Николай Константинович Михайловский

Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик.

Теоретик народничества (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Всё здание Правды должно быть построено на личности…
высшим предметом служения может быть не красота, не истина, не справедливость, а только человеческая личность, цельная и полная»

Н.К. Михайловский

Хотя в первый период своей жизни Николай Константинович Михайловский придерживался революционно-демократических взглядов, внимание, которое в своей научно-публицистической деятельности он уделял личности, как субъекту познания, свидетельствует о глубоком понимании социологом значения ее полноценного развития. Это дает основание с глубоким уважением отнестись к наследию, оставленному мыслителем своим потомкам, и приведенные цитаты свидетельствуют о том, что со стороны исследователей интерес к его творчеству не угасает.

«Главное открытие Михайловского состоит в открытии связи между индивидуальностью как целостным состоянием личности и творчеством как откликом личности на целостное восприятие мира.

Михайловский определяет важнейшую для социологии и социальной психологии XX века позицию: личность суверенна и цельна не только в своем внутреннем самосознании, но и в социальном процессе, как в его экономических, так и исторических формах. Индивидуальность есть неделимое – вот формула, на которой возникла не только субъективная социология, но которая оказалась базовой для развития философской культуры XX века (особенно экзистенциализма).

Михайловский дает и базовые характеристики цельности личности: «Способность страдать и наслаждаться, которая неделимо резко отличает от органа, с одной стороны, и от общества – с другой». Это позволяет ему сделать важнейший вывод онтологического порядка: личность есть стремление от сложного к простому. От обилия взаимосвязей и взаимозависимостей с социумом, координирующих внутреннюю структуру личности и подчиняющих личность своим практическим нуждам, к цельности и панорамности восприятия личностью реальности.

Иными словами, по Михайловскому, цельное и панорамное восприятие личностью реальности дает полноценный творческий отклик на нее, а значит, в основе любого подлинно творческого акта должна находиться цельная личность, неделимая индивидуальность.

Правда, он не может указать в реальности пример реализации такой цельности, а предлагает некую воображаемую конструкцию, субъективный тип общественного развития через обоснование идеала. По мнению П. А. Пинтса, для Михайловского идеал просматривается в «соединении личности крестьянина, как идеального типа разночинной трудовой деятельности, с личностью интеллигента-разночинца, как идеального типа высшего духовного и нравственного развития» (Денильханова Р.Х. Проблема личности в творчестве Н.К. Михайловского // socionauki.ru).

Как подчеркивает автор приведенного отрывка, Михайловский «со временем скорректировал свои взгляды, в которых усилилась исторически-диалектическая сторона. Эта сложность и неоднозначность позиции мыслителя свидетельствует о необходимости сегодняшнего обращения к его наследию». Другой исследователь формулирует соответствующий вопрос и дает на него убедительный ответ:

«В чем же состоит методологическая ценность учения Михайловского с точки зрения современного знания? На наш взгляд, заслуга ученого заключается в том, что он стремился обосновать необходимость «теологического элемента» в социологическом исследовании, четко поставил и разработал проблему целеполагания в социальных процессах. Целеполагание является необходимым элементом любой человеческой деятельности, но особую роль оно выполняет в процессах социальных преобразований, в изменении старых и творчестве новых общественных форм.

Любая цель есть предвосхищаемый и желаемый результат, избранный из веера возможностей, идеально сконструированный образ этого результата, взятый во взаимосвязи со средствами его достижения. … Исследователи, специально занимающиеся этой проблемой, отмечали, что следует различать конкретные цели деятельности, то есть идеальные образы предметов (результатов) непосредственных действий человека, и более общие, абстрактные цели — стремления, то есть представления о некотором общем благе — идеалы, ради которых и осуществляется эта деятельность. Таким образом, в иерархии целей неизбежно присутствует окончательная цель — такое мыслимое предельное благо, которое является конечным основанием деятельности. Его и принято называть идеалом. …

Напрасный труд — искать в работах Михайловского и его единомышленников четкие представления о конкретных чертах «идеального» общественного устройства. Ясно лишь одно, что это будет реальное претворение в жизнь принципов свободы, равенства и солидарности людей. Этот идеал существует в умах «критически мыслящего меньшинства», то есть представителей разночинной интеллигенции» (Масленников В.А. Учение Н.К. Михайловского об общественном идеале // cyberleninka.ru).

 г.

К РУБРИКЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − одиннадцать =