Владимир Галактионович Короленко

Писатель, журналист, публицист, общественный деятель.

При большевиках заступался за арестованных людей и критиковал массовые репрессии со стороны чекистов.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902, с 1918) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Короленко — кость от кости и плоть от плоти русской интеллигенции»
А. Луначарский

Владимир Галактионович Короленко был настоящим русским интеллигентом. Литературовед Б.В. Аверин, досконально изучивший его личность, жизнь и творчество, писал:

«Современники действительно видели в Короленко идеальный образ русского писателя, интеллигента, общественного деятеля. После Февральской революции в беседе с Р. Ролланом А. Луначарский высказал мысль, что если в России надо было бы избрать президента, то он выдвинул бы кандидатуру Короленко» (Аверин Б.В. Личность и творчество В. Г. Короленко // korolenko.lit-info.ru).

Сам А. Луначарский в 1923 г. вспоминал:

Это был такой талант, которому было необычайно легко достигать красоты, и часто в его рассказах мы присутствуем при этом процессе претворения в красоту какого–нибудь сложного горького явления, иногда преступления. Эта черта Владимира Галактионовича делала его как бы избранным сосудом тончайшей гуманности.

Вот если мы суммируем все это полное соответствие Короленко всему лучшему, и только лучшему, что имелось в среднем русском интеллигенте, разительное уменье давать сразу какое–то благородное утешение в жизненных скорбях самой формой своих творческих произведений и, что не менее важно, не только глубокое сознание себя критически мыслящей личностью, которая не смеет молчать, видя общественное зло, но и реально необыкновенно чуткую совесть, то мы получим облик этого жреца интеллигенции в чистых одеждах, этого незапятнанного праведника» (Луначарский А.В. В.Г. Короленко. Общая характеристика // lit.wikireading.ru).

Как и многие другие русские интеллигенты, писатель был неравнодушен не только к страданиям народа, но и к предлагаемым способам избавления от них, поэтому делал все, чтобы радикальная часть интеллигенции в поисках справедливости от народа не отрывалась.

«Окончив весной 1871 года Ровенскую гимназию, Короленко уехал в Петербург и поступил в технологический институт. Здесь очутился в атмосфере народнических споров и приготовлений к «хождению в народ». Временем наибольшей увлеченности интеллигенции идеями и практикой этого «хождения», как известно, была середина 70-х годов. …

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом «Эпизоды из жизни искателя». …

Практика «хождения в народ» изживала себя; народники, разочаровавшись в возможности вовлечь крестьянство в революционную борьбу, перешли в конце 70-х годов к индивидуальному террору. Но эта тактика уже тогда представлялась Короленко ошибочной и бесплодной: без поддержки народа революционеры из интеллигенции будут не в силах победить в схватке с царизмом. Террористов-народовольцев писатель позже назовет «революционерами без народа». Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного «сектантства» в среде интеллигенции. Пафос рассказа — в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. «Ищите!» — к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России. …

Приблизительно в одно время с рассказом о мятежном мужике Короленко написал рассказ «Чудная».

… в ее взглядах, убеждениях и методах подпольной революционной работы явно проступает нечто такое, что подлежит осуждению и осуждается в рассказе Короленко. Это — отрыв от народа и «боярское» высокомерие интеллигента в отношении к народной массе, забитой и покорно переносящей свою рабскую долю, скептицизм и неверие в то, что народ пойдет за революционной интеллигенцией в ее поединке с царской монархией. Спасение народа и России — в единении революционеров с народом, интеллигенции с крестьянством.

В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. …

В личности Короленко счастливо соединились замечательный рассказчик, искусно владевший живописным словом, тонкий психолог, блестящий публицист, темпераментный и неутомимый общественный деятель, гражданин-патриот, отзывчивый, простой и скромный человек с кристально чистой и честной душой» (Кулешов Ф.И. Мятежный талант // az.lib.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 5 =