Чести (наличие)

«Честь — это добрая, незапятнанная репутация, честное имя» (Толковый словарь Дмитриева, — http://dic.academic.ru).

«Честь как качество личности – способность иметь общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, достигаемое заслугами человека через свои мысли и поступки» (Ковалев П.Д. Честь, — http://podskazki.info).

Как качество личности, честь является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Честь входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Демократичность, неброскость, игнорирование дорогостоящих украшений, обязательное наличие хотя бы неболь­шой библиотеки были приметами стиля жизни интеллигентного человека. Для него главным являлось не внешнее впечатление, про­изводимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе (хотя им и отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное на­чало. Вот почему среди его нравственных ценностей центральное положение занимает «истинная честь» — достоинство, то есть ка­чество, подчеркивающее самоценность личности» (Бормотова И.М. Формирование этикетного кодекса интеллигенции. Интеллигенция и интеллигентность).

«Интеллигенция, судя по всему, вообще не обладает органичной способностью к рефлексии. У нее развита не рефлексия, а стремление следовать образцам, прежде всего связанным с представлениями о чести и достоинстве.. …

Ориентация на честь обеспечивает и чрезвычайную стойкость интеллигенции. Если интеллигент принял на себя какие-то обязательства, то он будет им следовать до конца. Замечательно эти черты интеллигенции проявились и в эмиграции, и в том, как ее представители переживали тоталитарный режим в СССР. Однако не всегда очевидно, что ценности, ради которых интеллигент идет на гибель, того стоят» (Чебанов С.В. Отличительная черта интеллигенции — знание алфавита).

«Мы видим, что самым нужным и полноценным в годности всегда будет самый многосторонний Человек – тот, который находясь на своем месте, сможет покрыть самый широкий круг потребностей и оказать самую всестороннюю помощь.

Здесь мы видим глубинную сущность Интеллигентности – многосторонность, со свойственной ей Свободой Творческого Служения. Многосторонность возможностей предвидит также широту применения, верность своему долгу и чувству Чести (Достоинства) – применять свои способности по мере надобности там, где это требуется. Поэтому Интеллигентность – это не только способность Человека быть полезным, но и выполнять свой долг везде, где его ставит судьба. Интеллигенция не выбирает место служения. Интеллигенция находит возможность служения» (Стелпс П. Всегда и везде).

Честь — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания чести — интерес к чести как категории личности, уважительное отношение к людям чести, стремление быть человеком чести критическое отношение к бесчестию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 4 =