Доброжелательность

«Доброжелательность — отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра» (Педагогический словарь, — http://enc-dic.com).

«Доброжелательность как качество личности – склонность желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять дружеское расположение ко всем людям на бескорыстной основе» (Ковалев П.Д. Доброжелательность, — http://podskazki.info).

Как качество личности, доброжелательность является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.

Доброжелательность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Идеальное представление об интеллигентности включает в себя: 1) высокие моральные качества (совесть, любовь и уважение к окружающим людям, осознание уникальности человеческой личности, доброжелательность, честность, порядочность, обостренное чувство справедливости, вежливость, такт, верность, сострадание и т.д.); 2) высокий уровень образования (сумма специальных знаний, информация об изменениях в науке с течением времени, критичность мышления, в том числе и по отношению к самому себе); 3) особый интерес к вопросам мировоззренческого характера, потребность в рефлексии; желание ответить на все вопросы (и как, и почему?) с помощью разума.

Действительность интеллигентности — это постоянное и постепенное воплощение в каждой отдельной личности выделенных нами идеальных черт» (Димитричева О.И. Интеллигентность как социально-духовное явление).

«Отличительными чертами любого интеллигентного человека являются доброжелательность, культура поведения и терпимость ко всем людям, и уж потом, при более тесном общении выявляется уровень образованности, умения мыслить, хотя, конечно, желательно иметь этот уровень не очень низкий» (Морозова Т.В. Как воспитать интеллигентность?).

«Если есть возможность, то интеллигент проявляет поддержку другому достойному человеку. Независимо от его социального положения. И очень часто это помогало не только становлению многих действительно талантливых людей, но и их реальному выживанию. В прямом смысле слова. Интеллигенту свойственен альтруизм, душевная щедрость, доброжелательность ума и души. Он исходит в своей жизни не из соображений формальной логики, а из своих личных духовных принципов» (Алтунин А.И. Интеллигентность).

Доброжелательность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания доброжелательности — интерес к доброжелательности как качеству личности, уважительное отношение к доброжелательным людям, стремление быть доброжелательным человеком, критическое отношение к злорадству.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − 14 =