» (Гаспаров М. Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность).

    «Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность» (Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента).

    «… интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия» (Лосев А.Ф. Об интеллигентности).

    «Шагнем мы к самоуничтожению или к распространению по Вселенной — на этот вопрос никто ответить не может. Точно могу сказать, что без интеллигентных людей на этот вопрос не ответить» (Интеллигент обыкновенный // Людмила Улицкая).

    «Не может быть интеллигентного человека без умения выслушивать другое мнение, находиться в диалоге. И нужно уметь подниматься над ситуацией. По большому счету, всегда выигрывают те, кто на это способен»(Жемчужины мысли // интеллигентность).

    «… выражение «простой русский мужик» говорит мне о самом главном в человеке ничуть не больше, чем, скажем, определение «интеллигентный человек» до тех пор, пока я не уясню, какой смысл вкладывается в них говорящими» (Об интеллигенции и интеллигентности // Новиков Д.).

    «Интеллигентный человек никогда не страдает манией величия: Я умный, а остальные дураки, а кошка (жена, ребенок, подчиненный…) — вообще не человек. Это не достоинство, а гордыня.

    Интеллигентный человек ведет себя на равных с другим человеком, предполагая в нем a priori то же достоинство» (Мнение на форуме «Весь Сосновый Бор»).

    «Человек интеллигентный, в моем представлении, отличается деликатностью, тактичностью, предупредительностью, радушием, приветливостью, уступчивостью, стыдливостью, совестливостью, ответственностью» (Из интервью Протоиерея Артемия Владимирова «О духовности и нравственности, интеллекте и интеллигентности»).

    «Интеллигентный человек – это продукт жизнедеятельности отдельного народа, социально-этическое явление, присущее отдельной нации» (Мелик-Шахназарян Л.Г. Интеллигенция – мост между народом и властью).

    «Достаточно показателен <…> ответ Россиян на вопрос «Кого вы считаете самым «интеллигентным» человеком в стране». Путин <…> занял первое место» (Шляпентох В.Э. Русский интеллигент Феликс Раскольников).

    «Интеллигентный человек никогда не выбросит из окна машины бутылку из-под кока-колы, ведь он понимает, как не эстетично будет смотреться на газоне эта бутылка, да и попасть она может в идущих по тротуару людей. Интеллигентный человек никогда не станет засорять намеренно свою речь сорняками и словечками, типа «блин!!»

    Интеллигентный человек всегда, при любых обстоятельствах будет почитать своих мать и отца, равно, как и родителей супруга, ибо уважение к старшим не позволит ему опуститься до хамства… Все качества, присущие интеллигентному человеку, а их не перечесть, можно, однако, объединить одним лозунгом: «Уважай других, уважай свою землю, уважай мир вокруг, и ты будешь обязательно счастлив!» Ведь недаром уже на протяжение тысяч лет заповеданы нам несколько простейших правил, которые оставлены нам в Библии и Коране, ведь Тот, кто создавал нас и всю эту земную красоту ,так хотел видеть нас здоровыми духом и счастливыми!» (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?).

    «В галстуке-бабочке Василий Макарович, насколько известно, не щеголял даже в кино. А вот «барский» халат примерял: запало ему в душу аристократическое белое-пушистое чудо, увиденное на однокашнике Андрее Тарковском. Захотелось точно такое же. Нашёл. Купил, Примерил. Расхохотался нелепому своему виду и… запрятал подальше.

    Этот забавный эпизод заставляет вспомнить очень серьёзные слова Шукшина о «вековой городской культуре и об истинно интеллигентных людях». О том, как трудно деревенскому парню «обратить своё вековое терпение и упорство на то, чтобы сделать из себя Человека. Интеллигента духа». Последнее, по его словам, означало: очень хороший человек» (Якунина Г. Мучительный талант – интеллигентность…).

    «Любой разговор об интеллигентности обычно сводится к уточнению понятия «интеллигенция». Но ведь не профессия и образование, не либеральные взгляды и творческие способности определяют интеллигентного человека, а наличие интеллигентности как таковой.

    …С интеллигентным человеком не стыдно быть наивным и не страшно быть слабым. Он никогда не воспользуется оплошностью другого. Скорее – сам станет жертвой. Такие люди не боятся быть смешными и несовременными, их не заботит, что о них говорят и думают окружающие, они не завистливы и не зависимы ни от каких веяний и течений» (Якунина Г. Право быть собой).

    «Человек представляется интеллигентным, когда он способен слышать другого, понимать другого и испытывать уважение к другому, даже при различии точек зрения» (Патриарх Кирилл: Интеллигент – это тот, кто способен слышать и понимать другого).

    «Быть «сознательным» означает быть свободным от гипнотического транса, который присущ обычным людям с низким уровнем бодрствования; обладать иммунитетом к рекламе; быть способным достичь состояния высшего сознания, неизвестного большинству; быть хозяином своего разума, собственных мыслей, то есть думать самостоятельно, не допуская, чтобы что-то думало за тебя; видеть реальность такой, какова она есть, без деформаций и приспособлений; победить механизмы защиты «я»; преодолеть страсти и низкие эмоции; быть сильным и добродетельным. Это лишь некоторые из способностей человека, обладающего истинным сознанием» (Соммэр Дарио Салам «Мораль XXI века»).

    «… интеллигентный человек всегда уважительно относится к чужому мнению. <…>

    А еще мне кажется, что истинно интеллигентный человек не может быть антисемитом и вообще шовинистом или националистом» (Калихман Г. Этюд об интеллигенции и интеллигентности).

    «Интеллигентный человек, в моем понимании, это человек, который в первую очередь думает о народе, о государстве, а потом уже о себе» (Вадим Писарев) (Из онлайн-конференции с Вадимом Писаревым «Почему престижный конкурс артистов балета и хореографов поменял прописку?»).

    «…интеллигентный человек всегда уважительно относится к чужому мнению» (Калихман Г. ЭТЮД ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ).

    «Опираясь на мнение адептов, можно утверждать, что важнейшие характеристики интеллигентного человека – неподдельная искренность, острое милосердие, неутолимая жажда духовности и упрямое безоглядное взращивание собственной личности. Говорить, о чем думается. Помогать тихо. Благодарить обязательно. Думать всегда. Как-то так…» (Викулова Л. Интеллигентные люди. Характеристика и тренды современной интеллигенции).

    «Кто-то сказал, что интеллигентный человек – это человек, которого мало. Вот физически его как бы мало» (Крымов Д. «Природа в каждого из нас вложила какой-то секрет»).

    «Более подробно дается описание данного понятия в словаре социальной психологии под редакцией А.В.Петровского: «Интеллигентность (латинское — понимающий, мыслящий) — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры.Упомянутые совокупные качества индивида, в свою очередь, формируют концепт «интеллигентный человек». К ключевым словам, вербализующим данный концепт, относятся: несуетность; достоинство; мягкость, но не мягкотелость; внутренняя сила; благородство поступков; великодушие; терпимость; образованность; бескомпромиссность; непубличность; деликатность; преданность; харизматичность.

    Понятия «интеллигентность» и «интеллигентный человек», формирующие одноименные концепты, актуализируют совокупность положительных ценностных качеств, присущих их носителям» (Островская Т.А. Концепт «интеллигентный человек» в дискурсе «элита»).

    «Человек интеллигентный постоянно совершенствует свой интеллект, так как поток информации огромен и никогда не заканчивается. Интеллектуальное совершенствование не имеет границ» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Интеллигентному человеку свойственны размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями. Он способен выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности» (Моисеев Н.Н. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности).

    «… интеллигентная личность представляет собой идеал, не тождественный ни западному интеллектуалу, ни интеллигенту, в его российском понимании. Если функция западных интеллектуалов состоит в том, чтобы познавать общество, а функция российского интеллигента — в том, чтобы его чувствовать, то функция интеллигентной личности состоит в том, чтобы и «познавать, и чувствовать»» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интеллектуально-нравственно-эстетическая целостность).

    «А еще мне кажется, что истинно интеллигентный человек не может быть антисемитом и вообще шовинистом или националистом» (Калихман Г. Этюд об интеллигенции и интеллигентности).

    «… нам кажется правильным рассматривать интеллигентного человека в отрыве от политико-экономических реалий — как прежде всего определенный психологический тип личности» (Иванов Р.О. Что такое интеллигентный человек?).

    «… интеллигентный человек не всегда тот, кто хорошо образован и тонко чувствует прекрасное, и необязательно тот, кто делает что-то очень хорошее и благородное, скорее это тот, кто просто не может делать дурного и мириться с мерзостью» (Берштейн А.А. Предчувствие катастрофы).

    «Божий дар даётся единицам в отличие от способности и возможности грешить. Разумеется, грех от этого не перестаёт быть грехом, и ничья гениальность не делает его доблестью. Только не грехами, коих в избытке у нас своих, важны и интересны нам наши гении, а Божиим даром, который призваны мы уважать. И то, что гении пили или иначе грешили более нашего, не ставит нас на один уровень с ними, как бы нам того не хотелось» (Семенова Е. Письма к разным лицам. О хамодержавии вместо самодержавия).

    «Интеллигентный человек интересен окружающим, это «умный человек с добрым сердцем» (Н. Бердяев), он открыт диалогу» (Галицких Е.О. Интеллигентность как результат профессионально-личностного становления учителя русской школы).

    «Читаем: «Интеллигентный — духовно богатый, интеллектуально развитый, образованный, культурный, благородный, хорошо воспитанный, проявляющий терпимость и уважение к людям с другим мнением, трудолюбивый, творчески работающий, отличающийся высоким чувством гражданственности, активно борющийся за общественные цели».

    К этому очень приятному перечню вполне можно присовокупить еще целый ряд качеств, которые перечислены в [Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА, 2003. — 528 с.]: интеллигенцию отличает способность быстро находить решения в необходимых обстоятельствах, правильно и быстро схватывать главное в положении вещей, живость ума…. Представляете, какой бы получился список интеллигентных качеств, если бы мы присоединили признаки из определений, приведенных в десятке-другом словарей? И все они весьма почтенные, выбросить какой-либо вроде неудобно.

    Теперь допустим, что все перечисленные качества мы соединим знаком конъюнкции: к лику интеллигентных мы вряд ли найдем кого причислить. Может быть, лишь святых. А если допустить, что эти признаки находятся в отношении дизъюнкции: к этому лику мы смело сможем причислить абсолютно всех жителей нашей высокоинтеллигентной страны. Теперь, когда мы довели наши рассуждения «ad absurdum», становится понятным требование — только «необходимые и достаточные» признаки» (Блюменау Д.И. Еще раз о формуле интеллигентности (так ли безупречна ее «суть»?)).

    «Интеллигентный человек — это прежде всего тот, кто умеет сочувствовать и сопереживать другим людям. Вот почему для настоящего интеллигента все люди равны, вот почему даже старушка, всю жизнь прожившая в деревне, тоже может быть интеллигентна. Все зависит от культуры души — понятие это вроде бы расплывчатое, но мы всегда чувствуем, есть оно у человека или ее нет» (Соловей П. Как удержаться на вершине).

    «Интеллигентные люди не имеют внешних признаков, интеллигентность это проявление внутренних качеств, поэтому притвориться интеллигентом нельзя. Можно только перечислить основные внутренние признаки, которым следует интеллигентный человек: приверженность идее справедливости, критическое отношение к тем социальным формам управления, которые далеки от идеалов гуманизма и демократии, единство духовности с людьми, чьи интересы он представляет, верность народу и Родине, подвижничество, творческая одержимость, независимость мышления, внутренняя самостоятельность, стремление к свободе самовыражения, стойкость и мужество в отстаивании своих взглядов, продиктованных убеждениями и совестью, терпимость к людям, способность их выслушивать, даже если они высказывают взгляды, с которыми не согласен, сопереживание, сочувствие другим людям, стремление оказать им посильную помощь, стремление к накоплению новых знаний и передаче их другим людям» (Фадеева Т.М. Интеллигентом нельзя притвориться).

    _________________

    См. также: Кого называют интеллигентным человеком, —
    http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/kogo-nazyvayut-intelligentnym-chelovekom.

  2. КОММЕНТАРИИ:

    Надежда 20 января 2017 в 06:07

    К сожалению, это заблуждение. Сколько грязи, подлости, низости, предательства, тупости и элементарной неграмотности я встречала в интеллигентных людях. именно их так все называли, он интеллигентен. А мужики, как все называют людей простой, человеческой внешности, были умны, умеющие слушать, аккуратны и тактичны. У меня определение интеллигент вызывает презрение. Особенно сейчас смотря на всех руководителей России, меров и геров. Именно они точно дали помять, кто такой интеллигент!!!!

    Олег Михайлов 20 января 2017 в 17:52

    Надежда! А не кажется ли Вам, что заблуждались те, кто людей, исполненных «грязи, подлости, низости, предательства, тупости и элементарной неграмотности», называл интеллигентными? И не заблуждаетесь ли Вы, когда людей, которые «были умны, умеющие слушать, аккуратны и тактичны» называете мужиками из-за их «простой, человеческой внешности»? Разве интеллигентность это внешнее свойство? Очки, галстук, портфель, шляпа?

    Кирилл 27 апреля 2017 в 19:51

    Мне очень понравилось. Для доклада самое то и какая тут критика может быть. Я конечно не осуждаю вас…

    Олег Михайлов 28 апреля 2017 в 08:48

    Спасибо, Кирилл, за теплый отзыв! Рад, что Вы нашли здесь информацию, соответствующую Вашим потребностям. Успехов Вам!

    Елена Карпинская 26 февраля 2018 в 14:09

    Спасибо за предоставленный материал. Как хочется , чтобы эту статью прочитали люди , которые именуют сея ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ, не понимая и не вникая в смысл этого слова.

    Олег Михайлов 5 марта 2018 в 09:35

    Спасибо, Елена, и Вам за высокую оценку статьи! К сожалению, «люди , которые именуют себя ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ», как правило, настолько полны собственной значимости, что читать подобные статьи не считают нужным. А люди интеллигентные, именующие себя просто по имени, читают. Судя по Вашему комментарию, Вы относитесь именно к их числу, — неинтеллигентному человеку всего этого не понять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четырнадцать − шесть =