Бакшутова Е.В. Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки изучения журнальной ментальности русской интеллигенции

1.1. Интеллигенция в контексте социально-психологического исследования

1.2. Основные подходы в изучении социокультурного генезиса интеллигенции

1.3. Проблема ментальности в социальном познании

1.4. Письменная ментальность как феномен социальной психологии русской интеллигенции

1.5. Журнальная ментальность как разновидность письменной ментальности русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв.

Глава II. Эмпирический анализ журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. на материале журнала «Русская мысль»

2.1. Журнал «Русская мысль» как объект эмпирического исследования

2.2. Процедура и методы исследования

2.3. Авторский состав журнала «Русская мысль»: субъекты и объекты интеллигентской картины мира

2.4. Персоналии журнала «Русская мысль» в идентичности русской интеллигенции

2.5. Наррадигма журнала «Русская мысль»

2.6. Психография русской интеллигенции в журнале «Русская мысль»

2.7. Темпоральные характеристики журнальной ментальности в жанровой динамике журнала

2.8. Тематический состав журнала «Русская мысль»

2.9. Аксиологический компонент тематических категорий журнала «Русская мысль»

2.10. Развитие либерального дискурса русской интеллигенции конца XIX -начала XX вв. в журнале «Русская мысль» 131 Заключение 147 Источники 153 Литература 154 Приложения

Введение

Споры об интеллигенции непрерывно ведутся в российском обществе почти полтора века. За это время были рассмотрены обстоятельства возникновения и развитие, социальный статус, политическая роль, историческая судьба, идеология, вклад в отечественную и мировую культуру этой специфической духовной прослойки России. Актуальность и необходимость настоящего исследования определяется значимостью интеллигенции в истории нашей страны, ролью, играемой интеллигенцией в российской общественной жизни и культуре.

Несмотря на постоянные обсуждения, «специфическое российское явление» далеко от понимания и нуждается в научном исследовании, особенно, социально-психологическом, поскольку первичным основанием определения интеллигенции является её психологическая общность. Важность исследования продиктована и изменениями в современной российской общественной структуре, в связи с чем необходимо изучение исторических процессов становления социальных групп.

Во всех национальных сообществах существуют группы людей, занимающихся интеллектуальным трудом, создающих и воспроизводящих культурные ценности. Однако русский интеллигент — особое социально-психологическое явление, которое функционирует в разных политических, социокультурных контекстах; интеллигенция активизируется в кризисные моменты общественного развития, при этом её деятельность всегда опосредована письменными практиками.

Для государства и бюрократического аппарата, также представлявших интеллигенцию в качестве носителя письменной культуры, существовали соответствующие их социальным функциям способы и приёмы текстуального самопредъявления, самоидентификации, отражения и формирования социальных процессов; для мира изящной словесности характерны иные письменные практики. Каждый из текстуальных потоков свидетельствует о функционировании различных типов письменной ментальности, связанных с ними дискурсивных практик, реализующихся в социально-политических проектах.

В странах, где духовная культура уже упрочилась, и интеллигенция пережила долгую историю развития, обязанности и занятия членов общества, и, в том числе, интеллектуалов, определены потребностями этого общества, специализированы и профессионализированы. В России интеллектуал превращается в интеллигента, занятого решением не только узко специальных задач — написанием романов, или научным исследованием, или политической борьбой — но всем одновременно. Исследователи отмечают, что в России «власть была нерасчленённой и аморфной, она требовала не специалистов, а универсалов» [60, с. 10].

Сакральное отношение к слову, литературное мифотворчество, текстуально опосредованная коммуникация характеризуют российскую интеллигенцию. Литература, как возможный аспект полноты существования и деятельности, аккумулирует в себе всех критически мыслящих, страдающих за Россию честолюбивых деятелей. При этом вместо гражданского общества конструируется семиотическая среда, где реальность олитературивается, на смену объективной фактографии и научному анализу приходит синкретический конструкт идеологии, политики, литературы и науки. Чем более дифференцировано общество, тем больше разнообразие созданных и носимых им картин мира или ментальностей, интституализирующихся в социальной жизни через религию, науку, искусство и транслируемые посредством свойственных им социальных институтов. В. А. Шкуратов отмечает, что «беллетризация общественной мысли, сама по себе бывшая симптомом недоразвитости России и политической приниженности её общества, стала важнейшим культурным механизмом формирования личности в ней» [218, с. 404].

Вопросы о сущности и характере интеллигенции возвращают нас к периоду складывания и расцвета этой культурно-исторической и социально-психологической группы в пореформенный период 1861-1917 гг. Однако прямое психологическое изучение прошлого невозможно. Поэтому перспектива познания психологического склада интеллигенции состоит в нахождении адекватных задаче источников и методов их разработки. Таким источником в диссертационном исследовании избрано литературно-политическое издание -журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.). Его значение в развитии и самоопределении русской интеллигенции дореволюционных десятилетий уникально.

Будучи одним из самых авторитетных «толстых» журналов конца XIX — начала XX вв., он не только описывал психологию образованной России, но и формировал её. На страницах журнала создавался образ интеллигенции, оттачивались её определения, бушевала полемика относительно её характера и психологического склада. «Русская мысль» — журнал Боборыкина, который ввёл в отечественный обиход слово «интеллигенция», Чехова, воплотившего интеллигентность (хотя и отказавшегося от чести называться интеллигентом), авторов знаменитого сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» -Бердяева, Булгакова, Гершензона, Изгоева, Кистяковского, Струве. Издание признано как орган российского либерализма. Всё это делает журнал «Русская мысль» ключевым свидетельством о психологии русской интеллигенции и побуждает обратиться к его углублённой разработке.

Психология интеллигенции представлена в журнале двояко. Во-первых, анализ психологического склада русской интеллигенции был осуществлён авторами журнала, и, составив наиболее целостную и известную концепцию интеллигенции, вошёл в сборник «Вехи» (нигилизм, отщепенство, противогосударственность, героизм, фанатизм, безрелигиозность, склонность к суициду, жажда социальной справедливости и др.). Это — эксплицитное изложение психологии русской интеллигенции, обсуждавшееся на страницах журнала. Однако сам журнал представляет собой объективированное мышление и мировосприятие интеллигенции, её имплицитную психологию. В текстах журнала раскрывается социально-психологический дискурс русской интеллигенции, процесс её формирования в качестве социальной группы, являющейся носителем одной из форм письменной ментальности — журнальной. Именно в этом качестве он и является объектом диссертационного исследования.

Объект исследования — корпус текстов литературно-политического журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).

Предмет исследования — журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв.

Цель исследования — социально-психологическое изучение журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв., объективированной корпусом текстов журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).

Гипотезы исследования:

1. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. объективируется журналом «Русская мысль» (1880-1918 гг.), отражается в либеральном дискурсе и развитии психографии (самохарактеристики) интеллигенции как социальной группы.

2. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. характеризуется темпоральностью, дифференциацией авторов по фазам наррадигмы, тематической динамикой, усилением аксиологического компонента публикаций.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов, определяющих место интеллигенции и её ментальности в социально-психологическом и социокультурном контекстах.

2. Установить источниковедческий массив в изучении журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв.

3. Определить содержание понятия «журнальная ментальность» в составе письменной ментальности и исследовать параметры журнальной ментальности, характерные для журнала «Русская мысль» (темпоральность, фазы наррадигмы, иерархии авторов и тематизмов), характеристики дискурса и психографии русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. в журнале «Русская мысль».

Методологической и теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных в области социальной и культурно-исторической психологии: культурно-историческая теория JI. С. Выготского, получившая развитие в отечественной психологии (Асмолов А. Г., Брушлинский А. В., Семёнов В. Е.); социально-психологическая теории социального познания (Г. М. Андреева) и психологии больших социальных групп (Г. Г. Дилигенский, А. И. Донцов, Парыгин Б. Д., Свенцицкий А. Л.); представление о психике как социальной конструкции, сложившеся в постнеклассической психологии (К. Джерджен, Дж. Шоттер, Р. Харре, Т. Ван Дейк, Дж. Поттер); понятия ментальности, разрабатываемое в рамках социальной истории (JI. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич) и письменной ментальности — в исторической психологии (В. А. Шкуратов);

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы: эмпирические (источниковедческий анализ письменных материалов, герменевтическое прочтение текстов, хронологически — тематическая систематизация и классификация текстологического материала; метод экспертных оценок: качественно-количественный анализ документов — контентанализ); описательные (нарративный и дискурсивный анализ текстов); статистические методы обработки данных (описательная статистика, коэффициент углового преобразования Фишера, кластерный анализ) с использованием программ «SPSS», «Stadia».

Научная новизна исследования определяется тем, что в поле социально-психологических исследований вносится актуальная для развития современной духовной и политической культуры нашего общества историческая тематика. Выделены социально-психологический и культурно-исторический подходы к интеллигенции как исторически сформировавшейся социальной группе.

В исследовании расширено содержание понятия «письменная ментальность» и впервые описано содержание понятия «журнальная ментальность» (особым образом организованная, развивающаяся во времени и определяющая социальную практику совокупность представлений, ценностей, умонастроений русской интеллигенции, опосредованная корпусом журнальных публикаций).

В ходе исследования сгруппирован корпус текстов, характеризующий журнальную ментальность, он представлен хронологически-тематическим указателем содержания журнала «Русская мысль». В диссертации на основе анализа эмпирического материала выявлены особые темпоральные характеристики журнальной ментальности, отличные от временных длительностей других видов письменной ментальности (книжной, бюрократической). В работе исследовались персонологический, жанровый, тематический состав литературно-политического издания как социально-психологическое явление. Выявлено, что дифференциация авторского состава отражает идентичность русской интеллигенции с мировой культурой, и открытость новым эстетическим явлениям. Изучение динамики тематизмов и аксиологического (эмоционально-оценочного) компонента публикаций показало, что интеллигенция не является профессиональной группой, она осуществляется в дискурсе. В диссертации расширено понятие дискурса, выявлен его социально-психологический контекст (социальная практика становления социальной общности и её самосознания). Показано, что состав и динамика объективных параметров журнальных публикаций отражают политизацию социальных представлений интеллигенции, развитие либеральной идеи и психографии интеллигенции.

В настоящем исследовании периодическое издание рассмотрено не как часть журнального или литературного потока в рамках истории, идеологии, истории журналистики или истории литературы, но как самостоятельное скриптополитическое явление в социальной психологии русской интеллигенции, послужившее её самоопределению и развитию, что во много определило общественную психологию и ход исторических событий в России.

Теоретическая значимость исследования. Проведённое исследование дополняет теорию больших социальных групп. Происходит обогащение культурно-исторической психологии, включение в её сферу новых объектов исследования. В диссертации расширяется концепция ментальности, выделяется журнальная ментальность как важнейший компонент письменной ментальности, отразивший социальное функционирование и групповые представления русской интеллигенции. Уточняется концепция о временных характеристиках ментальности. В работе дополняется модель наррадигмы, что позволяет применять её не только в области изучения исторического продвижения художественных текстов, но и в изучении дискурса и социальных представлений.

Практическая значимость диссертации связана с пониманием места, занимаемого интеллигенцией в истории и социально-политической жизни российского общества. Важность исследования определяется его принадлежностью к тематике национальной идентичности. В диссертации синтезирован актуальный социальный, политический и культурный опыт российского общества конца XIX — начала XX веков, указывающий на то, что социальное реформирование неосуществимо без воспитания в обществе толерантности и уважения к личности, без претворения внешних социальных преобразований во внутренний опыт. Работа позволяет расширить представления психологов о российской ментальности, имеющих значение не только при изучении исторического прошлого, но для анализа и прогнозирования политического и культурного настоящего и будущего. Практическое значение диссертации определяется возможностью понимания и применения дискурсивных практик в конструировании общества, выборе парадигмы политического современного развития.

Апробация работы.

Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СГПУ, были представлены на научно-практических конференциях и семинарах (областная научная конференция Самарского Союза молодых учёных, г. Самара, 2002 г.; IV Всероссийская конференция по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции», 1-2 июля 2004 г. Самара; IV международный рабочий семинар по исторической психологии, г. Краснодар, 2005).

Положения, выносимые на защиту:

1. Журнальная ментальность (особым образом организованная и развивающаяся во времени совокупность представлений, ценностей, умонастроений, опосредованная корпусом журнальных публикаций) русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. гетерохронна: она представляет быструю и среднюю длительности ментальности, что проявляется в динамике авторского, жанрового, тематического состава, политизации содержания.

2. Авторский состав журнала «Русская мысль» может быть дифференцирован в соответствии с фазами наррадигмы (апокрифическая, и каноническая, гуманистическая, гуманитарная, человекознание), определяющими авторов психографии русской интеллигенции в журнале «Русская мысль».

3. Тематический состав журнала «Русская мысль» характеризуется усилением аксиологического (эмоционально-оценочного) характера содержания, его политизацией.

4. Журнальная ментальность отражает развитие коллективной психографии (самохарактеристики) интеллигенции, содержательно изменяющейся по периодам: 1880-1890, 1891-1905, 1906-1918 гг.

5. Журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.) создаёт контекст дискурса либерализма (развитие личности, свобода мнений, постепенная адаптация к социально-экономическим изменениям, диалог), который развивается в следующих фазах: апокрифическая (отбор авторов, концепций, тем) и каноническая (утверждение образцовых тем, идей, идеалов, авторов).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, библиографии, включающей 246 наименования и 5 приложений. В работе приведены 2 графика и 12 таблиц. Общий объём работы 193 страницы.

Заключение

В результате проведённого исследования были получены убедительные данные, позволяющие утверждать, что категорию ментальности как динамично развивающийся социально-психологический феномен возможно изучать на основе исторических документов, поскольку современная общественная психология несёт в себе представления, ценности, нормы, традицию опосредования психики, свойственные предшествующим эпохам.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 243 с.

2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2-х тт.. Т. 1. М: ТЕРРА; Республика, 1998. — 304 с.

3. Акопов Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002. — 206 с.

4. Акопов Г. В., Иванова Т. В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы ментальности // Психология искусства. В 3-х тт. Т. 1, Самара: Изд-во СГПУ, 2003. 78-87.

5. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: Сб. ст.. / МО РФ, Ивановский гос. ун-т. — Иваново, 1999. — 22 с.

6. Албакова Ф. Ю. Современные проблемы исследования национально- этнического сознания: Учеб пособие / Ф. Ю. Албакова. — М.: Диалог — МГУ, 1999.-24 с.

7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды — М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 382 с.

8. Андреева Г. М. Конструирование социального мира — компонент психологии созидания // Антология современной психологии. Конец XX века (По материалам конференции «Психология созидания»). Т. 7, выпуск 3, Казань, 2001. 68 — 77.

9. Андреева Г. М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии, 2003. № 4. 31-40.

10. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2000.-287 с.

11. Андреева Г. М., Богомолова И, П., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы М.: Аспект-пресс, 2001. — 286 с.

12. Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально- политический и духовный феномен // Социально-гуманитарные знания, 1997, №№3-6.

13. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

14. Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии, 1999. № 1. 3-12.

15. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-767 с.

16. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х гг. XIX в. и русская журналистика.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-315 с.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

18. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.-188 с.

19. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 318 с.

20. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.— 423 с.

21. Безгин И. Г. Описание всех русских книг и повременных изданий. — СПб., 1905.

22. Бездидько А, В. Книга как психологическая составляющая в построении образа мира субъекта действия // Мир психологии, 2003. № 4. 133-138.

23. Белов В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX вв. Л., 1976.-170 с.

24. Берг М. Верёвочная лестница // Дружба народов, 1993. № 7. 177 — 193.

25. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: НЛО, 2000. — 352 с.

26. Бергер П. Социальное конструирование реальности // П. Бергер, Т. Лукман: Пер. с англ. — М.: Аспект-пресс, 1995. — 322 с.

27. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. — 343 с.

28. Бердяев И. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991. 24 — 42 с.

29. Бермант О. В. Письменная ментальность в России 1917-1996 гг. по материалам художественного книгоиздания. Дисс. к. пен. — Ростов-на-Дону, 1998.-182 с.

30. Бермант О. В. Письменная ментальность в Советской России (по материалам художественного книгоиздания) // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов-на-Дону. Изд-во Рост. Ун-та. 1998. 151-163.

31. Бледный Н. Истоки российского «маккиавелизма»: управление политическими процессами в общественной мысли России во второй половине XIX — начале XX вв. М.: Экслибрис-Пресс, 2003. — 318 с.

32. Бобнева М. И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества // Ценностное сознание личности в период преобразования общества, М., 1997. 32-46.

33. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.-125 с.

34. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992.-60 с.

35. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет,2000.—389 с.

36. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал (конец XIX века-1914 г.), М., 1984.- 152 с.

37. Бочаров А. Как живёшь, «русский феномен»? // Литературное обозрение, 1996. №3. 57-64.

38. Братусь Б. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. №5. 3-19.

39. Братусь Б. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1985, №

40. Брудный А. А. Психологическая герменевтика, М., 1998. — 234 с.

41. Брунер Дж. Празднуя разнообразие: Пиаже и Выготский // Вопросы психологии, 2001. № 4. 3-13.

42. Брушлинский А. В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997. 38-43.

43. Бубнова Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. № 1(4). 12-14.

44. Булгаков И. Героизм и подвижничество // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991. 43-84.

45. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. — 333 с.

46. Ванд Л. Э., Муратова А. Российская ментальность: прошлое и настоящее // Мир психологии. 2004. № 4. 251 — 260.

47. Васюков И. Скорпионы. Современные деятели московской прессы. — М., 1901.-76 с.

48. Венгеров А. Критико-библиографический словарь русских писателей и учёных. В 2-х тт. Петроград, 1918.

49. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910, М.: Молодая гвардия, 1991.-462 с.

50. Вовченко О. М. Проблема ценностей в современном мире // Молодёжь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990. 85-90.

51. Войтоловский Л. Текущий момент и текущая литература. К психологии современных общественных настроений. СПб.: «Зерно», 1908.

52. Воловикова М. И. Представление русских о нравственном идеале. М.: ИП РАН, 2003.-311с.

53. Воловикова М. И., Гренкова Л. Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. 93-111.

54. Волочков А. А. Ценностная направленность личности, как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал, 2004. Т. 25. №2. 17-26.

55. Волошинов М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт-МП, 2000. — 625 с.

56. Выготский Л. История развития высших психических функций // Выготский Л. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. 5-328.

57. Ганзен В. А. Системные описания в психологии, Л. 1984. — 175.

58. Гапоненков А. А. П. Б. Струве — редактор журнала «Русская мысль» (1907-1918) // Русская мысль: Ежемесячное литературно-политическое издание. Указатель содержания за 1907-1918 гг. М.: Русский путь, 2003. 3-12.

59. Гаспаров М. Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // История и судьба. М.: Наука, 1999. 5-14.

60. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность, 1994. № 4. 63- 73.

61. Герхард М. Искусство повествования. М., 1984. — 455 с.

62. Гершензон М. О. Творческое самосознание Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991. 85 — 108 .

63. Гершунский Б. Г. Философия образования. М.: Московский психолого- социальный институт. Флинта, 1998. — 432 с.

64. Гиляровский В. Сочинения: в 4-х тт. Т. 3. М.: Правда, 1989. — 432 с.

65. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.-448 с.

66. Гозман Л. Я., Эткинд А. М. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории // Вопросы философии, 1991. №3. 164-172.

67. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. — 368 с.

68. Губанов Н. И. Ментальный мир и пространство // Полигнозис, 2004. № 1. 3-9.

69. Гудков Л., Дубин Б. Интеллигенция: заметки о литературно- политических иллюзиях. М.: «Эпицентр»- Харьков: Фолио, 1995,-192с.

70. Гумбольт В. Язык и философия культуры. М., 1984. — 452 с.

71. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. № 4, 1990. 23-35.

72. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: «Индрик», 1993.-327 с.

73. Гусельцева М. Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопросы психологии, 2002. № 3. 119-131.

74. Гусельцева М. Культурно-историческая психология: от классической — к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии, 2003. № 1. 99-115.

75. Давыдов А. А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социологические исследования, 2004. № 2. 12-23.

76. Давыдов В. В. Значение творчества Л. Выготского для современной психологии // Советская педагогика. 1982. № 6. 84 — 87.

77. Данилова А. Г. Возможности исследования ценностных ориентации в исторических обществах // Вопросы психологии, 2002. № 3. 52-67.

78. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000.- 495

79. Джерджен К. Социальная психология как история // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995. —

80. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. — СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.

81. Джинджихашвили Н. Я. К вопросу о психологической необходимости искусства // Бессознательное: природа, функции, методы, исследования. Т. 2. Тбилиси, 1978. 493 — 504 с.

82. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы исследования больших групп / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. 196 — 205.

83. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология / Учебное пособие для ВУЗов. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.

84. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе /Отв. Ред. А. Л. Журавлёв. М.: Изд-во ИП РАН, 1996. — 226 с.

85. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии, М., 1987. — 128 с.

86. Донцов А. И. О понятии «фуппа» в социальной психологии // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А. Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

87. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М.: Наука, 1984. — 224 с.

88. Дубин Б. В., Рейтблат А. И. О структуре и динамике системы литературных ориентации журнальных рецензентов (1820-1978 гг.) // Книга и чтение в зеркале социологии. М.: «Книжная палата», 1990. 150-175.

89. Дубин Б. Литературная классика в идеологиях культуры и в массовом чтении // Русский журнал. Сб. материалов Интернет-издания. М.: Рудомино, 2000. — 568 с. f

90. Дубин Б. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: IUIO, 2001. — 416 с.

91. Дюше К. К теории социокритики, или вариации вокруг одного зачина // Новое литературное обозрение, 1995. № 13. 120 — 132.

92. Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. Л., 1930 — 216 с.

93. Емельянова Т. П. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 1. 61 — 69.

94. Ермишин О. Г. В поисках «русского мировоззрения» (П. А. Флоренский, В. ф. Эрн, Л. Франк) // Философские науки, 2004. № 3. 96 — 104.

95. Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. — М.: Высшая школа, 1989.-227 с.

96. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретически — методологические принципы изучения. М.: Изд-во МГУ, 1981.-132 с.

97. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. М., 1997.-158 с.

98. Живов В. Маргинальная культура России: рождение интеллигенции // Новое литературное обозрение, 1999, № 37. 50-55.

99. Живов В. Первые русские литературные биографии как социальное явление — Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков // Новое литературное обозрение, 1997. № 25. 41 — 49.

100. Журавлёв А. Л. Ценностные ориентации личности с различным субъективно-экономическим статусом // Антология современной психологии. Конец XX века (По материалам конференции «Психология созидания»). Т. 7, выпуск 3, Казань, 2001. 78 — 89.

101. Заславский Д. И. Журналистика 90-х и начала 900-х гг. М., 1948.

102. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.

103. Земсков В. Литературный пантеон: автор и произведение в межличностной коммуникации // Литературный пантеон: национальный и зарубежный. Материалы русско-французского коллоквиума. М.: Наследие, 1999. 7 -19 .

104. Зенкин «Классика» и «современность» // Литературный пантеон: национальный и зарубежный. Материалы русско-французского коллоквиума. М.: Наследие, 1999. — 32 — 44 .

105. Зинченко В. П. Г. Г. Шпет и М. М. Бахтин (оппоненты или единомышленники?) // Вопросы психологии, 1999. № 6. 110 — 118.

106. Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии, 1996. № 6. 6 — 24.

107. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание, Самара, 1998. — 216 с. ПО. Зинченко В. П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии, 2003. №5. 3 -17 .

108. Зубков Е. О., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7. 153 — 160.

109. Ивин А.А. Ценности и понимание //Вопросы философии. 1987. № 8. 31-43 .

110. Изгоев А. Об интеллигентской молодёжи // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910, М.: Молодая гвардия, 1991. — 185-209.

111. Ильин И. П. Нарративная типология // Современное зарубежное литературоведение. М.: Интрада, 1999. 58 — 68.

112. Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти: Материалы к международной научной конференции. М. — Улан-Удэ, 1994. Ч.1.- 521 с.

113. История СССР. XIX — начало XX в.: Учеб. Для вузов по спец. «История» / Под ред. И. А. Федосова. М.: Высшая школа, 1987.- 542 с.

114. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — 254 с.

115. Источниковедение. Теория, история, метод. Источники российской истории. М.: Изд-во РГГУ, 2000. — 701 с.

116. Каган М. Философская теория ценности. Спб., 1997. — 204 с.

117. Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий: Воспоминания, 1881 — 1914 гг.,М., 1997.-395 с.

118. Кистяковский Б. А. В защиту права // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910, М.: Молодая гвардия, 1991.- 109-135.

119. Козьмин Б. П. Русская журналистика 70-90 гг. XIX в. М., 1948.

120. Колтоновская Е. Самоценность жизни (Эволюция в интеллигентской психологии) // Образование, 1909. № 5. 91 — 97,

121. Кон И. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-554С.

122. Кондаков И. В. К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. 63 — 90.

123. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, ИП РАН, 1997.-432 с.

124. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980, — 391 с.

125. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.:Ключ-С, 1999.-223 с.

126. Леонтьев А. А. Деятельный ум. (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.-392 с.

127. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

128. Леонтьев А. Н. Образ мира // Мир психологии, 2003. № 4. 11-17.

129. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология», 1997, № 1. 20-27.

130. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.

131. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. 13 — 2 5 .

132. Литературный процесс и русская журналистика к. XIX — н. XX вв. (1890- 1904). Социаль-демократические и общедемократические издания. М.: «Наука», 1981-392 с.

133. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М: «Гнозис»; Изд. Группа «Прогресс», 1992.-270 с.

134. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.-319 с.

135. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.- 430 с.

136. Марков Б. М. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993. -229 с.

137. Мелик-Пашаев А. А. Л. Выготский и М. М. Бахтин: подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии, 1996. №

138. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. М. Г. Дубова. М., 1997.

139. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3-х тт. Т. 2 (часть 1: «Вера. Творчество. Образование), М., 1994. — 415 с. 140. Многомерный образ человека: Комплексные междисциплинарные исследования человека / Отв. ред. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. М.: Наука, 2001.-235 с.

141. Могильнер М. Мифология подпольного человека М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 208 с.

142. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис рационального сознания в России (1907-1914 гг.) М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-56 с.

143. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.

144. Московичи Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. — 487 с.

145. Мясищев В. Н. Социальная психология и психология отношения // Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. М., 1965. 273-285.

146. Немцев В. И. Интеллигенция и эволюция // Российское сознание: Психология, феноменология, культура. Самара, 1994. 234-237.

147. Новый энциклопедический словарь Издательства Акционерного общества «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон», Петроград, 1915. Т. 24, с. 470-471.

148. Овсянико-Куликовский Д. И. Психология русской интеллигенции // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991. 382-405.

149. Орлова Г. В. Письменная личность — персонология ментальности российской провинции // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара: Изд-во СГПУ, 1997. 230-231.

150. Орлова М. В. Зинаида Гиппиус — соредактор и критик журнала «Новый путь» (1903-1904) // Гуманитарные науки в Сибири, 2000. № 4. 11-19.

151. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалёва и А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 421 с.

152. Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1981. — 160 с.

153. Памяти В. А. Гольцева. М., 1910.

154. Панарин А. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века //На перепутье (Новые Вехи): Сб. статей, М.: «Логос», 1999.-240 с.

155. Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. — 462 с.

156. Парамонов В. П., Калягин А. В., Гольцов В. И., Коротаева Т. В. Россия во 2-й половине XIX века: выбор путей общественного развития. Самара, 1993.-103 с.

157. Покровский Н. Е. Прощай, интеллигенция! // На перепутье (Новые Вехи): СБ. ст. — М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. — 240 с.

158. Порщнев Б. В. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

159. Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 272 с.

160. Почепцов О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания, 1990. № 6. 110-122.

161. Прилюк Д. М. Публицистичность в журналистике // Вестник МГУ. Серия «Журналистика», 1973. № 1. 9 — 2 1 .

162. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Отв. Ред. А. А. Леонтьев. М., 1974. — 147 с.

163. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997.-576 с.

164. Психология и культура /Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. — 718 с.

165. Пушкарёв Л. Н. Что такое менталитет? Исторические заметки // Отечественная история, 1995. № 3.

166. Разманова Н. А. М. М. Стасюлевич и начало издания журнала «Вестник Европы» (1865-67) // Вестник МГУ. Серия «История», 1988. № 2. 48 -54.

167. Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во 2-й половине XIX в. М.: Изд-во МПИ, 1991. — 221 с.

168. Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. — 232 с.

169. Розенберг В. Журналисты безвременья, М., 1917. — 412 с.

170. Розенгрен К. Э. Социологические аспекты литературной системы // Проблемы социологии литературы за рубежом. Сб. обзоров и рефератов. М.: ИНИОН, 1983. 83-98.

171. Российская интеллигенция: Страницы истории / Науч. Ред. В. Волков. СПб.: РПГУ им. А. И. Герцена, 1991. — 153 с.

172. Российский либерализм (конец XIX — 1917 гг.) в англо-американской историографии: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1988.-51 с.

173. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.

174. Рощин К. Психология и журналистика. М., 1989. — 187 с.

175. Рулина Т. К. Историческая психология. Самара: Изд-во СНЦ РАН СГПУ,2002.-138с.

176. Русская интеллигенция: Автобиография и библиография. Спб., 2001.- 638 с.

177. Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. — 422 с.

178. Русская периодическая печать (1702-1894). Справочник // Под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. Черепахова, М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — 836 с.

179. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. — 432 с.

180. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: «Прогресс», 1994. — 240 с.

181. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.

182. Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М.: «Книга», 1979. -272 с.

183. Семёнов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. Л.: Лениздат, 1995.-200C.

184. Семёнов В. Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. — СПб.: Питер, 2000. — 485 — 492.

185. Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики / Под ред. А. А. Леонтьева и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.-229 с.

186. Смирнов И. Психодиахронологика. Психоанализ русской литературы от романтизма до наших дней. М.: НЛО, 1994. — 351 с.

187. Смирнов Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии, 2003. № 4. 18 — 30.

188. Смолкина Н. «Призван к миссии редактора…» (В. А. Гольцев — редактор журнала «Русская мысль») // Вестник МГУ. Серия «Журналистика», 1990. № 6. 20 — 29.

189. Смолкина Н. От «Беседы» к «Русской мысли» (С. А. Юрьев — редактор) // Вестник МГУ. Серия «Журналистика», 1988. № 1. 38 — 56.

190. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. — 255 с.

191. Соколов К. Б. Мифы об интеллигенции и историческая реальность // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. 149-208.

192. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.

193. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 173 с.

194. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, М.: АспектПресс, 2002. — 335 с.

195. Социальная психология. История Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. Кузьмина, В. Е. Семёнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 289 с.

196. Социальная психология и философия. Сб. научн. тр. Под ред. Б. Д. Парыгина, вып. 1 — 3. Л., 1973. — 243 с.

197. Старикова Е. В. Русская мысль. // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX вв. 1890 — 1904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. — М.: «Наука», 1981. — 392 с.

198. Строганова Е. Н. Женская литературная критика как культурный феномен XIX в. (М. К. Цебрикова) // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история /Под ред. И. Л. Пушкарёвой. М., 2003.-528 с.

199. Струве П. Б. Интеллигенция и революция / Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.- 462 с.

200. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 448 с.

201. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания), М., 1978. — 279 с.

202. Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступит. Статья Ф. Т. Михайлова. — СПб.: «Алетейя», 2000. — 288 с.

203. Трофимов В. К. Душа русского народа. Екатеринбург, 1998. — 157 с.

204. Турнье И. Литература и случай в XIX веке // Новое литературное обозрение, 1995. № 13. 133 — 156.

205. Указатель журнальной литературы (алфавитный, предметный, систематический) // Сост.: Ульянов Н. А., Ульянова В. Н. 1896-1905, М., 1906.

206. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии, русской истории и культуре. В 2-х тт. ТI. СПб., 1992. 24-32.

207. Франк Л. Этика нигилизма / Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.-462 с.

208. Харре Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал. Т. 17. 1996. №2.

209. Шакуров Р. X. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии, 2003. № 5. 18 — 32.

210. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999.- 439 с.

211. Шкуратов В. А. Двойники. Эпизод письменной ментальности XIX в. // Российское сознание: Психология, феноменология, культура. Самара, 1994. 124-157. •4

212. Шкуратов В. А, Историческая психология на перекрёстках человекознания // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. 103-114.

213. Шкуратов В. А. Историческая психология. М.: «Смысл», 1997. — 505 с.

214. Шкуратов В. А. Провинциальная ментальность десять лет спустя // Материалы IV Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем», Самара, 2005. 78 — 88.

215. Шмелёв А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. — 480 с.

216. Шоттер Дж. М. М. Бахтин и Л. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 1996. № 6. 107-117.

217. Шпочиньский А. Канон в культуре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1994. — Информ. сборник. Вып. 3. 1-9.

218. Штомпка П. Социология социальных изменений // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-пресс, 2003. — 474 с.

219. Щетинин Б. А. Воспоминания о В. А. Гольцеве // Исторический вестник, 1907. № I .e . 185-199.

220. Элбакян Е. Интеллигенция и молодёжь в контексте российской цивилизации. М.: МУ, 2000. — 31 с.

221. Элен П. Семён Франк как политический мыслитель // Вопросы философии. № 11. 135 — 150.

222. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890., Т. 34, с. 632-637.

223. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: МЕДУЗА, 1993.-463 с.

224. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: «Ювента», М.: Изд. Фирма Прогесс — Универс»,1995. — 716 с.

225. Юревич А. В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психологической журнал, 1992. Т. 13. № 1. 6-14.

226. Юревич А. В. Структура психологических теорий // Психологический журнал, 2003. Т. 24. № 1. 5-13.

227. Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально- психологические подходы. М., 1999.

228. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. — 447 с.

229. Ярошевский М. Г. Выготский в поисках новой психологии. Спб.: Изд-во Международного фонда истории науки, 1993. — 301 с.

230. Burguire А. The Fate of the History of Mentalities in the Annales // Comparative Studies in Society and History. Vol. 24, 1982. P. 424-437.

231. Cotterell, J. Social networks and social influences in adolescence. London: Routledge. 1996.

232. Craig A. P. Culture and Individual. Theory and Psychology. 2003. V. 13 (5). P. 6 2 9 — 650.

233. Gary Saul Morson » What is the Intelligentsia? Once More, an Old Russian Question» in Akademic Questions, 1993. v. 6, 113, summer.

234. Grice P. Studies in the way jf words. Cambridge etc., 1989.

235. Griffin I. J. Narranive, tvent-structure analysis and causal interpretation in historical sociology // American Journal of Sociology. 1993. № 5.

236. Harland R. Superstructuralism. London etc., 1987.

237. Hulton P. H. The History of Mentalities: the New Map of Cultural History // History and Theory, XX, № 3,1981. P. 237 — 259.

238. Potter J. Derek E. Discursive Psychology. London: Sage, 1992.

239. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. New Delhi. 1987.

240. Van Dijk T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.

241. Van Dijk T. A., Kintsch W. Strategies of Discourse Comprehension. N. Y. 1983.

https://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-aspekty-mentalnosti-russkoi-intelligentsii-kontsa-xix-nachala-xx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − пять =