Доблесть

«Доблесть — высшее духовное мужество, высшая добродетель; стойкость, благородство, великодушие» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — https://ru.wikipedia.org).

«Доблесть как качество личности –  склонность свято, беззаветно верить во что-то и поэтому проявлять высшее душевное мужество, стойкость, благородство, быть примером для других, соблюдать порядок, проявлять умение, мастерство и профессионализм в экстремальных ситуациях» (Ковалев П.Д. Доблесть, — http://podskazki.info).

Как качество личности доблесть является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Доблесть входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Благородство, честь, доблесть, любовь к своему народу и своему Отечеству, высочайшая работоспособность, жертвенность, готовность всё отдать, даже жизнь за свою Родину и за свой народ, именно эти качества отличали, отличают и будут отличать во все времена настоящую русскую интеллигенцию» (Волкова С. Интеллигентность — это в первую очередь понятие нравственное. Слово о русской интеллигенции).

«Меня воспитывали на книгах о советских партизанах, доблестных краснофлотцах, летчиках и моряках, на книгах о пионерах-тимуровцах. Зайдите сегодня в книжный магазин — последние два десятка лет тема героизма и порядочности была табуирована, а с экрана я только и слышал, что мой народ раб, мой народ неполноценен и так далее».

В своей тоске по затертому культурному коду и вдохновляющему образу героя нашего времени Леонид не одинок — десятки молодых людей из самых разных уголков России на недавно прошедшем Общероссийском гражданском форуме (ноябрь 2013 года) в один голос заявляли мне (как эксперт-модератор я отвечал за секцию «молодежная политика»), что не слышат от государства сигналов, позволяющих понять, кого оно готово рассматривать в качестве национального идеала для подражания юношеством. Не мудрено — не там слушают.

Устраивающий меня образ для подражания я лично открыл у Алексея Федоровича Лосева (1893—1988 гг.). На мой взгляд, его теория интеллигентности при проектировании новых педагогических систем для «заблудившейся» России может быть смело взята в качестве краеугольного камня» (Ермолин А. Забытая теория интеллигентности).

«В заключение для придания картине хотя бы условной полноты и завершенности имеет смысл обозначить в виде тезисов общую линию развития русской культуры в XIX в., определившую появление категории интеллигенции. …

Приведу как иллюстрацию несколько фрагментов из «Былого и дум»: В идеал, составленный нами, входят элементы верные, но или не существующие более, или совершенно изменившиеся. Рыцарская доблесть, изящество аристократических нравов, строгая чинность протестантов, гордая независимость англичан, роскошная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов и мрачная энергия террористов — все это переплавилось и переродилось в целую совокупность других господствующих нравов, мещанских» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции).

Доблесть — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания доблести — интерес к доблести как качеству личности, уважительное отношение к доблестным людям, готовность проявить доблесть, критическое отношение к авантюризму.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − 13 =