Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса.
Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии (1964). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1976, 1985). Считается одной из величайших балерин XX века (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Невероятный талант, независимость, бесстрашие — в этой великой женщине было всё…»
М. Жванецкий
О величии Майи Михайловны Плисецкой нынешнее поколение знает, можно сказать, с детства. Но о том, что одной из составляющих непостижимого успеха балерины была свойственная ей интеллигентность, особо не задумываемся, поскольку славу ей принесла, все-таки, хореография. Тем не менее, это так.
«Плисецкая обладала острым чувством гармонии – и была соткана из противоречий так же, как и ее непростая судьба. Она хотела стать драматической актрисой, как ее дядя и тетя, привившие ей любовь к театру, но ее «отдали в балет». Она танцевала на приемах у Сталина и ненавидела тоталитаризм. Врожденная интеллигентность сочеталась в ней с острым языком и бесстрашием, а безупречное исполнение классики – с неуемным интересом к новым веяниям и экспериментам в профессии. Она считала сцену Большого театра лучшей в мире – и была изгнана из него…» (Театр одного гения. Майя Плисецкая. Из цикла «Портреты эпохи» // smotrim.ru).
Из воспоминаний Народного артиста СССР, композитора Арифа Меликова:
«Вот я работаю в одной из столичных редакций и вижу ее снова.
Постаревшую, да, но совершенно не растерявшую и достоинство, и грацию, и осанку, и потрясающий аристократизм. Актриса! Великая! Одна из немногих, кому, действительно, подходит это определение.
«Не понимаю, — говорит она, — когда вместо звонков на телефоне устанавливают мелодии из классики».
И я киваю, и именно в этот момент мой мобильный предательски сигнализирует мне о вызове самой известной темой из «Лебединого озера».
Я краснею, как рак. А она улыбается, но так, как будто ничего не произошло, как будто не было ни ее слов, ни моего телефона.
Интеллигентность, которую редко встретишь…» (Композитор Ариф Меликов: Майя Плисецкая была эпохой в русском балете // vestikavkaza.ru).
Один из комментариев на Кио-Театр.РУ:
«Майя Плисецкая — это планета, понять которую можно только сердцем.
Жила честно, служила искусству преданно, не говорила лишнего, хотя всё видела и понимала.
Ушла из жизни тихо, благородно, без шумихи.
Так живут и уходят только истинные интеллигенты» (Майя Плисецкая на Кио-Театр.РУ // kino-teatr.ru).
Олег Михайлов
2020 г.