Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский

Русский литературовед и лингвист.

Почётный член Петербургской академии наук (1907), Российской академии наук (1917) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Эту книгу необходимо знать, и она… много даст»
М. Горький

«Историко-литературная концепция Овсянико-Куликовского … наиболее полное выражение нашла в его фундаментальном трехтомном (и незаконченном) труде «История русской интеллигенции». Это самая известная работа Овсянико-Куликовского; по ней о нем судили как об ученом». …

Овсянико-Куликовский начинает свою работу с определения того, что есть интеллигенция в русском понимании и чем она отличается от западных цивилизованных «интеллектуалов». В этих странах они занимаются своим прямым делом – умственной работой и творчеством и не задаются мудреными вопросами, пишут книги об истории науки, философии, техники, общественной мысли и т.п., но не об «истории интеллигенции».

А вот в «странах отсталых и запоздалых», как Россия, интеллигенция то и дело уходит от своей прямой работы и задается мудреными вопросами вроде того, «что такое интеллигенция?», «кто виноват?», «что делать?», «в чем смысл жизни?» и т.п.»* (Сухих С.И. Психологическое литературоведение Д.Н. Овсянико-Куликовского // studfile.net). 

В качестве основного объекта своего исследования Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский избрал интеллигентский комплекс, называемый им «чаадаевскими настроениями», и на примере героев русской литературы ХIХ века подверг его всестороннему психологическому анализу.

«… основной интеллигентский комплекс, являющийся непосредственным объектом анализа в работе, Овсянико-Куликовский также во введении определяет весьма четко, строго очерчивая его границы, – это то, что он называет «чаадаевскими настроениями», историю возникновения, развития и трансформации которых в русском обществе он исследует с психологической их стороны на материале психологии героев русской литературы ХIХ века. …

А вот что такое «чаадаевские настроения», почему они возникли и в каком направлении развивались в русском обществе и русской литературе, он во «Введении» определил достаточно четко.

Общественно-историческая почва «чаадаевских настроений», с его точки зрения, коренится в двух несоответстствиях, контрастах, антитезах, бьющих в глаза при наблюдении русской жизни. Первое – контраст между «богатством умственной и вообще душевной жизни нашей интеллигенции от 20-х гг. прошлого века до наших дней и незначительностью достигнутых результатов в смысле прямого влияния на ход вещей у нас и на подъем общей культуры в стране», а второе – антитеза между «богатством наших идеологий, доходивших нередко до изысканности, до роскоши наших литературных, и, в частности, художественных сокровищ, и нашей всероссийской отсталости – с другой».

Настроения, порожденные этими «антитезами», нашли в «Философических письмах» Чаадаева наиболее резкое, причем преувеличенное, доведенное до крайности, утрированное выражение. Основная мысль Чаадаева, как ее сформулировал, используя выражения самого Чаадаева, А.И. Герцен, такова: «..Прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, и будущего для нее вовсе нет, это – «пробел разумения, грозный урок, данный народам, – до чего отчуждение и рабство могут довести«.

«Чаадаевские настроения» составили, с точки зрения Овсянико-Куликовского, эпицентр духовной эволюции русского общества» (Там же).

«Д.Н. Овсянико-Куликовскому принадлежит множество научных трудов по разным специальностям, но по общественной значимости на первое место следует поставить именно «Историю русской интеллигенции». Со времени её издания прошло сто лет, но сегодня эта работа выглядит предельно современной. Она нечто вроде зеркала; правда, заглянув в него, нынешний интеллигент рискует не узнать себя» (Тархов Т. Российская интеллигенция: тени забытых предков // nkj.ru).

_______________________

* Эти отличительные особенности русской интеллигенции наиболее глубоко проникли в сознание различного рода современных исследователей, поэтому по сей день часто и с удовольствием упоминаются ими при попытке показать разницу между русскими интеллигентами и западными интеллектуалами.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × 2 =