Советский и украинский учёный-гуманитарий, специалист в области истории, социологии и педагогики, организатор высшего образования.
Доктор исторических наук (1981), профессор (1983).
Заслуженный работник народного образования Украинской ССР (1990).
После 1991 года Астахова активно занималась поддержкой и укреплением социально-культурных связей с Россией. В 2009 году в возглавляемом ею вузе был открыт Центр российской культуры, который стал первым подобным заведением на территории Украины, в следующем году под её руководством была открыта «Аллея Памяти в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне». Она стала инициатором проведения в Харькове акции «Георгиевская ленточка» и строительства часовни Святой Татьяны, которая стала первой студенческой часовней в Харькове (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Хотя представление об интеллигенции невозможно отделить от интеллектуальной деятельности,
в нем все-таки неизбежно присутствует и такое этическое качество как интеллигентность»
В.И. Астахова
За десять лет до начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной Валентина Илларионовна Астахова опубликовала статью, оказавшуюся пророческой. В начале речь в ней шла о том, как нужно понимать интеллигентность, какой должна быть интеллигенция, чтобы не превратиться в «люмпен-интеллигенцию»:
«Интеллигентность несовместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Она нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, как установка на понимание, сочувствие и содействие. А это значит, что интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант).
«Сегодня уже исторически доказано, что интеллигенция сама по себе может и разрушать, и созидать, определять стратегию развития и вести за собой людей, но только если люди за ней пойдут. Не толпа, сбившаяся в кучу на площади, и готовая крушить все на своем пути, предвкушая прелести мародерства, а народ, понимающий и принимающий идеалы и лозунги интеллигенции, выработанную ею в интересах этого народа идеологию.
А вот ее-то современная интеллигенция ни в Украине, ни в России пока что не имеет. Не случайно в самое последнее время в публицистической литературе появился интересный термин «люмпен-интеллигенция». В нашем понимании – это довольно многочисленная социальная группа, не имеющая четкого представления ни о своих личных жизненных перспективах, ни о будущем устройстве общества, видящая смысл только в том, чтобы дорваться до власти и даже не столько до власти, сколько до «распределительного корыта» (Там же).
Развивая мысль, Валентина Илларионовна с тревогой и горечью проинформировала украинскую интеллигенцию о совершаемых ею ошибках и предупредила, чем они чреваты:
«Украинская интеллигенция сама изувечила свою историю, свою историческую память, запуталась в оценках прошлого, настоящего и будущего своего народа, посеяла межэтническую и межконфессиональную вражду, забыла, что национальная идея, вырождающаяся в концепцию национальной обособленности и превосходства, неотвратимо ведет от патриотизма к фашизму, что мы всегда будем бедными, убогими и агрессивными, если не начнем заботиться о здоровой психологии и нравственности людей» (Там же).
Чтобы статья не имела назидательного характера, автор не ограничилась изложением критических замечаний, никого ни к чему не обязывающих, а, используя цитату из дневниковых записей великого ученого, призвала украинскую интеллигенцию к активному переосмыслению и решению собственной проблемы. И снова предупредила, что может быть в противном случае:
«Где искать опоры? – вопрошал в начале прошлого столетия один из наших великих соотечественников академик В.И. Вернадский. – Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа… надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают. Необходимо прямо смотреть в глаза происшедшему; пересмотреть все устои своего общественного верования, подвергнуть все критике, ни перед чем не останавливаясь. Продумать все искренно, до конца искренно. И надо, чтобы слово разбудило мысли и чувства людей, которые до сих пор жили бессознательно.
Нет ничего хуже апатии, нет ничего вреднее и ужаснее безразличия, серой будничной жизни в такой момент», – писал В. И. Вернадский в своем дневнике 16 марта 1918 г., определяя собственную задачу и задачу российской интеллигенции на том переломном этапе, на котором находилась Россия в начале века.
Вдохновенный призыв нашего выдающегося соотечественника сегодня вновь актуален. Он требует осмысления и переосмысления многих сторон нашей жизни и не в последнюю очередь проблемы интеллигенции, которая в условиях перехода общества к рыночным отношениям, экономической нестабильности и нарастания инфляционных процессов оказалась в наиболее критической ситуации. Положение, в котором оказалась в частности украинская интеллигенция, ее полная социальная аморфность и апатия ставят под сомнение не только возможность реализации ею своих специфических гуманистических функций, но и сам факт существования ее как социальной группы, ее физического выживания» (Там же).
Почти в самом конце своего обращения В.И. Астахова подчеркивает, что и в Украине, и в России, кроме той части интеллигенции, которая не лишена интеллигентности, решать обозначенную проблему просто некому:
«Нет ничего неожиданного в том, что главная надежда и перспективы и Украины, и России связаны с интеллектом страны, в первую очередь, с теми, кто не утратил чувства интеллигентности, не отказался от своей гражданской позиции, от верности своему Отечеству, кто не утратил чувства долга перед своим народом.
Хотя справедливости ради нужно сказать, что таких, к сожалению, остается все меньше» (Там же).
И в завершение еще раз по схеме: Проблема — Решение — Предупреждение:
«Духовный надлом всех слоев населения, и особенно молодежи и студенчества, утрата веры и идеалов, отсутствие вдохновляющей и объединяющей идеи, разрушение «синдрома повседневности», привычных стереотипов сознания и поведения, утрата возможности гордиться своими историческими корнями и верить в будущее – все это привело к разочарованию, подавленности, разобщенности, озлобленности людей, к социальной апатии и безразличию. И это наиболее болезненно сказывается именно на интеллигенции, теряющей не только свою интеллигентность, но и самое себя, свою социальную идентификацию.
И если такую ситуацию не переломить, последствия могут быть достаточно предсказуемыми – нас будут ждать нелегкие времена» (Там же).
P.S. Хотел бы подчеркнуть, что дважды в статье упоминается русская интеллигенция. Это говорит о том, что и ей тоже есть, о чем подумать. Во всяком случае, тем, кто «не утратил чувства интеллигентности, не отказался от своей гражданской позиции, от верности своему Отечеству, кто не утратил чувства долга перед своим народом».
Олег Михайлов
2023 г.
«После распада СССР у интеллигентов было достаточно времени, чтобы пересмотреть свои взгляды, адаптироваться к новой ситуации и задуматься над актуальными проблемами современности. На рубеже веков в сознании интеллигенции уже глубоко укоренились слова академика Н.А. Федоренко о том, что единственный путь, который сможет привести нас к счастливой жизни, является возрождение духа России *. В процессе возрождении духа России именно интеллигенция является главной силой. Перед современным российским обществом стоит много вопросов и много дел, которые нуждаются в исследовании и активных действиях интеллигенции. Именно поэтому на российскую интеллигенцию возлагается великая ответственность и ей предстоит еще долгий путь.
Примечания:
* Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего» (Сяотао Л. Российская интеллигенция в начале XXI века).