Понятовская Е.В. Диалоги об интеллигентности

25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысливания фундаментальных положений, закладываемых в основы становления личности. По мнению обществоведов, педагогов и психологов, современная ситуация характеризуется отсутствием высоконравственной “идеи, скрепляющей общество” (Ф.М. Достоевский). Сегодня, как никогда, нужен идеал воспитания. А.И. Герцен говорил, что личность воспитывается в силу формирования в ее внутреннем мире определенного образца.

Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознанию. Концепция нового воспитания вобрала в себя характеристику воспитания интеллигентного человека.

Суммируя мнения ученых М.М. Бахтина, В.С. Библира, Л.Г. Викторовой, В.В. Краевского, А.В. Соколова, мы считаем, что интеллигентность может включать следующие компоненты: самоопределение, готовность к профессиональной деятельности, эрудицию, творческую способность.

Самоопределение – свидетельство морально-этической зрелости человека: осознание общечеловеческого нравственного закона, цели и смысла личной жизни, идеалов, принципов, долга и совести, владение культурой диалога.

Готовность к профессиональной деятельности – совокупность личностных и профессионально обусловленных требований к получению профессии и в дальнейшем ее осуществление.

Эрудиция – приобретение глубоких, основательных познаний в какой-либо области умственного труда, а также общей разносторонней образованности.

Творческая способность – способность создавать новые духовные культурные ценности, включая усовершенствование, разъяснение, критическую оценку уже созданного.

Мы считаем, что интеллигент – это самоопределившийся, эрудированный, творчески одаренный человек, готовящий себя к получению профессии и осуществлению профессиональной деятельности.

Исследования, проводимые в Ангарском педагогическом колледже, показали: студенты затрудняются дать определения “интеллигентность” и “интеллигент”, однако отмечают, что “современный учитель должен быть интеллигентным человеком”, это позволит ему “быть внимательным по отношению к детям”, “соблюдать права личности”, “заложить нравственные ценности в детях”. Большое количество интеллигентов в стране, по их мнению, показатель страны в целом. Это, прежде всего, люди высокой нравственной культуры, качества же учителя как интеллектуала, предметника ставятся ими на второе место. Судя по представлениям студентов об учителе-интеллигенте, даже простое перечисление нравственных качеств, характеризующих интеллигентность, получается весьма объемным, однако в основном они сводятся к описанию внешних качеств.

Сегодня интеллигенция востребована. Она раньше исторически была совестью нации, олицетворением борьбы за справедливость. Интеллигентам не было свойственно равнодушие ко всем жизненным проявлениям. Сегодня интеллигенция востребована потому, что именно она может создавать образ будущего, должна сказать свое слово о том, как жить, какого человека формировать.

А как им стать? На сегодняшний день в различных концепциях воспитания, программах, методических разработках и даже в государственных документах по образованию пока еще формированию этого важнейшего качества человеческой личности не уделено достаточного внимания. Здесь открывается широкое поле действий.

Работа по формированию интеллигентности должна пронизывать весь образовательный процесс. Основной формой, на наш взгляд, является встреча-диалог. Диалог – это не только последовательный обмен информацией, оценками между людьми, не просто контакт на уровне речевых высказываний. Диалог – общение, при котором собеседники воспринимаются как равные участники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. В диалоге важно не только овладеть умением отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней. Диалог – прием побуждения ребенка к самовоспитанию. Учитывая склонность детей к задушевной беседе, педагогу необходимо овладеть искусством диалога и научить ему детей.

Примерная тематика встреч-диалогов с учащимися:

  • Интеллигенция и интеллигентность. Сущность и происхождение понятий.
  • Интеллигенция – это явление мировое или специфическое российское явление, неизвестное другим европейским странам?
  • Интеллигентность является качеством характера или профессиональным качеством?
  • Функции интеллигенции.
  • Интеллигентами рождаются или становятся?
  • Компоненты интеллигентности.
  • Интеллигентность обеспечивается образованием? Самообразованием? Воспитанием?
  • Заповеди интеллигентного человека и др.

Цель диалогов об интеллигентности — расширение представлений о явлении интеллигенции, ее месте и роли в обществе; компонентах интеллигентности; роли образования и самообразования в формировании интеллигентности как комплекса качеств личности.

Приведем примеры материалов, используемые при организации и проведении “Диалогов об интеллигентности”.

  1. Опросный лист “Смысл понятия “интеллигент”.

Некоторые видные деятели отечественной науки и культуры (действительный член Академии медицинских наук РФ Н.А. Агаджанян, писатель Б. Васильев) считают, что в основе общего кризиса, поразившего Россию, лежит духовный кризис, преодоление которого невозможно без участия интеллигенции, без повышения ее роли в жизни общества.

В нашей речи можно насчитать более десятка слов, происходящих от латинского intellectus (ум, разум, рассудок, понимание): интеллект, интеллектуал, интеллигент, интеллигенция, интеллигентный и др. При этом в некоторые из них в разных случаях может вкладываться разный смысл.

Какой смысл вкладываете вы?

  • интеллигент – это…
  • интеллигентность – это..
  1. Информация к дискуссии.

Знаете ли вы сущность и происхождение понятий? История обращения к понятиям “интеллигенция” и “интеллигентность” в XIX веке крайне сложна и запутанна. Бесспорно здесь то, что “интеллигентность” — собственно русское слово, хотя были неудачные попытки самостоятельного создания подобного слова на Западе. С. О. Шмидт пишет, что Бальзак в 30-е годы “возымел идею организовать особую партию интеллектуалов с печатными органами, где можно было бы публиковать и собственные сочинения. И предлагал назвать это сообщество «партией интеллигентов» (parti intelligenties) 23 августа 1835 года он писал Э. Ганской, что «такое название мало располагает к шуткам, но к подобной партии лестно будет принадлежать», и издания эти «объединят серьёзные умы».

Однако придуманное Бальзаком слово во французском языке не привилось, укрепилось другое — «intellectuels»; там вообще отсутствует такое слово собирательного значения. Слово «интеллигенция» пришло во французский язык (как и в английский) позднее из России: во французском словаре «Nouveau Larousse universelle» оно («intelligensia») названо русским словом, обозначающим класс интеллектуалов данной страны” [Там же, с. 72].

В XIX веке в России слово “интеллигенция” отнюдь не имело того более или менее определённого значения, которое оно приобрело позднее, в начале XX века.

Часто приписывают введение слова “интеллигенция” писателю П. Д. Боборыкину. Эта версия принята и в энциклопедических словарях — от дореволюционного (братьев Гранат) до однотомного советского 1989 года. Боборыкин сам объявил себя «крёстным отцом» слова «интеллигенция», «пущенного в русскую журналистику» им в 1866 году, а так же слов «интеллигент» и «интеллигентный». Об этом писатель сообщал в статьях 1904 и 1909 годов, объясняя, что он придал слову «интеллигенция» то значение, какое оно из остальных европейских литератур и пресс приобрело только у немцев — «то есть самый образованный, культурный и передовой слой общества известной страны» (1904). В статье 1909 года… Боборыкин утверждает, что «под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой нашего общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всём протяжении XIX и даже последней трети XVIII века»”

Похожую трактовку дают, например, словарь В. И. Даля (2-е изд. 1880 г.), словарь М. И. Михельсона “Ходячие и меткие слова”. У Даля: “Интеллигенция (в значении собирательном) — разумная, образованная, умственно развитая часть общества”. У Михельсона: “Интеллигенция — образованная, умственно развитая часть жителей”.

Сегодня в литературе под интеллигентностью подразумевается:

  • плод воспитания и образования (в немалой степени — самовоспитания и самообразования);
  • показатель профессиональной воспитанности;
  • сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры;
  • совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, которые считаются носителями культуры.

А интеллигенты – это:

  • представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель);
  • человек, обладающий умственной порядочностью;
  • люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам;
  • проводник профессиональной и личностной культуры, важными составляющими которой являются патриотизм, порядочность, доброта, ответственное отношение к своему делу.

В общественном сознании интеллигентность также ассоциируется с определенным состоянием нравственности.

Многократно высказывалась мысль, что интеллигенция – это специфическое российское явление, неизвестное другим европейским странам.

Таким образом, интеллигенция — категория историческая, ограниченная к тому же географически, особый социально-психологический тип человека, а интеллигентность — это состояние души. Это состояние может возникнуть тогда, когда человек работает и живет в особой одухотворенной атмосфере, которая возникает, когда рядом с ним находятся такие же интеллигентные люди. Лучше говорить в этом смысле об интеллигентности как о качестве личности, которым в идеале должны обладать все, не только избранные. И подобная установка может быть врожденной, либо воспитанной с детства, может также быть приобретенной в жизненном опыте или обучении, но ни образование, ни научная деятельность не гарантируют ее приобретения.

  1. Поисковая ситуация: определите признаки, функции, качества интеллигента, изобразите его образ с помощь различных средств выразительности (художественные, вербальных, музыкальных и других средств).
  2. Информация к размышлению по проблеме “Истоки интеллигентности”.

В формировании интеллигентности важнейшую роль играет социальный микроклимат, создаваемый семьей, ближайшим окружением. А. Блок был сыном профессора юриспруденции, вырос в семье деда —- профессора ботаники и ректора Петербургского университета. Его мать, тетки и бабушка были писательницами и переводчицами. Последняя была знакома с Н.В. Гоголем, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, многими другими писателями и поэтами. Женился А. Блок на дочери Д.И. Менделеева. Такими же “потомственными интеллигентами” были художник В. Серов, писатели В. Вересаев, М. Булгаков, поэт Б. Пастернак. Все они с рождения росли и воспитывались в атмосфере высоких мыслей и чувств, в общении с людьми науки и искусства.

Суть воспитания заключается не столько в усвоении правил поведения (хотя они и важны), сколько в формировании внутренней культуры, духовного содержания личности. В свою очередь, это невозможно без напряженной работы ума и сердца, без систематического самоконтроля, иначе говоря — без самовоспитания. Самовоспитание — процесс непрерывный и трудный, но это — основа формирования личности, тем более в условиях неблагоприятных. Именно в таких условиях начинали свою жизнь “интеллигенты в первом поколении” А.П. Чехов, И.Е. Репин, A.M. Горький.

Отец А.П. Чехова — мелкий лавочник, натура торгашеская (он и детей приучал обманывать покупателей), деспотическая. Вот какие впечатления вынес писатель из родного дома: “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”. В одном из писем он излагает историю развития молодого человека, вышедшего из такой среды, которому приходится по каплям выдавливать из себя раба, чтобы почувствовать себя человеком. Фактически это история самого А.П. Чехова.

И.Е. Репин родился и вырос в бедной солдатской семье в глухом провинциальном городке. Грамоте учился у пономаря, арифметике — у дьячка. Правда, много читал, и чтение пробуждало в нем художественное воображение. Только в 34-летнем возрасте он начал систематическое образование вольнослушателем в Петербургской академии художеств, продолжая испытывать крайнюю нужду. И в какой круг творческой интеллигенции вошел он позднее и вошел на равных! И.Е. Репину позировали Н.И. Пирогов и Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и И.П. Павлов, И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, десятки других выдающихся деятелей русской науки и культуры. Большинство из них стали его близкими друзьями. Сам он известен не только как великий художник, но и как незаурядный литератор.

“Свинцовые мерзости жизни”, доставшиеся A.M. Горькому в детстве и юности, его упорная работа над собой, описаны им в автобиографических произведениях “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”.

В одних и тех же социальных условиях развитие личности может идти по-разному. Старшие братья А.П. Чехова Александр и Николай, талантливые от природы (один — литератор, другой — художник), доставили Антону Павловичу много огорчений тягой к спиртному, грубостью в семье, бытовой неряшливостью, малодушием.

  • расскажите о литературных героях, известных людях, в наибольшей степени соответствующих идеалу интеллигентности.

В значительной мере прав А.И. Солженицын, утверждая, что формирование интеллигенции — это не массовое, а штучное “производство”. По его мнению, могут быть интеллигентные семьи, но “все же по смыслу слова интеллигентом человек становится индивидуально…, в пределах индивидуального поведения, а не рода работы и социального положения”.

  • Как вы думаете, имеет ли интеллигентность связь с образованием?

Вопрос кажется наивным, поскольку всегда интеллигенция составляла самую образованную часть общества. Образование способствует развитию личности, но не определяет автоматически его интеллигентность.

  1. Прочитайте приведенные высказывания и определите, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение.

Высказывание 1. Воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор еще не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает.

Человек, получивший воспитание… имеет, как бы, две природы — одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.

Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий… Без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни.

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли.

Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. (В.М. Бехтерев “Вопросы общественного воспитания”)

Высказывание 2. Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным, разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова.

Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем. (Н.А. Рубакин “Что такое образованный интеллигентный человек?”)

Высказывание 3. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

  1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действия.
  4. Решительность с правом ответственности за поступок.
  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.
  7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на cтрасти издерживать.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
  2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
  3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

Высказывание 4. Определения воспитанного человека А.П. Чехова.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’ e.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…

Что вы добавили бы? Что убрали? Почему?

  1. Моделирование образа интеллигентного человека.
  • Давайте попробуем записать качества интеллигентного человека. Варианты качеств предложенных студентами: образованность, воспитанность, вежливость, уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к другим, доброта, отзывчивость, нравственные принципы (идеалы); патриотизм, героизм, скромность; великодушие, добросовестность, ответственность, преданность во всём.
  • Можно еще называть много качеств, но давайте имеющиеся распределим по блокам и создадим формулу, модель интеллигентности по следующим ключевым компонентам: самоопределение, готовность к профессиональной деятельности, эрудиция, творческая способность.

Выскажите свою позицию — сформированное одно из перечисленных качеств, признаков способно ли превратить человека в интеллигента. Вывод: интеллигентность определяется не мягкими манерами, гладким красноречием, привлекательной внешностью, а богатством внутреннего духовного мира. Это богатство частично предопределено генетически унаследованными задатками и талантами, но главный духовный капитал приобретается за счет образования (как в учебном заведении, так и вне его) и особенно – самообразования и самовоспитания. Получается: интеллигент – это самоопределившийся, эрудированный, творчески одаренный человек, готовый к осуществлению профессиональной деятельности. Интеллигентом нельзя притвориться! – Вот ведь какая штука. Можно притвориться умным, добрым, а вот интеллигентным – нельзя.

В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера и современный педагог – это, несомненно, интеллигент в широком понимании этого понятия, деятельность которого ощутимо сказывается во всех сферах жизни. В 1999 году в нашей стране прошел Конгресс российской интеллигенции, в заключительном документе которого записано следующее: “Интеллект плюс совесть — это формула возрождения России”. Продолжим – это формула интеллигентности.

Список использованной литературы

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М.,1998
  2. Горожанин. Л.С.Об Интеллигентности. Беседы со студентами. – Иваново: 2001 ИвГМа., 2001. – 40с.
  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Д., 1999.
  4. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема
  5. Краевский В. В. По ухабам времени:: интеллигенция и образование // Народное образование», 2004, №2
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2003
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М., 2003
  8. Лихачев Д.С.О русской интеллигенции // Новый мир. — 1993.- No2.- С. 3- 9.)
  9. Нечаев В.Я. Интеллигентность и образованность
  10. Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигентности
  11. Петров Ю.П. Студент педвуза: поиск стимулов к развитию интеллигентности // Проблемы воспитания студентов в современном вузе. Екатеринбург, 1997. Ч.1. С.108-112;
  12. Рогов Е.М. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д., 1996
  13. Русская философия: Словарь /Под ред. М.А. Маслина. -М., 1999.
  14. Соколов А.В. Гуманитарное студенчество постсоветской России //Педагогика. – 2004. – №8. – С. 40
  15. Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности.-Казань.,2002.-272 с.
  16. Фадеева Л.А. Это странное слово «Интеллигенция»// Мир образования. 1997. № 3. С.17

http://festival.1september.ru/articles/312854/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 + пятнадцать =