«Разумность — 1. способность мыслить; 2. соответствие здравому смыслу, правильность» (Викисловарь, — ru.wiktionary.org).
«Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие» (Ковалев П.Д. Разумность (Разумный), — podskazki.info).
Как качество личности, разумность является одним из элементов кластера профессионализма, способствуя удовлетворению потребности в самоактуализации посредством конструктивной самореализации.
«Интеллигенция, в знач. собират. разумная, образованная, умствено развитая часть жителей» (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).
«Для того, что мы называем «интеллигентностью», «культурностью», в XVIII в. синонимом была «светскость», в средние века — «вежество», куртуазия, в древности — humanitas, причем определялась эта humanitas на первый взгляд наивно, а по сути очень глубоко: во-первых, это разум, а во-вторых, умение держать себя в обществе. Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т. е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других» (Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность).
«Интеллигентность представляет собой качество, сопрягающее в себе разумность с нормативно-ценностным мышлением человека, гармонизирующее и примиряющее разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазиями и иными иррациональными моментами» (Ларионова Е. Природа и сущность понятия интеллигентность).
Разумность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания разумности — интерес к разумности как качеству личности, уважительное отношение к разумным людям, стремление быть разумным человеком, критическое отношение к глупости.
«До 60-х годов XIX в. слово интеллигенция употреблялось в значении «разумность, сознание, деятельность рассудка» (Виноградов В.В. История слов. Интеллигенция).
«Для интеллигента важен этический критерий всех поступков, разумность, взвешенность и долженствование при выполнении различных видов задач. …
В практической деятельности интеллигент не только проявляет максимальные возможности своего интеллекта, но своими поступками он показывает пример разумности и этико-эстетических норм существования» (Красникова В.П. Природа интеллигенции).