Фунтикова Н.В. Педагогические условия воспитания интеллигентности у студентов университета

Введение. В современных социокультурных условиях значительно актуализировалась роль воспитания личности в системе высшего образования, что обусловлено как общими тенденциями развития общества, гуманизацией всех сфер его жизни, так и важностью формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки не только профессионально необходимых знаний, умений, навыков, но целостного комплекса компетенций, обеспечивающих готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность с учетом ее этических координат. Признание интеллигентности целью воспитания в высшей школе закономерно ведет к необходимости теоретико-методологического обоснования путей воспитания интеллигентности у студентов, разработки методических моделей реализации данной задачи, выявлению и обоснованию комплекса педагогических условий, которые позволят эффективно сформировать у студентов качества интеллигентного человека.

Изложение основного материала статьи. Комплекс педагогических условий воспитания интеллигентности формирует содержание мотивационного компонента модели процесса воспитания интеллигентности у студентов университета, что обусловлено, во-первых, необходимостью описания тех обстоятельств, которые обеспечивают возможность реализации причинно-следственных отношений в данном процессе, а во-вторых, необходимостью акцентирования роли аксиологической составляющей как инструмента обеспечения его эффективности.

С точки зрения философии, условие — это «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [18], «среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать», «обстановка, в которой что-либо происходит» [1]. Учитывая, что процесс воспитания интеллигентности рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности студента, ее развития, следует отметить, что именно надлежащим образом сформированные условия обеспечивают возможность осуществления данного процесса, поскольку, как подчеркивают Н. Баженова и И. Хлудеева, условия являются необходимой составляющей в логике причинно-следственных отношений «причина — условие — следствие» и, будучи независимыми от причины, способствуют появлению следствий. Именно от характера условий зависит, проявится ли в реальности причина и каковы будут ее следствия [1].

В педагогическом процессе в качестве причины выступает его цель. Именно цель педагогического процесса, предполагающая решение определенной последовательности задач, закономерно обусловливает необходимость разработки и реализации различных типов условий (предпосылок, обстановок и требований), направленных на преобразование педагогической действительности в соответствии с требованиями целесообразности, целенаправленности и целедостижения [5; 12].

В психологической науке условия рассматриваются как одна из характеристик процесса психического развития человека. С точки зрения психологии, условия представляют собой сложную совокупность различных причин, внутренних и внешних, которые определяют психологическое развитие человека, ускоряя или замедляя его, оказывая влияние на его динамику и результаты [10, С. 354]. Создание комплекса условий, соответствующих задачам формирования определенных качеств личности, формирует общий вектор педагогического процесса как процесса становления личности студента и обусловливает возможности университета как пространства воспитания личности, поскольку, по мнению Л. Выготского, принципиально важно «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [4, С. 55].

Необходимо отметить, что в педагогической науке педагогические условия трактуются неоднозначно: как фактор обеспечения эффективности образовательной среды, как обстоятельства, обеспечивающие эффективность функционирования образовательных систем, как совокупность методического, кадрового, материально-технического потенциала образовательной организации, как совокупность мер, которые обеспечивают развитие обучающихся в ходе педагогического процесса, и т. д. Понятие «педагогические условия» широко используется в педагогических исследованиях, однако следует отметить, что и содержание данного понятия, и классификация педагогических условий по-прежнему остаются дискуссионными.

Учитывая поставленные задачи и выбранные подходы к моделированию процесса воспитания интеллигентности у студентов университета, для нашего исследования целесообразным является следующее понимание педагогических условий:

    • как совокупности объективных возможностей содержания форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных педагогических задач (А. Найн) [9, С. 13];
    • как условий, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное его развитие (Е. Пашкова) [13, С. 103];
    • как внешних обстоятельств, факторов, оказывающих существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно и специально сконструированных педагогом, интенционально предполагающих, но не гарантирующих определенный результат процесса (Н. Борытко) [3, С. 112];
    • как целенаправленно организованной преподавателем педагогической среды, системы педагогических средств, комплекса педагогических взаимодействий (А. Нагорнова, Ю. Нагорнов) [8];
    • как одного из компонентов педагогической системы, отражающего совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие (Н. Ипполитова, Н. Стерхова) [7, С. 9].

Такой комплексный подход к пониманию педагогических условий позволяет проектировать многоуровневую педагогическую систему в соответствии с требованиями целесообразности, целенаправленности и обеспечить целедостижение, то есть ее эффективную реализацию в образовательном процессе университета.

Кроме того, описанное выше понимание педагогических условий позволяет сделать акцент на аксиологической составляющей проектируемого педагогического процесса как инструменте обеспечения эффективности модели процесса воспитания интеллигентности у студентов университета, поскольку все приведенные определения ориентированы на рассмотрение педагогических условий как фактора (в широком понимании слова) развития личности, как специальным образом выстроенной совокупности всех имеющихся или сознательно созданных обстоятельств, направленной на вхождение студентов в мир культуры, на обретение ими способности к восприятию и воспроизводству культурных ценностей и смыслов, на формирование у них способности и мотивации к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. В образовательном процессе происходит не просто трансляция культурных ценностей и смыслов, передача культурного опыта, но и обмен ценностями, трансформация культурных смыслов, их обогащение, что формирует соответствующее аксиологически ориентированное культурно-образовательное пространство, в котором порождаются новые, обусловленные приобретаемым интеллектуальным и эмоциональным опытом интересы, потребности, ценностные отношения, установки, формируется мотивация к достижению новых жизненных целей, качественно новое состояние личности студента — внутренне мотивированной к осуществлению образовательной и в дальнейшем профессиональной деятельности на основе стремления к всеобщему благоденствию как содержательного ядра интеллигентности [11, С. 31]

Эффективность воспитания личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности мотивации всех субъектов образовательного процесса, соответственно эффективность воспитания интеллигентности у студентов университета обусловлена качеством проектирования и реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих направленность, содержание и организационные возможности соответствующей педагогической системы [6, С. 61]. Именно поэтому педагогические условия и составляют содержание мотивационного компонента модели процесса воспитания интеллигентности у студентов университета.

Сложность и интегративный характер интеллигентности как личностного качества и цели воспитания [19] обусловили многоуровневый подход к формированию комплекса педагогических условий, поскольку, учитывая сказанное выше, он должен отражать логику взаимодействия: во-первых, внешних условий, способствующих формированию ценностного отношения к интеллигентности и интеллигенции, процессам самовоспитания и саморазвития; во-вторых, системы стимулирования и формирования внутренней мотивации обучающихся и преподавателей; и в-третьих, образовательной среды, позволяющей интегрировать все необходимые условия эффективной реализации педагогического процесса на основе принципов воспитания интеллигентности.

Анализ накопленного в педагогической науке опыта классификации педагогических условий, позволяет нам, учитывая задачи нашего исследования, выделить три группы педагогических условий:

    • организационно-педагогические (внешние, объективные) условия;
    • психолого-педагогические (внутренние, субъективные) условия;
    • социально-педагогические (интегрирующие) условия.

Первая группа педагогических условий — это организационно-педагогические условия, которые рассматриваются учеными в качестве совокупности возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности, успешное решение поставленных задач (В. Беликов) [2, С. 235], а также соответствующих методов управления педагогическим процессом, обеспечивающих его эффективность (А. Сверчков) [16]. Организационно-педагогические условия, основной функцией которых, по мнению исследователей, является организация таких мер воздействия, обеспечивающих целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы, будучи внешними (объективными) по отношению к личности субъектов педагогического процесса, характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач, и, как отмечают Н. Ипполитова и Н. Стерхова, подбираются с учетом структуры реализуемого процесса [7, С. 12].

Организационно-педагогическими (внешними, объективными) условиями, которые необходимо сформировать и реализовать в субъектно-ориентированном педагогическом процессе, направленном на воспитание у студентов качеств интеллигентного человека, являются следующие:

    • разработка задач и принципов воспитания интеллигентности у студенческой молодежи;
    • определение качеств интеллигентного человека как содержательной основы воспитания интеллигентности в высшей школе;
    • разработка и реализация методов, форм и средств воспитания интеллигентности у студентов университета.

Вторая группа педагогических условий — это психолого-педагогические условия, которые рассматриваются в педагогической науке как условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов педагогического процесса, влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса [7, С. 12] и являющееся в контексте субъектно-ориентированного педагогического процесса его главным содержательным вектором.

Психолого-педагогические условия, основной функцией которых, по мнению ученых, является организация мер педагогического взаимодействия, обеспечивающих преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности (а учитывая задачи нашего исследования, и конкретных характеристик личности), то есть воздействующих на личностный аспект педагогической системы, формирующих ее субъектный компонент, проявляясь как внутренние (субъективные) факторы и обстоятельства, также характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач [7, С. 12], и подбираются с учетом психофизиологических и социокультурных характеристик субъектов педагогического процесса, содержания и структуры интеллигентности как интегративного качества личности, содержания и особенностей качеств интеллигентного человека.

Психолого-педагогическими (внутренними, субъективными) условиями, формирование и реализация которых позволит обеспечить эффективность субъектно-ориентированного педагогического процесса, направленного на воспитание у студентов качеств интеллигентного человека, являются следующие:

    • выявление психофизиологических и социокультурных особенностей студенчества в контексте решения задач воспитания интеллигентности;
    • создание условий для личностной и профессиональной самореализации преподавателя высшей школы как субъекта процесса воспитания интеллигентности;
    • формирование культуры педагогического взаимодействия преподавателей и студентов университета как субъектов процесса воспитания интеллигентности.

Очевидно, что качественно реализуемые организационно-педагогические условия могут обеспечить достижение поставленной цели педагогического процесса — формирование у студентов качеств интеллигентного человека, создавая условия для становления и развития этих качеств, однако процесс формирования личности студента происходит эффективно при обеспечении психолого-педагогических условий, то есть для решения поставленных задач необходимо оптимальное сочетание, гармонизация организационно-педагогических (внешних) и психолого-педагогических (внутренних) условий. Инструментом гармонизации внешних и внутренних педагогических условий является третья группа педагогических условий — это социально-педагогические условия.

Социально-педагогические условия — это условия, которые обеспечивают реализацию основных закономерностей процесса воспитания, заключающихся, в частности, в том, что эффективность воспитания зависит от совокупного действия объективных и субъективных факторов и от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния [15, С. 23-24].

Социально-педагогические условия, основной функцией которых является обеспечение гармонизации внешних и внутренних педагогических условий, их интеграция, по мнению исследователей, характеризуются: во-первых, отношением к обучающимся как активным субъектам жизни, способным к культурному саморазвитию и самоизменению; во-вторых, отношением к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и творческое взаимодействие его субъектов в достижении целей их культурного саморазвития; в-третьих, отношением к образовательной организации как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события [14, С. 120; 17, С. 28], транслируются, воспроизводятся и создаются культурные ценности и смыслы, осуществляется воспитание человека как носителя общей и профессиональной культуры. Именно поэтому социально-педагогические условия формируются с учетом ключевых характеристик культуры и интеллигентности как цели воспитания в высшей школе.

Социально-педагогические (интегрирующие) условия эффективного субъектно-ориентированного педагогического процесса, направленного на воспитание у студентов качеств интеллигентного человека, учитывая интегративный характер культуры как пространства, в котором развивается гуманистически ориентированные высшее образование, и интеллигентности как качества личности, представлены в нашем исследовании необходимостью формирования культурно-образовательного пространства, ориентированного на воспитание в процессе профессиональной подготовки интеллигентности как интегративного качества личности, на воспитание Человека, Гражданина, Профессионала.

Выводы. Выявленные педагогические условия составляют содержание мотивационного компонента модели процесса воспитания интеллигентности у студентов университета, поскольку их конструирование и реализация в образовательном процессе позволяют сформировать содержательный вектор развития культурно-образовательного пространства университета, направленный на формирование личности студентов как носителей общей и профессиональной культуры, на воспитание у них качеств интеллигентного человека.

Литература:

    1. Баженова, Н.Г. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект / Н.Г. Баженова, И.В. Хлудеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2012. — № 151. — С. 217-223. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18197305
    2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с.
    3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Борытко Н.М.; науч. ред. Н.К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
    4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. — М.: Академия, 2010. — 484 с.
    5. Галкина, О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования / Галкина О.В. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2008. — № 2. — С. 30-36. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-kak-kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya
    6. Дзундза, А.И. Профессионально-педагогические ориентиры в структуре системы мировоззренческих ориентиров будущих специалистов / Дзундза,А. И., Цапов В.А. // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина; Сер. «Педагогика» (История и теория математического образования). — Елец, 2018. — С. 58-68.
    7. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8-14. — Режим доступа: http://genproedu.com/pa
    8. Нагорнова, А.Ю. Характеристика педагогических условий профессиональной подготовки студентов технических вузов / А.Ю. Нагорнова, Ю.С. Нагорнов // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. — 2012. — № 10 (18). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-pedagogicheskih-usloviy-professionalnoy-podgotovki-studentov-tehnicheskih-spetsialnostey
    9. Найн, А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А.Я. Найн. — Челябинск: Ур. гос. акад. физ. культуры, 2000. — 185 с.
    10. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
    11. Носуля, О.С. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов химических направлений подготовки / Носуля О. С. // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. — 2020. — Вып. 51. — С. 28-34.
    12. Околелов, О.П. Инновационная педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 167 с. -Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1816812
    13. Пашкова, Е.Е. К проблеме педагогических условий в отечественной психолого-педагогической науке / Пашкова Е.Е. // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 4 (39). — С. 102-105.
    14. Плешакова, А.Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия / А.Ю. Плешакова // Научный диалог. — 2014. — № 2 (26): Педагогика. — С. 118-125. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie- usloviya-internatsionalizatsii-obrazovaniya-k-opredeleniyu-ponyatiya
    15. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х кн. — М.: ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
    16. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый. — 2009. — № 4. — С. 279-282. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/4/244/
    17. Скафа, Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета / Скафа Е.И. // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. — 2019. — Вып. 50. — С. 24-29.
    18. Условие. Философский энциклопедический словарь / [Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др.]. — М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2003. — 574 с. — Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6-184-uslovie.htm
    19. Фунтикова, Н.В. Аксиологические основания воспитания интеллигентности у студенческой молодежи / Фунтикова Н.В. // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. — 2019. -Вып. 49. — С. 36-42.

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-intelligentnosti-u-studentov-universiteta

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × один =