Интеллектуальность

«Интеллектуальность — интенсивность выполнения умственных операций» (Ведмеш Н.А. Интеллект, — https://psihomed.com).

«Интеллектуальность как качество личности –  способность координировать, накапливать знание, помогать обретать его людям,  сделать развитие разума  основным жизненным приоритетом» (Ковалев П.Д. Интеллектуальность Интеллектуал Интеллектуальный, — http://podskazki.info).

Как качество личности, интеллектуальность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.

Интеллектуальность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Интеллигентность обязательно включает в себя интеллектуальность. Она является необходимым свойством современной (и, думаем, будущей) интеллигенции. Интеллектуал по определению может быть деспотом, циником, эгоистом. Но интеллигент — это профессионал (интеллектуал) наиболее развитый в духовно-нравственном плане» (Ишимская Е.В. Методология исследования интеллигенции: проблемы и перспективы).

«… «интеллектуальность» — имеет непреходящее общественное значение не только в контексте специфики постиндустриального общества с присущим ему ростом сферы услуг, обусловливающим высокую потребность в работниках, обладающих прежде всего прочими качествами интеллигентности. Оно становиться всё более значимым в более широком цивилизационном контексте в связи с научно-техническим прогрессом, ростом глобальных проблем человечества, усложнением всей системы общественных отношений, формированием «общества риска». К тому же, интеллектуальность, исходя из её этимологии, объединяющей её в нераздельное целое с интеллигентностью (оба слова восходят к лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), является центральной, «несущей» составляющей, ядром последней» (Дорошин Б.А, Махтина С.А. Парадигмы высшего образования: интеллигентность, интеллектуальность и потребительское медиа-мышление).

«Главные дифференциальные признаки лжеинтеллигенции — подмена духовности и культуры этикетом, отказ от решения фундаментальных вопросов и в то же время стремление высказываться по частным проблемам, о которых у данной группы имеется довольно смутное представление, подмена интеллигентности интеллектуальностью» (Корносенков С.В. Концепт «интеллигенция» в современном российском языковом сознании).

Интеллектуальность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания интеллектуальности — интерес к интеллектуальности как качеству личности, уважительное отношение к интеллектуальным людям, стремление быть интеллектуальным человеком, критическое отношение к интеллектуальной ограниченности.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − 7 =