«Сопричастность — это когда общее дело становится наравне с моими личными интересами» (Сопричастность дает «чувство локтя», — www.psyha.net).
«Сопричастность как качество личности – способность чувствовать себя причастным к какому-либо общему делу, проявлять готовность что-то сделать для общего блага, разделить ответственность за сделанное кем-то другим; стремление сохранить связь с группой, коллективом, партией вопреки всему» (Ковалев П.Д. Сопричастность, — podskazki.info).
Как качество личности, сопричастность является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
«Это был настоящий мужчина. Именно про таких Антон Чехов сказал: «В человеке все должно быть прекрасно». Он был невероятно одарен, у меня на полке стоят его книги, я их перечитываю. Он радовался за друзей, коллег, в нем всегда жило интеллигентное чувство сопричастности» (Дементьев А. Коллеги об Арканове: «Он был настоящий русский интеллигент»).
«Один из моих любимых писателей – Борис Львович Васильев – к концу жизни тоже стал интеллигентом (из старика превратился в старца, как он говорит), много пишет на эту тему и верит, что Россия вернёт себе былую славу и величие. “Интеллигентом нельзя стать, получив дюжину дипломов. Для России это – категория нравственная и совершенно не мера образовательного ценза. Она востребована историей для святой цели: выявить личность в человеке, укрепить нравственно, вооружить мужеством индивидуальности”. То есть у русской интеллигенции должна быть высочайшая нравственность и чувство сопричастности к судьбе своего народа» (Воронин А.А. Интеллигенты).
«В настоящее время российская интеллигенция поставлена перед необходимостью переосмысления своего социального статуса и роли в обществе, продиктованной отчасти разочарованием в реальных последствиях либерализационных реформ, отчасти утратой ощущения своей сопричастности жизни общества» (Абросимов В.Н. Роль интеллигенции в становлении новой российской идентичности в постсоветский период).
Сопричастность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания сопричастности — интерес к сопричастности как качеству личности, уважительное отношение к людям, испытывающим сопричастность, стремление к ощущению сопричастности, критическое отношение к безучастности.