«Субъектность — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни» (Педагогический словарь, — didacts.ru).
«Субъектность [как качество] личности проявляется в процессе ее самореализации, которая в самом широком смысле этого слова означает максимально возможную пользу, которую может принести индивид самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом» (Перевозчикова Л.С. Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности, — cyberleninka.ru).
Как качество личности, субъектность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.
«Интеллигентность способствует тому, чтобы все профессии стали творческими, а творчество стало ведущей деятельностью человека, основой формирования личности с обостренным чувством субъектности. …
Это положение подтверждается акцентированием внимания на субъектности интеллигенции, способности быть экспертом социальной справедливости государства, на ее стремлении сделать власть нравственной, не пытаясь стать ею. …
Интеллигенция — сообщество пассионариев, ответственных личностей субъектного типа, отстаивающее право жить нравственно, призванное «глаголом жечь сердца людей», возбуждая общественную совесть, направленную на формирование нравственной власти и социально-справедливого государства» (Нахушев В.Ш. Интеллигенция как сообщество пассионариев).
«Интеллигенция, обладая рядом интегративных для большой группы свойств, является атипичной (длительность существования, укоренённость в структуре и жизни общества, общность условий и форм жизнедеятельности; при этом наряду с личностной субъектностью представителей группы – групповая субъектность осуществляется только на уровне дискурса, имеет место дивергенция группового сознания, групповая диффузия, конфликт установок и т.д.)» (Бакшутова Е.В. Групповое сознание российской интеллигенции в историко-психологическом аспекте).
«Социальная субъектность как источник и рамка креативности на индивидуальном уровне выступает через посредство сообществ, к которым относится или тяготеет тот или иной человек. Применительно к гуманитарным наукам в узко профессиональном аспекте мы можем это наблюдать в научных школах, формирующихся вокруг крупных ученых, и в формальных научных организациях. В широком смысле в России в роли сообщества выступает интеллигенция — особый социальный слой людей интеллектуального труда, характеризующийся не столько даже единым образом жизни (сегодня социальная дифференциация в этом слое велика), сколько определенным уровнем и характером убеждений, связанных с представлением о своей миссии в обществе» (Луков В.А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе).
Субъектность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания субъектности — интерес к субъектности как качеству личности, уважительное отношение к людям с развитой субъектностью, стремление быть человеком с развитой субъектностью, снисходительное отношение к людям с неразвитой субъектностью.
«Интеллигент в высшем смысле — тот, кто решает о себе сам» (Архангельский А. Интеллигенция — это cool).
«Самостояние – это и есть признак интеллигентности. Бердяев это называет самопознанием, Булгаков – самоположением. Интеллигентный человек отвечает перед чем-то высшим, и тогда он не делает этих ошибок, не нарушает правил чести. …
Но если человек не самостоятелен, он неизбежно придет к неправде (и хорошо еще, если признает это, как сделал Герцен). Самостояние человека – залог величия его, и никак иначе» (Андрей Ошарин. От Петра I до 1917 года: Как совратилась российская интеллигенция).