Гераськова А.А., Сапожникова А.Х. Духовно-нравственный аспект понятия «интеллигенция»

В последние годы не ослабевают споры о границах, численности, о самом факте существования интеллигенции как самостоятельной социальной страты. Это далеко не случайно. Дело не сводится к тому, что мы живем в эпоху развитых технологий, стимулирующих увеличение доли умственного, интеллектуального труда, стремление к получению высшего образования, рост значимости интеллектуальных профессий. Этот вопрос справедливо считается одним из центральных для всего постсоветского развития России, в том числе и у нас в Забайкальском крае, поскольку интеллигенция в экономических, социальных и политических процессах во многом определяет результаты тех глубоких социальных перемен, которые переживает российское общество.

В истории российской культуры понятие «интеллигенция» несколько шире, чем в культуре Западной Европы.

На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственной и физической сферы.

В России же, напротив, понятия «специалист» и «интеллигент» были тождественными, но в то же время не равными. Под интеллигентностью понимается состояние души, его духовно-нравственная основа, интеллектуальный труд. Под специальностью же понимается основной род занятий, трудовой, умственной деятельности. В истории философии на рубеже 19-20 вв. главными признаками российского интеллигента принято считать выступающие черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности).

Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в «Философии права» — «Дух есть… интеллигенция».

Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что «сила русской интеллигенции -… не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает» [7]. Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом, как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в своем « Толковом словаре» так определял понятие «интеллигенция»: «Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». [1]

Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее «интеллектуализма», интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом. [3]

В этом же значении можно прочесть использование слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В.В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины ХVШ века: «…часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении — разумность, высшее сознание — воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. [7]

Современный социолог Н.В. Латова интеллигентностью наделяет представителей социокультурной общности, которые своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

В настоящее время можно говорить о существовании двух четких структурных элементах образа интеллигенции в общественном сознании. С одной стороны, это высокий уровень образования, моральная чистота, высокая нравственность, духовные ценности. С другой стороны, мы во всём видим антитезу — низкий уровень образования, сводившийся к минимуму знаний, отсутствие духовно-нравственных ценностей, отрицание вечных истин. Всё это сводится к такому понятию, как «гнилая интеллигенция». Оно имеет место быть, т.к. в постсоветское время в жизни нашего общества произошли радикальные преобразования, которые не были основаны на каких-либо моральных принципах и правилах. В итоге произошла подмена духовных ценностей на материальные, очевидным стало попирание добра, веры, любви, налицо пропаганда культа насилия, злобы и ненависти. В таких условиях современная интеллигенция вынуждена выживать и сохранять своё лицо.

Таким образом, моральный облик современной интеллигенции определить сложно. Существует множество факторов, влияющих на формирование характерных для неё черт, среди которых в особую группу выделяют духовно-нравственные.

ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -736 с.
    2. Кон И. С. Размышления об американской интеллигенции / И. Кон //Новый мир.-1968.-№ 1, — С. 173—197.
    3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. — Москва: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135.
    4. Меметов В. С. Интеллигенция / B.C. Меметов, В. Н. Расторгуев // Большая российская энциклопедия. М.,2008. Т. 11.
    5. Письмо Т. Н. Грановскому, в кн.: Звенья, сб. 1, М. — Л., 1932, С. 101;
    6. Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991 г.
    7. Уваров П.Б. Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции / П.Б. Уваров. М.: АИРО-ХХ, 2005. -200 с.

https://core.ac.uk/download/12086796.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 7 =