«Гордость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — ru.wikipedia.org).
«Гордость как качество личности – способность испытывать выраженное желание самоуважения за свои действительные достижения, чувство удовольствия от собственных успехов или достижений других людей, с которым человек идентифицируется, чувство удовлетворения от осознания важности, значительности чьей-либо деятельности» (Ковалев П.Д. Гордость, — podskazki.info).
Как качество личности, гордость является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
«Основными характеристиками, находящимися в ближайшем окружении слова «интеллигентный» и выступающими к нему как синонимы, раскрывающие его смысл, являются: «порядочный», «образованный», «университетский», «либеральный», «интересный», «доброжелательный», «добрейший», «прекрасный», «хороший», «гордый» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции).
«С точки зрения В.М. Шукшина, в интеллигентном человеке не только «неспокойная совесть, ум, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость, но главное — «сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное» (Галицких Е. Интеллигентность — основа становления будущего педагога).
«Я за разные типы средних школ. Только тогда учащиеся будут гордиться своей школой, своими учителями. Надо возродить в учащихся гордость своими знаниями, своим умением в той или иной области. Нельзя отделять труд от учения. Учение, приготовление уроков, пребывание в классе — это и есть труд, труд упорядоченный, приучающий к аккуратности, к чувству долга за приготовление к занятиям.
Но я слишком много, кажется, говорю о средней школе… Это не случайно, ибо средняя школа, как и семья, в первую очередь воспитывает интеллигентность» (Лихачёв Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности).
Гордость — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания гордости — интерес к гордости как качеству личности, уважительное отношение к гордым людям, стремление быть гордым человеком, критическое отношение к гордыне.
«Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого; надменность, высокомерие. Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Смирение паче гордости» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Как следует из определения, Даль гордость и гордыню отождествлял. Причина, вероятнее всего, в том, что он не чувствовал за собой право вносить в язык свои коррективы, поэтому констатировал, что есть. Так до сих пор и сохраняется, — два противоположных по нравственной нагрузке понятия, к сожалению, считаются синонимами.