Наум Коржавин

Русский поэт, прозаик-публицист, переводчик, драматург, мемуарист (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Мыслящая интеллигенция была всегда под ударом, всегда подвергалась шельмованию власти и,
что ни говори, восстанавливала и спасала ценности»

Н. Коржавин

Родившийся в еврейской семье на Украине, православный человек, последние полвека проживший в Америке, Наум Моисеевич Коржавин остался в нашей памяти не только как выдающийся русский поэт, но и как настоящий русский интеллигент: ищущий и заблуждающийся, преданный и меняющийся, искренний и раскаивающийся.

«Многие из нас ещё школьниками знали его «Балладу об историческом недосыпе» (жестокий романс по одноименному произведению В.И. Ленина). Но не знали, что он является её автором. Это ходило как интеллигентский фольклор. Распространялось в рукописях. В самиздатовских «слепых» копиях. Исполнялось как хулиганская бардовская песня.

А про некрасовскую женщину, которой хотелось бы жить иначе, но кони — всё скачут и скачут, а избы горят и горят… Мало кто задумывался о том, кто автор этих известных строчек» (Эйдельман Д. Простая правда Наума Коржавина // lebed.com).

«Судьба его распорядилась так, что он был вынужден уехать, как и многие, рискнувшие петь не в общем хоре подпевал нашему режиму. Неиссякаемая тоска по Родине не покидает его и по сей день, поэтому при первой же возможности навестить Россию он это делает и мы его видим здесь, он с нами. Н.К. работает не спеша, весомо, пропуская через себя всю боль интеллигентного человека, осознающего, что происходит со страной и народом» (Коренблит С. От собеседника предисловие к сборнику Наума Коржавин «В чужой стране» // korenblit.ru).

Миллионы людей оказались обмануты коммунистической пропагандой, тысячи из них рано или поздно это осознали, сотни в этом публично признались, десятки чувствовали свою сопричастность к содеянному, но лишь единицы нашли в себе мужество покаяться. Одним из них был Наум Коржавин. Честность и совестливость интеллигента не позволили ему прятать голову в песок:

«Честность прежде всего в том, что Коржавин, в отличие от многих мемуаристов, нисколько не щадит себя со своими тогдашними заблуждениями — и с упомянутой «романтикой мировой революции», и с тем, что по юной глупости недостаточно сочувствовал крестьянам, умиравшим от голода на улицах Киева,— ведь его с детского сада учили, что это классовые враги. Упрекает себя даже в том, что идя в 1933 году «в первый раз в первый класс», радовался — совсем не думая о тех, кто был лишен такой возможности. … Такая обостренная совестливость и привела Коржавина в конце концов в православный храм. …

Да, Коржавин — максималист, но максималисты бывают разные. Одни беспощадны к чужим грехам, но довольно снисходительны к своим, другие — наоборот. Коржавин, без всякого сомнения, относится ко вторым. …

Модную тогда тему «верных ленинцев», в пространных мемуарах повествующих о перенесенных ими в лагерях страданиях, но совсем не осознающих свою вину перед страной в целом, перед русским крестьянством в частности, Коржавин категорически не приемлет. Но, очень четко расставляя точки над i, поэт обвиняет опять же… прежде всего самого себя. …

А в том, что его любовь отдана России, — не усомнится никто, знающий его поэзию и биографию. … И если говорить о теме России в творчестве Коржавина — конечно же, эта тема занимает в нем огромное место» (Гаркавенко О. «Слова переживут кончину…» // eparhia-saratov.ru).

И, вместо эпилога, об отношении Наума Моисеевича к России:

По духу Наум Моисеевич был истинно русским человеком и никогда бы не покинул Россию, если бы не обстоятельства. Он так и писал: «А любовь моя давно и бесповоротно отдана России. Почему я, прежде всего и главным образом, — русский». Этот человек не просто любил свою Родину, но и всегда мысленно жил в России. Он был настоящим русским интеллигентом» (Карелина А. Памяти Наума Моисеевича Коржавина посвящается… // stihi.ru).

Линия жизни Наума Моисеевича Коржавина:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × 5 =