Дисциплинированность

«Дисциплинированность (также самодисциплина, организованность) — черта характера личности, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — ru.wikipedia.org).

«Дисциплинированность как качество личности –  склонность к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности» (Ковалев П.Д. Дисциплинированность, — podskazki.info).

Как качество личности, дисциплинированность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Дисциплинированность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Для дворянской аристократии творческая деятельность была результатом игры духа, а для интеллигентов — не только реализацией высокого творческого потенциала, но и единственным материальным источником жизни их семей, дисциплинированным самоотверженным интеллектуальным трудом. Имея предрасположенность к духовному творчеству, интеллигенты через образование восприняли аристократические духовные ценности и целенаправленно и ответственно служили отечеству» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект)).

«Способом перевоспитания интеллигентной личности в «Вехах» выбрано ее жизнетворческое спасение, поскольку жизнетворческий проект личности принципиально противоположен оппозиционной ориентации исторического интеллигента. «Героический максимализм» в самосознании интеллигенции предполагалось заменить на идеал «устойчивой, дисциплинированной, работоспособной личности, держащейся на своих ногах, а не на волне общественной истерики» (Пустовая В.Е. Дискуссия об интеллигенции в литературных журналах постсоветской эпохи: логика трансформации понятия).

«Таким образом, высшее образование рассматривается как своеобразный цивилизационный и этический фильтр, проходя через который, человек должен стать носителем таких качеств, как:
— приличное поведение, соответствующее этикету;
— грамотная речь без ругательств;
— дисциплинированность;
— порядочность;
— социальная предсказуемость;
— способность усваивать и перерабатывать информацию;
— способность развиваться;
— интеллигентность.
Именно последнее качество, чаще других упомянутое в приведённых здесь свидетельствах, обобщает весь комплекс качеств, перечисленных вместе с ним» (Дорошин Б.А, Махтина С.А. Парадигмы высшего образования: интеллигентность, интеллектуальность и потребительское медиа-мышление).

Дисциплинированность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания дисциплинированности — интерес к дисциплинированности как качеству личности, уважительное отношение к дисциплинированным людям, стремление быть дисциплинированным человеком, критическое отношение к недисциплинированности.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 3 =