Георгий Александрович Товстоногов

Советский театральный режиссёр и педагог.

Народный артист СССР (1957).

Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая того, что учатся»
Г.А. Товстоногов

«Наивные интеллигенты начала XX века, Товстоноговы и не только они, вопреки всему продолжали верить в идеалы, надеялись, что восторжествует тот новый мир, ради которого разрушался старый» (Старосельская Н. Товстоногов // labirint.ru).

Всю свою жизнь Георгий Александрович Товстоногов посвятил театру, поскольку видел в нем огромные возможности для формирования человека, человека будущего, человека, впитавшего в себя идеалы культуры, в том числе русской, человека интеллигентного.

«Целью режиссера было с помощью театра пробудить в человеке человека и сделать это пробуждение удивительным, захватывающим и неповторимым процессом» (Мячикова К. Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра // dailyculture.ru).

О том, насколько вера Товстоногова в идеалы в новом мире оправдалась, пишет кинокритик Ирина Павлова:

«Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре» (Павлова И. «Он выдавливал раба, скота, жлоба из зрителей». О «тирании» Товстоногова по отношению к актерам и публике // /lenta.ru).

Таким его детище остается и по сей день. Карина Разумовская, актриса БДТ:

«БДТ – удивительный театр! Он совмещает в себе хулиганство, новаторство и при этом традицию и интеллигентность» (Алексеева М. Театр «великих слез и великого смеха»: БДТ отмечает вековой юбилей // spbdnevnik.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 + 10 =