«Открытость — способность открыто выражать себя, проявляя свои чувства и эмоции, способность самоутверждаться, раскрывая все свои способности, себя во всей полноте» (Психологическое просвещение, — b17.ru).
«Открытость как качество личности – готовность к осознанию самого себя без чувства угрозы от восприятия новой или даже нелицеприятной информации о себе» (Ковалев П.Д. Открытость, — podskazki.info).
Как качество личности, открытость является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
«В число ценностных доминант русской культуры входят: духовность, соборность, «служение Отечеству», совестливость, ответственность, свобода, «правдоискательство», справедливость и нравственность. Образ русского народа в умах людей других стран складывается из таких ментальных черт, как радушие, вера, доброта, храбрость, удаль, открытость, всепрощающая любовь, отзывчивость, жертвенность, патриотизм.
Лингвокультурный типаж «русский интеллигент» является значимым типажом для русской культуры, поскольку образ жизни русской интеллигенции, её ценности и идеология являются неотъемлемой частью русского национального самосознания и культуры, равно как и одним из образов России в восприятии ее представителями других культур» (Ярошенко О.А. Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент»).
«Свобода творчества, свободная конкуренция и плюрализм идей, рынок услуг и общественных инициатив, альтернативность, свободные выборы, демократия прямого действия, открытость внешнему миру, общечеловеческие ценности гуманизма, демократии, толерантности и социального партнерства — все эти либеральные идеологические представления и ориентиры полностью были созвучны умонастроениям, взглядам и настроениям, возобладавшем в среде творческой интеллигенции к концу 80-х годов» (Анциборова Л.С. Социально-политическая роль творческой интеллигенции в советском обществе 60-80-х годов ХХ век).
«Обобщая размышления об интегральном характере интеллигентности, выделим ее сущностные качества в их неразрывной целостности:
— открытость диалогу с людьми, миром, историей и культурой;
— творческая активность, ответственное отношение к своему призванию в жизни;
— умственная и духовная самостоятельность;
— гармоническое сочетание интеллектуальных, нравственных и эстетических сторон развития личности» (Галицких Е.О. Интеллигентность — основа становления будущего педагога).
Открытость — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания открытости — интерес к открытости как качеству личности, уважительное отношение к открытым людям, стремление быть открытым человеком, критическое отношение к замкнутости.