Моисей Самойлович Каган

Советский и российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики.

Доктор философских наук, профессор.

Ветеран Великой Отечественной войны (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Постановка проблемы формирования интеллигентного человека
выходит далеко за границы теории образования»

М.С. Каган

Одним из работников высшей школы, серьезно озабоченных исчезновением в последнее время из образовательных учреждений функции воспитания, был Моисей Самойлович Каган. Понимая, что воспитание должно быть целенаправленным, имеющим конечный результат, ученый пришел к выводу о необходимости формирования новых поколений российской интеллигенции, начиная с семьи, продолжая средними учебными заведениями, заканчивая ВУЗами.

Свои взгляды и предложения философ изложил в статье «Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема», некоторые идеи которой в очень сокращенном виде приведены ниже:

«Исходным в педагогической проекции теоретического осмысления проблемы является понимание того, что интеллигентом, как и вообще личностью, человек не рождается, а становится*; поэтому распространенное выражение «потомственный интеллигент» означает не генетическую передачу данного свойства — в генах оно не кодируется и генами не транслируется, — а формирующее ребенка влияние семьи, то есть ближайшей социальной и культурной среды, в которой растет ребенок и которая внушает ему определенный строй мыслей и чувств, отношение к ближним, правила поведения. …

Уже в школу ребенок приходит со сформированными в семье и в детском саду первоначальными поведенческими установками этико-эстетического характера — с ощущением противоположностей «хорошо — плохо», «красиво — некрасиво», и потому «нельзя — можно»; школа развивает эти установки, позволяет их осознавать и осмыслять, укрепляет одни позиции и расшатывает другие, а затем формирует гражданское сознание юноши и выстраивает иерархическую структуру всей его системы ценностей. Таким образом, в университет молодые люди приходят уже сложившимися нравственно, эстетически и политически, религиозно или атеистически, в конечном счете — людьми, в основе своей уже интеллигентными или индивидуалистами, эгоистами, если не хамами, хапугами, хулиганами. …

Но в чем состоит в этом отношении миссия университета — исходя из того, что сознание поколений, входящих в жизнь в ХХ веке, отличается высоким уровнем рациональности, делать интеллигентность осознанным качеством молодого человека, понимающего его значение в жизни человечества на нынешнем этапе его исторического развития, понимающего значение недоступного прошлым эпохам единства человечества и соответственно приоритета общечеловеческих ценностей в жизнедеятельности личности. Именно высшая школа способна продолжить, укрепить и развить начатое в средней школе и в семье воспитание интеллигентности, разъясняя в ходе преподавания всех наук опасность для судеб человечества всех сил, которые разъединяют людей — национальной вражды, социально-классовых конфликтов, конфессиональной отчужденности, противостояния поколений, доказывая архаичность и потому реакционность националистического шовинизма, классовой борьбы, религиозного фанатизма, бунта «детей» против «отцов», и убеждая в исторической необходимости диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре.

Разумеется, достижение такой цели — непростая задача, она требует тщательной методической проработки и соответствующей подготовки преподавателей всех уровней, а значит — радикального изменения учебных программ педагогических университетов и переподготовки уже работающего педагогического персонала, но начать приходится с осознания и философского обоснования этой цели (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // anthropology.ru).

Завершается статья словами:

«Несомненно лишь одно — необходимо принципиально изменить целевую установку всей педагогической деятельности — с образования специалистов на воспитание интеллигентов, и совместными усилиями всех причастных к этому лиц разрабатывать еще неизвестные педагогике конкретные способы, приемы, процедуры, методы формирования интеллигенции» (Там же).

_________________________
* Здесь и далее выделено автором.

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − десять =