Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка

Абстракт

При раскрытии сущности понятия «интеллигентность» необходимо рассмотреть понятия «духовность», «образованность», «воспитанность».

Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и светское. Религиозное сознание видело в духе человека часть Бога, постижение которой невозможно с помощью разума, в духовности стали видеть меру религиозности. Отличие светского взгляда на духовность от религиозного заключается в том, что в рамках второго подхода нет идеи связи духовности с Богом, как определяющего начала жизни человека.

Духовность проявляется в потребности самосовершенствования, возвышении человека над собой настоящим. Интеллигентность, как свойство человека, основана на духовности, деятельности духа. Интеллигентность включает в себя сознательную часть деятельности духа, разумную, интеллектуальную, рациональную. Интеллигентность — это часть духовности в когнитивно-аксиологическом понимании.

Основой для появления интеллигентности служит образование. Образованность включает в себя сумму знаний, полученных в процессе обучения, информацию об изменениях в этой науке с течением времени, а также стремление и потребность в развитии, увеличении этих знаний, умение овладевать новыми. Человек образованный должен иметь свое мнение по поводу новых научных данных и уметь аргументировано обосновать его. Человек интеллигентный постоянно совершенствует свой интеллект, так как поток информации огромен и никогда не заканчивается. Интеллектуальное совершенствование не имеет границ.

Интеллигентность, понимаемая через воспитанность, предполагает наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести, порядочность, благородство. Наряду с перечисленными качествами, интеллигентность включает в себя вежливость, такт, верность и сострадание. Это современное представление о воспитанном человеке. Воспитанность характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, себе, деятельности, природе, искусству. Можно сказать, что это определенный уровень культуры личности, одним из показателей которой является умение осуществлять поиск и делать нравственный выбор в нестандартных ситуациях.

В современной трактовке интеллигентность понимается как интегративное качество человека, которое включает в себя гармонично развитую духовно-нравственную, профессионально-трудовую и гражданскую культуру. Следовательно, современный интеллигент — это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинства, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, умеющий и стремящийся трудиться на высоком профессиональном уровне, сохраняющий активную гражданскую позицию.

Введение

Одной из актуальных и значимых в общественном сознании является проблема интеллигентности. Она привлекает особое внимание широких кругов научной общественности. Интеллигентность является сложным, многоаспектным феноменом. Ученые по-разному раскрывают сущность этого понятия и дают разные определения. Одни считают, что интеллигентность близка понятию образованность, другие трактуют ее через сопоставление с воспитанностью. Мы предполагаем, что интеллигентность необходимо рассматривать через призму интегративности. Объект нашего исследования – интеллигентность как интегративное качество личности. В данной статье предметом исследования является становление понятия “интеллигентность” в российской научной мысли. В данной статье мы ставим задачу рассмотреть различные подходы к пониманию интеллигентности и раскрыть собственное представление о данном феномене.

Методология исследования

Методологической основой нашего исследования явились авторские концепции отечественных философов, просветителей, педагогов: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, Н.О. Лосского и других. На теоретическом этапе исследования мы использовали следующие методы: анализ философской, педагогической и психологической литературы по данной проблеме, обобщение инновационного педагогического опыта воспитания интеллигентности студентов в системе высшего профессионального образования, моделирование. При организации экспериментального этапа и обработке данных на аналитическом этапе исследования мы будем ориентироваться на следующие критерии:

  • уровень морально-психологической атмосферы в студенческих коллективах;
  • степень познавательной и научной активности студентов, участие студентов в деятельности научных школ и научно-исследовательских лабораторий вуза;
  • глубокое и прочное усвоение знаний и умение применять эти знания в повседневной учебной, научно-исследовательской, общественной и трудовой деятельности;
  • уровень сформированности ответственности, целеустремленности, творческого подхода к деятельности.

Результаты исследования

При раскрытии сущности понятия «интеллигентность» необходимо рассмотреть такие понятия, как «духовность», «образованность», «воспитанность». Действительно, чем отличаются содержания этих понятий, как они соприкасаются, каким образом дополняют друг друга? Обратимся к понятию «духовность». На протяжении всей истории человечества духовность находилась в центре внимания философии, а в последствии и педагогики. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и светское.

С религиозной точки зрения православия, человек являет собой триединство тела, души и духа. Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу. Жизнь телесная состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства (Закон Божий, 1987, с.126).

Смысл жизни человека, с религиозной точки зрения, заключается в общении с Богом, а задача земной жизни состоит в том, чтобы в течение этой жизни суметь создать, выработать свою духовную личность, свое истинное, живое, вечное «я». Работа над своей духовной личностью безгранична, поскольку идеал христианского совершенства недостижимо высок.

Проблема духовности получила основательную разработку в отечественной философской литературе.

С. Н. Булгаков считал, что «человек есть одновременно абсолютное в относительном и относительное в абсолютном… Человеческий дух невыразим в каком бы то ни было что, истаивающем в его неизмеримости. Поэтому человеку присуще стремление к абсолютному творчеству, по образу Божию… Творчество состоит в этом непрестанном самополагании духа, при сохранении, однако, его трансцендентности»(Булгаков, 1994, с.243).

Н. О. Лосский утверждал, что «своеобразие каждого «я» заключается не в его изолированном бытии, а в его индивидуальном целостном приятии всего мира с Богом во главе и призвании к своеобразному аспекту соборного творчества» (Лосский, 2000, с.507).

Одним из оснований для понимания духовной жизни человека являются религиозные искания Ф. М. Достоевского. Как существо нравственное, человек всегда стоит перед выбором между добром и злом. Дух человека имеет две составляющие — сознательное начало и бессознательное. Человек не только существо рассудочное и благоразумное, он совершает поступки, основываясь и на бессознательном начале, которое часто перевешивает сознательную сторону личности. В «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский отмечал, что «зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно» (Достоевский, 1983, с.248). Нравственное начало духа человека определяется свободой в выборе между добром и злом.

По мнению Н.А. Бердяева, духовность — религиозная вера, но ее проявление находит себя в творчестве. Бог, по мысли писателя, ждет от человека творения. Творческие дары даны человеку богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированный ни человеком, ни богом. Творчество есть ответ человека на призыв бога (Бердяев, 1990, с.200).

Таким образом, религиозное сознание видело в духе человека часть Бога, постижение которой невозможно с помощью разума, в духовности стали видеть меру религиозности.

Рассмотрим второй, светский подход к пониманию сущности духовности. Отличие светского взгляда на духовность от религиозного заключается в том, что в рамках второго подхода нет идеи связи духовности с Богом, как определяющего начала жизни человека.

Начиная с платоновских идей об очищении души и ее совершенствовании, представления античных мыслителей о главенствующей роли разума в нравственных добродетелях послужили основанием для концепции человека в эпоху Возрождения и Нового времени. Освобождение от теологической нагрузки в новое время сопровождалось сменой терминологии.

В настоящее время появляется много исследований по проблемам духовности, духа, духовного. Понятие «дух» фиксирует психическую деятельность человека в ее целостности. Сознание, мышление, разум, интеллект — все эти проявления духа недостаточны для характеристики идеальной (в противоположность материальной) стороны деятельности человека.

Ценностное сознание отличает дух человека от интеллекта животных и компьютеров, является предпосылкой, мотивацией деятельности человека, его поведения. Такое сознание тесно связано с эмоциональной активностью психики человека, с так называемыми «духовными чувствами»: чувством любви к другому человеку, совестью, долгом, честью, чувством юмора и многими другими.

Духовность проявляется в потребности самосовершенствования, возвышении человека над собой настоящим. Поэтому в деятельности человека происходит соединение оценки с самооценкой, т.е. человек способен судить себя, как другого, а другого — как самого себя по общечеловеческим масштабам.

Каким образом понятие «духовность» соотносится с понятием «интеллигентность»? С точки зрения философского рационализма XIX века, дух — это сознание, мышление, разум. В таком случае понятие “духовность” становится понятием “интеллигентность”, а интеллигенция, как носитель этого качества, занимает место духовенства.

Религиозные учения утверждают прямую зависимость судьбы человека от воли Бога, поэтому человек должен просить о помощи высшие силы. Рационализм предлагает ему полагаться на свои силы, развивать свои познавательные способности, этические и эстетические качества. Это и будет новой духовностью или интеллигентностью. Согласно религиозному подходу человек приобщается к Богу, а с точки зрения секулярного подхода – к культурным ценностям общества (искусству, науке). Это становится конечной целью воспитания интеллигентности. Приобщение человека к Богу приводит к воспитанию религиозности, восприятию материального мира как творения Бога. Но для воспитания интеллигентности достаточно приобщиться к миру человеческой культуры. Таким образом, интеллигентность как духовность, построенная на рациональных началах, мышлении, сознании, противостоит духовности в религиозном понимании. Можно сказать, что интеллигентность — это свойство человека, его стремление к совершенству, но без надежды на бога.

Интеллигентность, как свойство человека, основана на духовности, деятельности духа. Интеллигентность включает в себя сознательную часть деятельности духа, разумную, интеллектуальную, рациональную. Интеллигентность – это часть духовности в когнитивно-аксиологическом понимании.

Если рассматривать духовность как свойство психики человека, то эти свойства даны человеку от рождения. Интеллигентность необходимо в себе воспитывать. Необходимо воспитывать потребность самосовершенствования и действовать согласно этой потребности. В этом интеллигентность и духовность едины. Без ценностной ориентации интеллигентность невозможна. Духовные чувства являются составной частью интеллигентности.

А что объединяет понятия “интеллигентность” и “образованность”? Как они соотносятся и дополняют друг друга?

Основой для появления интеллигентности служит образование. Однако наличие образования еще не гарантирует появление этого качества, поскольку интеллигентность требует, в частности, самообразования и самовоспитания.

Прежде чем выявлять соотношение понятий “интеллигентность” и “образованность”, необходимо рассмотреть современную российскую государственную политику в области образования. Основные направления совершенствования законодательства в области образования отражены в “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” (Национальная доктрина, 2000). Этот документ определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения- посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Среди целей и задач образования, отраженных в доктрине, наиболее важными с позиции воспитания интеллигентности являются следующие:

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
  • разностороннее и своевременное развитие у детей и молодежи их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий ( Национальная доктрина, 2000,, с.4).

Национальная доктрина образования фактически предполагает формирование интеллигентной личности, хотя слова “интеллигентность” в этом документе нет. Отмечается ведущие приоритеты в образовании: воспитание нравственности, формирование собственного мировоззрения, самообразование в течение всей жизни, творчество. Все эти качества являются основой для становления и развития интеллигентности.

На современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, происходит бурное развитие науки и техники. Появляются новые области знания, новые отрасли науки, расширяется диапазон направлений исследований, увеличивается арсенал доступных человеку методов и средств познания окружающей его действительности, постоянно изменяются представления о мире. Образование стремится успеть за всеми изменениями в науке, учесть динамику ее развития и как своеобразное зеркало отразить в своем содержании.

Все изменения, происходящие в области науки, несомненно, оказывают влияние на изменение содержания понятия “образованность”. Для современного образованного человека необходимо, во-первых, знание философии, т.к. возросла ее роль в науке и культуре в целом. Для представителя современного научного сообщества стало необходимостью хорошо ориентироваться в методологии, онтологии, гносеологии, аксиологии и на основании имеющихся знаний сформировать собственное мировоззрение.

Во-вторых, необходимо признать, что опоры только на методологию в исследованиях на нынешнем уровне развития науки недостаточно. В современной науке уже нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией, нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

В-третьих, нужно знать разные методы, способы познания, уметь проверить надежность методов познания истины. Овладевать диалектическим методом, поскольку этого требует сам предмет исследования, его целостность, саморазвитие, противоречивость и диалектический характер самого процесса познания.

Таким образом, можно сказать, что образованность включает в себя сумму знаний, полученных в процессе обучения в вузе или среднем специальном заведении, а также информацию об изменениях в этой науке с течением времени. Человек образованный должен иметь свое мнение по поводу новых научных данных и уметь аргументировано обосновать его.

Образование — это не только сумма знаний, даже и обновляемых, но это стремление и потребность в развитии, увеличении этих знаний, умение овладевать новыми. Образование предполагает развитие человеческой способности к рефлексии, развитие мировоззренческих взглядов.

Образование помогает приобрести человеку научные понятия в отличие от житейских, формирующихся стихийно. В настоящее время происходит переосмысление стратегической цели образования. Целью образования является развитие способностей личности, которые нужны ей и обществу для более полного ее включения в социальную деятельность, а вовсе не передача знаний и формирование умений и навыков. В Национальной доктрине образования отмечается, что “ образование должно обеспечить возможность самообразования за пределами образовательных систем” (Национальная доктрина, 2000). Все это является основой для развития интеллигентности.

Личность, получившая образование должна:

  • контролировать свои действия, нравственные и умственные;
  • уметь видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное (на этом противоречии основывается творческий подход);
  • анализировать ситуацию с разных позиций, видеть зависимость объяснения от цели и условий;
  • использовать теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания;
  • соотносить мир реальности с миром должного, с системой нравственных и эстетических идеалов, когнитивных ценностей.

Таких результатов человек достигает по окончании образования в образовательных учреждениях, в процессе самообразования. Но процесс самообразования, как приобретение новых знаний, для интеллигентного человека должен продолжаться всю жизнь. Человек интеллигентный постоянно совершенствует свой интеллект, так как поток информации огромен и никогда не заканчивается. Интеллектуальное совершенствование не имеет границ.

Пробуждение сознания — первый этап становления интеллигентности — процесс, характерный как для европейского, так и для русского общества. Смысл жизни лежит вне обыденности. Жить стоит либо во имя бога, либо во имя правды. Если человек приходит к осознанию религиозной веры через разум, значит, он становится духовным человеком в религиозном смысле. Если человек признает, что жить стоит только во имя правды — то он становится интеллигентом.

Образование развивает разум человека, формирует восприятие разумом окружающего мира. Выбор пути, выбор между добром и злом происходит с помощью разума. Недостатки подавляются с помощью контроля над ними.

Рациональность является основой для самосовершенствования человека. Она необходима для анализа человеческих поступков, оценки его личного духовного роста, позволяет личности выявить свои недостатки и работать над ними. В стремлении к совершенству большое влияние оказывают чувства, воля, интуиция, любовь, т.е. иррациональные способности человека. Но особенностью интеллигентности является благоговение перед разумом.

Таким образом, образованность — одна из составных частей интеллигентности.

Однако образованности недостаточно для того, чтобы человека можно было считать интеллигентом. Образованность формирует потребность в рефлексии. Рефлексия может быть сформирована на основе нравственных чувств, эмоций, ценностных установок, т.е. на основе этического саморазвития человека, которое может быть вызвано самой жизнью. Нравственные чувства, страсти, экспрессивно-волевые побуждения являются стимулом творческого, активного начала жизни человека, при желании человек может обратиться к рассудочному самосознанию и объяснить рационально свои поступки и важность действий в согласии с общепринятыми моральными нормами, необходимыми в социуме. Необходимо отметить диалектическое единство нравственных чувств и рассудочной рефлексии, объединенных в интеллигентности.

Нравственные чувства способствуют пробуждению мировоззренческого сознания личности. Человек пытается постичь смысл жизни с помощью разума. Человек интеллигентный живет во имя социальной правды, научной истины.

Какая взаимосвязь существует между интеллигентностью и воспитанностью?

Под воспитанностью понимается обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания. Воспитанность характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, себе, деятельности, природе, искусству. Можно сказать, что это определенный уровень культуры личности. одним из показателей которой является умение осуществлять поиск и делать нравственный выбор в нестандартных ситуациях.

Человек воспитанный, во-первых, совестливый.

Во-вторых, любит себя и окружающий мир — людей, животных, природу. Но любовь к себе не означает эгоцентрической самовлюбленности. Любовь к себе предполагает, по нашему мнению, принятие своих недостатков и стремление к их преодолению. Отсутствие любви к себе приводит к заниженной самооценке, что препятствует раскрытию возможностей личности.

В-третьих, уважает другого человека, признает его самоценность, индивидуальность, осознает самобытность человеческой личности, смысла и ценности человеческого достоинства.

В-четвертых, человек ведет постоянную борьбу с несовершенством в своей душе, стремится изменить окружающий мир в этой жизни к лучшему.

В-пятых, воспитанный человек обладает обостренным чувством справедливости.

В-шестых, воспитанный человек прост в общении. Он, обладая большими знаниями, совершенствуясь нравственно и занимая высокую должность, не покажет свое превосходство над другими людьми.

Кроме того, интеллигентность, понимаемая через воспитанность, предполагает наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести, порядочность, благородство. Наряду с перечисленными качествами, интеллигентность включает в себя вежливость, такт, верность и сострадание. Это современное представление о воспитанном человеке.

Однако, мы считаем, что сводить понимание интеллигентности лишь к воспитанности не совсем правильно. Но, тем не менее, нельзя не согласиться, что такая трактовка понятия «интеллигентность» вносит значительный вклад в формирование представлений об этом сложном, многогранном явлении.

Выводы

Первоначально интеллигентность рассматривалась разными авторами как проявление духовности в религиозном или светском понимании, как синоним образованности, как высшее проявление воспитанности человека. Проведенный анализ научной литературы позволил выявить тенденции в изменении понимания сущности интеллигентности.

  • переосмысление значимости духовности как составляющей интеллигентности;
  • осознание того факта, что интеллигентность нельзя сводить лишь к духовности, образованности или воспитанности;
  • представление об интеллигентности как интегративном качестве личности. Таким образом, в современной трактовке интеллигентность понимается как интегративное качество человека, которое включает в себя гармоничное развитую духовно-нравственную, профессионально-трудовую и гражданскую культуру. Следовательно, современный интеллигент — это толерантный и ответственный человек, обладающий большой внутренней культурой, признающий самоценность личности, уважающий ее права и достоинства, руководствующийся в своих поступках и действиях совестью и справедливостью, умеющий и стремящийся трудится на высоком профессиональном уровне, сохраняющий активную гражданскую позицию.

Литература

  1. Бердяев, Н.А. (1990). Самопознание. Москва: Наука, 496 с.
  2. Булгаков, С.Н. (1994). Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Москва, 478 с.
  3. Достоевский, Ф.М. (1983). Дневник писателя за 1877 г. июль-август. В кн.: Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, Т. 25, 416 с.
  4. Закон Божий. (1987). Сост. протоиерей Серафим Слободской, N.Y. с. 125–127.
  5. Лосский, Н.О. (2000). Человеческое я как предмет мистической интуиции. В кн.: Антология русской философии. Санкт-Петербург, 250 с.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751, Москва.

http://oaji.net/articles/457-1392220604.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − пять =