Валентина Астахова

Советский и украинский учёный-гуманитарий, специалист в области истории, социологии и педагогики, организатор высшего образования.

Доктор исторических наук (1981), профессор (1983).

Заслуженный работник народного образования Украинской ССР (1990).

После 1991 года Астахова активно занималась поддержкой и укреплением социально-культурных связей с Россией. В 2009 году в возглавляемом ею вузе был открыт Центр российской культуры, который стал первым подобным заведением на территории Украины, в следующем году под её руководством была открыта «Аллея Памяти в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне». Она стала инициатором проведения в Харькове акции «Георгиевская ленточка» и строительства часовни Святой Татьяны, которая стала первой студенческой часовней в Харькове (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Хотя представление об интеллигенции невозможно отделить от интеллектуальной деятельности,
в нем все-таки неизбежно присутствует и такое этическое качество как интеллигентность»

В.И. Астахова

За десять лет до начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной Валентина Илларионовна Астахова опубликовала статью, оказавшуюся пророческой. В начале речь в ней шла о том, как нужно понимать интеллигентность, какой должна быть интеллигенция, чтобы не превратиться в «люмпен-интеллигенцию»:

«Интеллигентность несовместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Она нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, как установка на понимание, сочувствие и содействие. А это значит, что интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант).

«Сегодня уже исторически доказано, что интеллигенция сама по себе может и разрушать, и созидать, определять стратегию развития и вести за собой людей, но только если люди за ней пойдут. Не толпа, сбившаяся в кучу на площади, и готовая крушить все на своем пути, предвкушая прелести мародерства, а народ, понимающий и принимающий идеалы и лозунги интеллигенции, выработанную ею в интересах этого народа идеологию.

А вот ее-то современная интеллигенция ни в Украине, ни в России пока что не имеет. Не случайно в самое последнее время в публицистической литературе появился интересный термин «люмпен-интеллигенция». В нашем понимании – это довольно многочисленная социальная группа, не имеющая четкого представления ни о своих личных жизненных перспективах, ни о будущем устройстве общества, видящая смысл только в том, чтобы дорваться до власти и даже не столько до власти, сколько до «распределительного корыта» (Там же).

Развивая мысль, Валентина Илларионовна с тревогой и горечью проинформировала украинскую интеллигенцию о совершаемых ею ошибках и предупредила, чем они чреваты:

«Украинская интеллигенция сама изувечила свою историю, свою историческую память, запуталась в оценках прошлого, настоящего и будущего своего народа, посеяла межэтническую и межконфессиональную вражду, забыла, что национальная идея, вырождающаяся в концепцию национальной обособленности и превосходства, неотвратимо ведет от патриотизма к фашизму, что мы всегда будем бедными, убогими и агрессивными, если не начнем заботиться о здоровой психологии и нравственности людей» (Там же).

Чтобы статья не имела назидательного характера, автор не ограничилась изложением критических замечаний, никого ни к чему не обязывающих, а, используя цитату из дневниковых записей великого ученого, призвала украинскую интеллигенцию к активному переосмыслению и решению собственной проблемы. И снова предупредила, что может быть в противном случае:

«Где искать опоры? – вопрошал в начале прошлого столетия один из наших великих соотечественников академик В.И. Вернадский. – Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа… надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают. Необходимо прямо смотреть в глаза происшедшему; пересмотреть все устои своего общественного верования, подвергнуть все критике, ни перед чем не останавливаясь. Продумать все искренно, до конца искренно. И надо, чтобы слово разбудило мысли и чувства людей, которые до сих пор жили бессознательно.

Нет ничего хуже апатии, нет ничего вреднее и ужаснее безразличия, серой будничной жизни в такой момент», – писал В. И. Вернадский в своем дневнике 16 марта 1918 г., определяя собственную задачу и задачу российской интеллигенции на том переломном этапе, на котором находилась Россия в начале века.

Вдохновенный призыв нашего выдающегося соотечественника сегодня вновь актуален. Он требует осмысления и переосмысления многих сторон нашей жизни и не в последнюю очередь проблемы интеллигенции, которая в условиях перехода общества к рыночным отношениям, экономической нестабильности и нарастания инфляционных процессов оказалась в наиболее критической ситуации. Положение, в котором оказалась в частности украинская интеллигенция, ее полная социальная аморфность и апатия ставят под сомнение не только возможность реализации ею своих специфических гуманистических функций, но и сам факт существования ее как социальной группы, ее физического выживания» (Там же).

Почти в самом конце своего обращения В.И. Астахова подчеркивает, что и в Украине, и в России, кроме той части интеллигенции, которая не лишена интеллигентности, решать обозначенную проблему просто некому:

«Нет ничего неожиданного в том, что главная надежда и перспективы и Украины, и России связаны с интеллектом страны, в первую очередь, с теми, кто не утратил чувства интеллигентности, не отказался от своей гражданской позиции, от верности своему Отечеству, кто не утратил чувства долга перед своим народом.

Хотя справедливости ради нужно сказать, что таких, к сожалению, остается все меньше» (Там же).

И в завершение еще раз по схеме: Проблема — Решение — Предупреждение:

«Духовный надлом всех слоев населения, и особенно молодежи и студенчества, утрата веры и идеалов, отсутствие вдохновляющей и объединяющей идеи, разрушение «синдрома повседневности», привычных стереотипов сознания и поведения, утрата возможности гордиться своими историческими корнями и верить в будущее – все это привело к разочарованию, подавленности, разобщенности, озлобленности людей, к социальной апатии и безразличию. И это наиболее болезненно сказывается именно на интеллигенции, теряющей не только свою интеллигентность, но и самое себя, свою социальную идентификацию.

И если такую ситуацию не переломить, последствия могут быть достаточно предсказуемыми – нас будут ждать нелегкие времена» (Там же).

P.S. Хотел бы подчеркнуть, что дважды в статье упоминается русская интеллигенция. Это говорит о том, что и ей тоже есть, о чем подумать. Во всяком случае, тем, кто «не утратил чувства интеллигентности, не отказался от своей гражданской позиции, от верности своему Отечеству, кто не утратил чувства долга перед своим народом».

 г.

К РУБРИКЕ:

Валентина Астахова: 1 комментарий

  1. «После распада СССР у интеллигентов было достаточно времени, чтобы пересмотреть свои взгляды, адаптироваться к новой ситуации и задуматься над актуальными проблемами современности. На рубеже веков в сознании интеллигенции уже глубоко укоренились слова академика Н.А. Федоренко о том, что единственный путь, который сможет привести нас к счастливой жизни, является возрождение духа России *. В процессе возрождении духа России именно интеллигенция является главной силой. Перед современным российским обществом стоит много вопросов и много дел, которые нуждаются в исследовании и активных действиях интеллигенции. Именно поэтому на российскую интеллигенцию возлагается великая ответственность и ей предстоит еще долгий путь.

    Примечания:
    * Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего» (Сяотао Л. Российская интеллигенция в начале XXI века).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − два =