Иларион (Алфеев)

Архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

Автор ряда статей в «Большой Российской энциклопедии» и «Православной энциклопедии». Автор ряда монографий, посвящённых жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра. Ведущий телевизионной передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», автор и ведущий документальных фильмов об истории и богослужении Православной церкви (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Православная интеллигенция была всегда, она должна быть и будет.
Водораздел между миром Церкви и миром интеллигенции нам нужно преодолевать»

Г.В. Алфеев

Не затрагивая остальных, даже богословско-литературная деятельность Илариона (Алфеева) в современной России столь велика и значительна, что точка зрения митрополита на примирение церкви и интеллигенции остается пока не то, чтобы незамеченной, а, скорее, не достаточно осмысленной.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что в его оценках исторической роли интеллигенции нет обычных обвинений, упреков, нравоучений, а есть способность видеть как ее недостатки, так и достоинства.

«С одной стороны, очевидно, что именно интеллигенция внесла очень существенный вклад в дело разрушения православной России, приведшее к революции 1917 года. И в этом, может быть, заключается главная историческая вина российской интеллигенции. Но с другой стороны, именно в среде интеллигенции зародилось то движение за возвращение в Церковь, которое в начале XX века нашло отражение на страницах журнала «Вехи» и которое не прекратилось даже после революции, несмотря на жесточайшие гонения и против Церкви, и против интеллигенции. …

Мы, с одной стороны, говорим о ХIХ как о веке расцвета русской культуры… И, действительно, большинство известных всему миру русских людей, будь то композиторы, писатели, поэты или художники, жили в ХIХ веке. И в каком-то смысле эта «встреча с Западом», которая произошла благодаря тому, что Петр прорубил «окно в Европу», была очень плодотворной для русской культуры.

Но обратной стороной медали был вот этот отход интеллигенции и русской культуры от Церкви. Это был не полный отход, потому что на своей последней глубине русская культура всегда оставалась христианской. Глядя ретроспективно на русскую культуру ХIХ века (особенно глядя через призму советского периода), мы видим, что она была напитана соками христианства и православия. И в советское время русская культура была для нашего народа одной из носительниц христианского благовестия. … Водораздел между миром Церкви и миром культуры и интеллигенции существовал, но и присутствие в последнем христианских идей и религиозной тематики всегда оставалось очень существенным и значимым. И не случайно в начале ХХ века, когда значительная часть интеллигенции встала на сторону реформаторов и революционеров, другая часть интеллигенции занялась возрождением религиозных идей и напряженно думала о сближении с Церковью» (Яковлева Е. Интеллигенция нужна Православной церкви // rg.ru).

Объективное представление митрополита об интеллигенции  продиктовано несколькими причинами, но главная из них заключается в том, что рукоположение Григория Валериевича Алфеева в священническое служение не повлекло его отречения от интеллигентского сословия.

«… человек может быть одновременно активным членом и служителем Церкви и представителем интеллигенции. Никакого противоречия в этом я не вижу.

Я, например, себя отношу к представителям интеллигенции. Причем в третьем поколении, потому что мама моя — писатель, отец был физиком и математиком, дедушка был профессором истории, бабушка партийным работником (профессиональные партработники — это ведь тоже была своего рода интеллигенция). В этом смысле я происхожу из интеллигентной семьи, всю жизнь занимался преимущественно интеллектуальным трудом и совершенно не понимаю, почему интеллектуальный труд не может сочетаться с активным членством в Церкви. …

Само противопоставление — интеллигенция и Церковь — искусственно. Я это говорю и по собственному опыту, и по опыту моей семьи, и по опыту тысяч других людей, которые себя относят одновременно и к интеллигенции и к Церкви. Нет никакого противоречия между тем, чтобы принадлежать и к той, и к другой группе людей. …

Прежде всего нам надо избавляться от шаблонов. От искусственных противопоставлений интеллигенции и Церкви. От радикализма и эпатажа, будь то в твиттере, в блогах или в каком-нибудь ином формате. Нужен спокойный и доброжелательный диалог. …

Православной церкви нужна интеллигенция думающая. Открытая к диалогу. Спокойная. Чуждая радикализма и крайностей. Интеллигенция, которая будет, с одной стороны, восприимчива к усвоению христианских идей, а с другой — будет готова питать церковный организм своими свежими идеями. Если ее идеи будут радикально противоречить церковному Преданию, она неизбежно окажется в конфликте с Церковью. Но если эти идеи будут находиться в русле церковного Предания, может возникнуть очень интересный и плодотворный диалог. И интеллигенция может внести очень существенный вклад в развитие церковной жизни.

Ведь интеллигенция — это люди, которые продуцируют идеи, а свежие идеи всегда нужны. …

Я думаю, что общая задача интеллигенции и Церкви как раз заключается в том, чтобы созидать сегодня полноценную культуру, искусство высокого эстетического уровня, в то же время несущее в себе мощный позитивный нравственный заряд» (Там же).

В идеале, интеллигенция должна быть православной, а православные священники — интеллигентными. Ну, а, пока до идеала далеко, было бы хорошо, чтобы представители интеллигенции брали пример с таких священников, каким является Иларион (Алфеев):

«Иларион со свойственной ему интеллигентной мягкостью не давит на читателя, не пытается представить изложенное в книге мнение как единственно верное (хотя сам, разумеется, считает именно так); употребляя обороты вроде «в православной традиции это понимается так-то», «согласно мнению святых отцов» и «по учению Церкви», он не отрицает существования и других точек зрения, других толкований библейских текстов» («Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) — рецензии на книги» // livelib.ru).

Рассказ митрополита Илариона о нравственном учении Иисуса Христа:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать + 8 =