Людмила Келеман

Учёная степень: Доктор философских наук

Учёное звание: Доцент

Cтруктурное подразделение: Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Преподаваемые дисциплины: Философия. Культура речи и деловое общение. Культурология.

В 2007 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире» по специальности 09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Имеет более 150 научных и учебно-методических работ, в числе которых 5 монографий, 19 статей в журналах, включенных в утвержденный ВАК перечень ведущих научных журналов и 1 в журнале, индексируемом в Scopus, 9 учебных пособий (Источник: Сайт Ставропольского института кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права — stavik.ru).

«Мы подчас безошибочно чувствуем, какого человека можно назвать интеллигентным, а какого нельзя,
но при этом с большим трудом выражаем свои ощущения в словах»

Л.А. Келеман

Без малейшего сомнения можно утверждать, что никто в мире не сделал для выражения своих ощущений об интеллигентности «в словах» столько, сколько сделала и делает Людмила Анатольевна Келеман. Теоретический вклад ученого в интеллигентноведение* трудно переоценить, но еще важнее понять (intelligentia) его практическую значимость, актуальность и перспективность для каждого отдельного человека и всего человечества в целом.

«Результаты исследования могут способствовать расширению понимания интеллигентности, углублению знаний в области теории человека и его сущности в условиях современного мира, развитию антропологического понимания духовности человека, формированию новых мировоззренческих ориентиров, адекватных современной социокультурной ситуации» (Келеман Л.А. Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире // lib.ua-ru.net).

Полученные исследователем результаты представлены новыми для науки выводами:

    • реализация интеллигентности как личностно-индивидуального качества носит ценностный характер

«Нам представляется, что в преодолении подобного смыслотворчества ведущую роль играет понимание интеллигентности как специфического механизма духовной саморегуляции человека, основу которого составляет признание того положения, что объективные явления отражаются в сознании человека не только как предметы материального мира, но и как целостные объекты (или их детали), имеющие как субъективное, так и общественно — историческое значение, которое отражается в социальной оценке знании. В таком контексте интеллигентность выступает как некий культурный идеал личности, представляющей собой выражение ценностного отношения к окружающей действительности, к самому себе и будущему в их целостности и взаимосвязи. Объединяя различные планы реальности в единое целое, интеллигентность, создает собственную смысловую перспективу, объяснение которой возможно в рамках теории ценностей» (Келеман Л.А. Идентификация интеллигентного человека // uperinf.ru).

    • интеллигентность не является качеством, монопольно принадлежащим интеллигенции, а представляет собой универсальное человеческое качество

«Мы будем исходить из допущения, что интеллигентность является выражением универсальной качественной сущности человека, а само понятие выступает как категориальная словоформа для обозначения интеграции интеллектуальных и нравственных качеств, являющих собой продукт эволюции культуры и реализующихся в теории и практике отношения людей к миру и друг к другу.

Рассмотрение интеллигентности как универсальной качественной целостности  предполагает, прежде всего, обоснование закономерности ее появления как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, что  возможно через выявление логики изменения содержания качеств человека в контексте исторического развития культуры» (Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности // ecsocman.hse.ru).

    • универсальной сущностью интеллигентного человека является его духовность

«… духовность, представляя собой специфически особенное смысловое содержание в контексте интеллигентности, не исчерпывает всего содержания интеллигентного человека, а выступает как некое основание, которое задает специфическое проявление всех других качеств человека, совокупность которых и позволяет нам идентифицировать человека как человека — интеллигентного уже в процессе первого визуального общения в виде аккуратной внешности, грамотной речи, владения культурными манерами, умения слушать и так далее, то есть всего того, что составляет «внешние» признаки проявления интеллигентности. Иными словами в процессе первого визуального общения идентифицируется не просто телесный (возраст, конституциональные особенности и др.), а целостный образ человека, включая чувства, мысли, ценностные ориентации, преобразующие имеющиеся у человека изначально, от природы данные, биологические и психические качества, то есть образ, представляющий собой совокупный результат взаимодействия духовных качеств с природно-биологическими и социальными качествами» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интегральное качество человека // superinf.ru).

    • основой идентификации интеллигентности могут выступать ценности, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека

«Нам представляется, что качеством, представляющим собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества (Печчеи) является качество интеллигентности. Наше утверждение строится на том, что, основу интеллигентности, как свидетельствуют многочисленные авторы, составляет признание человека в качестве высшей ценности. Это значит, что интеллигентность содержит в себе в качестве смыслообразующих ценностей, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека и концентрирующие в себе все срезы человеческого бытия, что наделяет интеллигентность универсальным смыслом» (Келеман Л.А. Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности // cyberleninka.ru).

    • интеллектуальная (западноевропейская традиция), нравственная (российская традиция) и эстетическая (восточная традиция) составляющие могут рассматриваться как аспекты единого универсального качества интеллигентности

«Если западноевропейские мыслители в поисках определенности интеллигентности «уходили» в сферу умозрительной систематизации, а восточные концентрировались на совершенствовании собственного духовного опыта, тяготеющего к мистицизму и интуитивизму, то российская мысль ориентировалась, прежде всего, на текущие вопросы и господствующие интересы российского народного и частного бытия. Поэтому при всей обстоятельности концепций, развиваемых в рамках как западноевропейской, так и восточной традиций для осмысления интеллигентности, как универсального качества особую гносеологическую значимость представляют и учения российских философов. …

Это предполагает возможность и необходимость обращения к историко-философскому анализу, позволяющему, во-первых, увидеть процесс появления, осознания и осмысления данного качества как универсальной сущности человека, а, во-вторых, откорректировать наше, излишне политизированное представление об интеллигентности» (Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии // superinf.ru).

    • интеллигентность представляет собой интеллектуально-нравственно-этическое качество

«Признание наличия системного характера позволяет нам, используя интегративный подход, обобщить содержание наиболее часто встречающихся свойств, подвести их к более широким понятиям и тем самым привести структуру интеллигентности к более простому варианту, сохраняющему, однако, ее исходные сущностные свойства. Все многообразие этих свойств в конечном итоге тяготеет к трем основным: интеллектуальным, нравственным и этическим, представляющими собой некий остов или, по определению В.Р. Веселова, «несущую конструкцию» интеллигентности. …

В целом качество интеллигентности может быть определено как целостная интеллектуально-нравственно-этическая сущность, гармонизирующая интеллектуальное и нравственные начала в человеческой жизнедеятельности» (Келеман Л.А. Качество интеллигентности: эталонный образ и его реализация на личностном уровне // sibac.info).

    • на современном этапе возрождается первоначальный смысл понятия интеллигентности, но не как абстрактной, а как культурно-исторической сущности

«Русская культура представляет собой результат взаимодействия собственных генетических начал, своеобразие которых традиционно раскрывается через призму уникальности истории, географического положения и этнического состава, а также разнообразных культурно-исторических типов, многократно трансформируемых и внедряемых извне, но сохраняющих свою обособленность.

… сущностные признаки российской интеллигенции тождественны сущности образованного слоя любого общества и состоят в обладании высокими интеллектуальными и интеллектуально-нравственными качествами. Однако содержание и соотношение этих качеств носят сугубо относительный, конкретно-исторический и конкретно-национальный характер, а потому неоднократно подвергались существенной корректировке на различных этапах развития российского общества» (Келеман Л.А. Интеллигенция как образованный слой российского общества // psibook.com).

    • благодаря интеллигентности человечество способно наполниться всечеловеческим смыслом

«Следует подчеркнуть, что осознание себя как главной причины не только собственной жизни, но и жизни всего человечества возлагает на индивида особую ответственность за собственное самоопределение. …

Проблема же состоит в том, чтобы выделить условия, при которых личностные черты становятся основанием процесса восхождения человека к общечеловеческим ценностям, осознание и переживание которых как потребности, мотивирующей настоящее и программирующей будущее поведение, составляет сущность процесса развития интеллигентного человека» (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности // superinf.ru).

    • современный антропологический кризис может быть преодолен посредством формирования интеллигентности в качестве доминанты внутреннего мира каждого человека

«Формирование интеллигентности находится в сфере компетенции воспитания, которое, разумеется, опирается на образование личности, но имеет собственные цели и собственные способы воздействия на человеческое сознание. Отличие воспитания от образования и обучения состоит в том, что оно осуществляется не с помощью передачи знаний и умений, а путем приобщения к ценностям, которые передаются не средствами безличной коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении, и усваиваются не мышлением, а переживанием и только пережитыми становятся стимулами поведения. …

Воспитание интеллигентности – прямая задача образования. Образования как легитимизации континуумов знаний, обслуживающих современное состояние, динамику институционального, технологического устройства цивилизации. Одним из социальных институтов, формирующих интеллигенцию, являются университеты. … В центре внимания – формирование интеллигентных людей, сопрягающих полученные знания и умения с нравственными принципами своей профессиональной деятельности. Гносеологическим фундаментом интеллигентности, в отличие от специализированной научной информации, определяющей уровень профессиональной компетентности специалиста, является обеспечение студентов знаниями, которые необходимы ему экзистенциально, то есть, способны направлять всю его жизнедеятельность, его социальную активность, как в интересах человека, так и в интересах человечества» (Келеман Л.А. К вопросу о воспитании интеллигентности // conf.stavsu.ru).

__________________________

* Именно для интеллигентноведения. Интеллигентоведение — отдельная тема.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 5 =