Советский и российский литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик (с древних и новых языков), стиховед, теоретик литературы.
Академик РАН (1992, член-корреспондент АН СССР с 1990), доктор филологических наук (1979).
Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. Эссеист (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Культивировать совесть, нравственность, не опирающуюся на разум,
а движущую человеком непроизвольно, — опасное стремление»
М.Л. Гаспаров
«Для современников Гаспаров остался ученым, соединившим в себе грандиозную эрудицию, глубину и тонкость анализа, научную честность и выдающиеся человеческие качества: подлинную интеллигентность – несовременную деликатность, безграничное уважение к коллегам, любовь к предмету исследования (будь то поэзия классиков или «третьестепенных поэтов»), фантастическое трудолюбие» (Михаил Гаспаров // Поэзия Московского университета, poesis.ru).
Интеллигентность Михаила Леоновича Гаспарова по праву можно назвать образцово-показательной. И проявилась она даже в том, что ученый сделал глубокий анализ слов, однокоренных понятию «интеллигенция» и смежных ему по смыслу, не переступив рамки своей профессиональной компетентности, что само по себе является большой редкостью.
«У слова интеллигенция и смежных с ним есть своя история. Очень упрощенно говоря, его значение прошло три этапа. Сперва оно означало «люди с умом» (этимологически), потом «люди с совестью» (их-то мы обычно и подразумеваем в дискуссиях), потом просто «очень хорошие люди». …
Вместе со словом интеллигенция в этом смысле, как мы видим, появляется производное слово интеллигентный, позже — слово интеллигент, еще позже — производное от него слово интеллигентский. Последним приходит (из английского и французского) слово интеллектуал. …
Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент — не мещанин, а хам). …
«Интеллигенция» в теперешнем, заключительном смысле слова, как интеллигентность, «служба воспитанности», «служба общительности», проявляется только в отношениях между людьми, причем между людьми, сознающими себя равными, «ближними», говоря по-старинному. Когда я говорю: Мой начальник — человек интеллигентный, это понимается однозначно: мой начальник умеет видеть во мне не только подчиненного, но и такого же человека, как он сам. …
Интеллигенция есть часть народа, занимающаяся умственным трудом, и только в силу исторических неприятностей берущая на себя дополнительную заботу: политическую оппозиционность» (Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность).
«Заметим, что в понятии, производном от слова «интеллигенция», — «интеллигентность» — семантика оппозиционности почти не звучит, а звучит скорее противоположное: деликатность, мягкотелость. Отсюда — полузабытый парадокс: Горький в 1924 г. писал, что Ленин — законченный образец интеллигента, а Троцкий возражал, что Ленин — законченный антагонист интеллигента. Впрочем, понятие «интеллигентность» любопытным образом старше понятия «интеллигенция». В XVIII веке его синонимом была «светскость», в средние века — «вежество», в древности — humanitas, причем определялась эта humanitas на первый взгляд наивно, а по сути очень глубоко: во-первых, это разум, а во-вторых, умение держать себя в обществе. Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т. е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. Если современный русский язык невольно подобрал для этого многовекового понятия слово «интеллигентность», то это значит, что оттенка оппозиционности, готовности к борьбе он в этом слове не чувствует» (Гаспаров М.Л. Русская интеллигенция как отводок европейской культуры).
Олег Михайлов
2020 г.