Грамотность

«Грамотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др.-греч. — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, — ru.wikipedia.org).

«Грамотность – это тот код, тот пароль, с помощью которого культурный человек узнает другого культурного человека» (Скороходова Е.Н. Зачем нужно грамотно писать, — elenaskor.rusedu.net).

Как качество личности, грамотность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Грамотность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Не помню, кто сказал, что грамотность — последнее прибежище интеллигента. Грамматика держит всю структуру, и незнание, несоблюдение грамматики — признак расшатанности менталитета» (Игорь Волгин — о Достоевском, терроре, культурном коде и судьбах мира).

«Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью» (Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности).

«Признание компетенции образованного слоя на создание этико-философского дискурса общества обусловлено тем, что благодаря владению грамотностью он выступает не только носителем профессиональных знаний и управленческого опыта, но получает возможность приобретения и широкого распространения общих для всех идей и символов новой культурной гомогенности, выражающей и предопределяющей меру и направленность модернизационных процессов. И в этом, как подчеркивает П.Н. Милюков, российская интеллигенция являет собой не сугубо российский феномен, а элемент социальной структуры любого цивилизованного общества» (Келеман Л.А. Интеллигенция как образованный слой российского общества).

Грамотность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания грамотности — интерес к грамотности как качеству личности, уважительное отношение к грамотным людям, стремление быть грамотным человеком, критическое отношение к безграмотности.

К СПИСКУ:

Грамотность: 1 комментарий

  1. «Грамотник м. грамотница ж. грамотчик м. грамотчица ж. грамотей м. грамотея, грамотейка ж. грамотуха об. или грамотный прил. кто знает грамоти, умеет читать, или читать и писать; первого назыв. полуграмотным, мало- или скудограмотным; а вовсе не умеющего: не- или безграмотным. Грамотчик, грамотей также учитель грамоте. Грамотей, не пахарь, не работник. Грамотницу взять, станет праздники разбирать. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не будь грамотен, будь памятен. Ныне много грамотных, да мало сытых. Люди неграмотны, а пряники едим писаные» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

    «Правильная постановка ударения признак культурной, грамотной речи. Неправильное ударение в слове говорит об уровне образования, культуры и интеллигентности человека и в определенных кругах может вызвать сомнение в его профпригодности» (Уханкина М. О, прелесть речи чистой! Проблемы современного языка // Учительская газета, №01 от 5 января 2021).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − 8 =