Советский кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«В памяти своего окружения он остался одним из самых интеллигентных, образованных
и порядочных людей. Многие помнят его потрясающее чувство юмора и редкостное обаяние»
Э. Норкуте
Судя по впечатлению, которое Илья Александрович Авербах производил на людей, интеллигентность была не только его характерной чертой, но и визитной карточкой. Она бросалась в глаза самыми лучшими проявлениями, и не отмечать, не ценить ее, не вспоминать о ней просто нельзя.
Актриса Алла Демидова:
«Безусловно. Авербах очень талантливый режиссер, каких сегодня очень мало. Во всех его работах видна индивидуальность, интеллигентность. Талантливый человек — он всегда интеллигентен: и в быту, и на сцене. Интеллигентность — это обостренное чувство другого человека — чтобы ему не помешать, чувство другой жизни — чтобы в нее не вторгаться, и чувство пространства. Понятие интеллигентности было для Ильи Авербаха особым качеством души» (Алла Демидова: «Картины Авербаха — это удивительные истории» // trud.ru).
«Джентльменство» Авербаха – его воспитанность, благородство, образованность, доброжелательность, остроумие, – я думаю, хоть и были его отличительной чертой от нас, московских, но не главной. Главное – он был интеллигентом со всеми отсюда вытекающими последствиями: и перепады настроения, и неуверенность в себе, и самоедство, и ненасытность знания – понять, что «за чертой. …
Илья Авербах был абсолютным интеллигентом. Во всех его поступках, в работе, в общении с людьми проявлялось то, что накапливалось обществом в течение многих веков, то, что мы называем культурой. Этим определялись его мысли, чувства, человеческое достоинство, умение понять другого, внутреннее богатство его личности, уровень этического и эстетического развития, постоянное самоусовершенствование души» (Демидова А. Илья Авербах // biography.wikireading.ru).
Киновед Ирина Павлова:
«Авербах … делал безукоризненно интеллигентное кино (это было абсолютным свойством всех его картин — и «Степени риска», и «Драмы из старинной жизни», и «Монолога», и «Объяснения в любви», и «Чужих писем» и «Фантазий Фарятьева», и «Голоса»). Он, который стал в этой стране последним режиссером, чьим героем в кинематографе (если угодно — «лирическим героем») был интеллигент в том смысле слова, какой в него вкладывают только в России» (Авербах. 85! · Дом Павловой // dompavlovoi.ru).
Кинорежиссер Алексей Герман:
«Он… как бы это сказать… любил и умел очаровывать. Был в нем такой человеческий шарм, артистизм. Не актерство (впрочем и это, наверно, тоже), но — артистизм. И чувство собственного достоинства, и интеллигентность…
Знаете, он умел — единственный — разговаривать с министром, всесильным Ф. Т. Ермашом, этак покровительственно, немножечко даже барственно, как бы снисходя. Это при нашей-то тогдашней лютой зависимости. Ермаш его не любил. А Илья мог позволить себе роскошь быть нелюбимым» (Легенда. Алексей Герман об Илье Авербахе // kino-teatr.ru).
Кинорежиссер Дмитрий Долинин:
«Любил спорт. Его интересовал хоккей, он все про него знал. И сам был спортсмен, играл в баскетбол. А главное, отличался интеллигентностью и очень хорошим вкусом» (Илья Авербах. Без пистолета // mirpeterburga.ru).
Обозреватель Андрей Плахов:
«Авербах стал неформальным лидером «ленинградской школы», главным качеством которой было в ту пору скромное обаяние интеллигентности» (Плахов А. Он остался певцом вымирающего класса // kommersant.ru).
Поэт Евгений Рейн:
«Он — и по своему воспитанию, и по своим взглядам был очень связан с предреволюционной Россией, условно говоря, с белой костью. Он по матери внук царского генерала.
Он был в известной степени традиционалист, и это связано с тем, что он был очень интеллигентный человек, которого интересовало то лучшее в кинематографе, что было сделано в мире» (75 лет со дня рождения Ильи Авербаха // smotrim.ru).
Олег Михайлов
2020 г.