Ум (наличие)

«Ум — способность мыслить, рассуждать и делать выводы» (Викисловарь, — https://ru.wiktionary.org/wiki).

«Качества ума как свойства личности — а) глубина мысли, т. е. умение проникнуть в сущность труднейших вопросов теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть дальнейший ход событий; б) широта мысли, заключающаяся в способности охватить вопрос в целом, когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с ним связано, и в то же время не упускают из виду детали процесса или явления; в) гибкость ума, — умение пересматривать свои выводы и решения в зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении задачи, предвзятых мнений; г) критичность ума, т. е. умение не принимать на веру любое положение (как свое, так и чужое), а подвергать его критическому рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его» (Гоноболин Ф.Н. Качества ума как свойства личности, — http://www.biografia.ru).

Как качество личности, развитые качества ума являются одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Наличие ума входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигентный учитель – создатель культурных ценностей, просветитель, наставник, слушатель, а также – сгусток интеллекта, гибкого ума, квинтэссенция великодушия, совести, нравственности, защитника свободы, справедливости, непрерывно стремящийся к бесконечности духовного развития» (Горшкова В.В. Интеллигентность в профессии педагога).

«Изучение ментальности русской интеллигенции вызывает острую необходимость, так как именно она, несмотря на количественное меньшинство, является самой мыслящей частью русского народа, умственным «цветом» нации, формирует и транслирует ценности и идеалы, которые впоследствии влияют на дальнейший ход истории» (Баскакова Н.И. Ментальные основания поведения русской интеллигенции «серебряного века»).

«Быть может, интеллигенты не всегда высокообразованны с точки зрения формальных знаний, дипломов и званий, но они всегда умны и порядочны, всегда поддерживают и проявляют солидарность с теми, кто в этом нуждается, всегда способны отличить добро от зла и сказать в соответствующей ситуации: это непорядочно, стыдно, нехорошо, некрасиво и т. п.» (Бессонов Б.Н. Задачи интеллигенции в русской истории и современность: трудности самоопределения).

Развитый ум — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания развитых качеств ума — интерес к уму как качеству личности, уважительное отношение к умным людям, стремление быть умным человеком, критическое отношение к скудоумию.

К СПИСКУ:

Ум (наличие): 2 комментария

  1. You made some good points there. I checked on the internet for more information about the issue and found most individuals will go along with your views on this website.

  2. «Совестливый ум — признак и черта именно интеллигентской рефлексии, порожденной чувством сострадания к судьбе своего народа, чувством неизбежным и мучительным» (Келеман Л.А. Понятие «Интеллигентность» в российской духовной традиции).

    «Возрастающее значение в социальной адаптации россиян материальных ценностей, рыночных отношений, бизнеса позволяет предполагать зарождение и нового типа творческого интеллигента. Этот тип представлен социально-экономической профессиональной группой, способной существовать продажей своей умственной энергии, продуктов и услуг интеллектуального труда» (Мешкова А.В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 17 =