Какова взаимосвязь между духовностью и интеллигентностью?

Для русского человека высшей степенью проявления конфессиональной духовности является монашеское служение, высшей степенью проявления духовности светской — интеллигентность. Если параллель продолжить, можно прийти к выводу, что высшим смыслом монашеского служения является святость, а высшей степенью проявления интеллигентности – гармония в межличностных отношениях.

Олег Михайлов
14 сентября 2011

Какова взаимосвязь между духовностью и интеллигентностью?: 1 комментарий

  1. «Интеллигентность определяется не владением хорошими манерами или иностранными языками, не умением сочинять стихи или ставить спектакли, не способностью понимать Платона и Гегеля (хотя по многим сущностным обстоятельствам деятельность интеллигента связана с этими навыками). В первую очередь это потребность и способность соотносить свою жизнь и профессиональную деятельность с общими проблемами бытия, с сохранением и утверждением духовности и душевности человеческого существования в мире» (Праздников Г.А. Мир человека и жизненная позиция интеллигента).

    «Главным признаком интеллигентности следует считать, во-первых, преобладание духовных интересов над материальными… во-вторых, уважительное отношение к «другому», «чужому», отношение, переходящее в служение людям…» (Яковкина Н. И. История русской культуры XIX век).

    «Непременная черта интеллигентности — внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе» (Л.Н.Дорогова и др. Интеллигенция и культура России).

    «Интеллигентность» это свойство людей обладать особым духовным миром и духовными потребностями, это способность ценить и уважать духовный мир другого человека, может быть и очень непохожий на собственный» (Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня).

    «Интеллигентность, как свойство человека, основана на духовности, деятельности духа. Интеллигентность включает в себя сознательную часть деятельности духа, разумную, интеллектуальную, рациональную. Интеллигентность – это часть духовности в когнитивно-аксиологическом понимании.

    Если рассматривать духовность как свойство психики человека, то эти свойства даны человеку от рождения. Интеллигентность необходимо в себе воспитывать. Необходимо воспитывать потребность самосовершенствования и действовать согласно этой потребности. В этом интеллигентность и духовность едины. Без ценностной ориентации интеллигентность невозможна. Духовные чувства являются составной частью интеллигентности» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Но христианская вывеска – еще не гарантия того, что под ней будет подлинная цивилизация веры и любви. Христианство тоже может стать привычным, обыденным, может прикрывать собой клубок острых проблем и противоречий, давая привычные ответы на злободневные вопросы, и повторение этих ответов людей думающих и глубоко чувствующих уже не будет удовлетворять.

    Примерно так и получилось в России XIX века – и в ней возникла интеллигенция, по сути, новый орден со сходной целью: обрести смыслы, сберечь их, донести до людей, показать им, как можно добродетельно жить, и преобразить их жизнь изнутри. Только вот вера в Бога уже не являлась для этого ордена обязательной, а по сути, часто воспринималась как помеха. И этот орден взорвал изнутри мир, в котором родился, и его самого разметало обломками взрыва: кого в парижские предместья, кого на Колыму, кого поближе к кремлевским распределителям…» (Десницкий А.С. Церковь и интеллигенция: так что же общего?).

    «Интеллигентность как свойство человека основана на духовности. Понятие духовности принято рассматривать в двух смыслах: в религиозном и светском. В религиозном смысле духовность отражает степень преображения человека Божественной благодатью. В светской трактовке она означает качество человека-творца, наделенного развитым интеллектом и нравственностью. Сочетание интеллекта и нравственности в педагогической науке обозначают понятием «эмоциональный интеллект», или, как в России XIX в., «осердеченный ум»» (Данюшенков В.С., Машарова Т.В. Миссия гуманитарного университета — воспитание интеллигентности).

    «Интеллигентность нуждается в среде, среда же интеллигентная тает, рынок вымывает ее, разносит по ларькам, лавкам, биржам, банкам, набирая себе людей с безжалостной хваткой. Духовность и прочие качества как бы отодвинуты (могу оговориться — пока что отодвинуты). Превращение идет быстро. Посмотришь, и там, где были благородные, светлые, а может, исполненные печалью и раздумьями лица, торчат свиные рыла» (Гранин Д.А. Интеллигенция в отсутствие Аполлона и райкома).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь − один =