Что такое комплекс интеллигентности?

Качествами, характеризующими носителя интеллигентности[1], являются патриотизм, порядочность и профессионализм, которые вместе с остальными образуют целые кластеры качеств[2], в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности[3]:

На данном ресурсе[4],[5] неоднократно приводились аргументы по поводу того, почему именно эти качества являются почитаемыми на Руси и почему именно они отличают истинных интеллигентов, — наиболее достойных людей России. Поиском подобного комплекса русские люди занимались всегда и, судя по качествам, характерным для истинных интеллигентов, к началу XX столетия они были близки к разгадке. Но дальнейшие события не позволили ему внедриться в менталитет русского народа. «После революции 05 — 07 годов начался тихий процесс поляризации интеллигенции: поворота интересов студенческой молодежи и медленного выделения еще очень тонкого слоя с повышенным вниманием ко внутренней нравственной жизни человека, а не ко внешним общественным преобразованиям. … Однако этому неслышному хрупкому процессу выделения нового типа интеллигенции (вслед за тем расщепился бы и уточнился сам термин) [речь идет о тех, кого называют истинными интеллигентами, — прим. О.М.] не суждено было в России произойти: его смешала и раздавила первая мировая война, затем стремительный ход революции»[6].

В годы советской власти попытки возвращения к этому комплексу были совершены в 1961 году при составлении морального кодекса строителя коммунизма[7]. А, поскольку он создавался представителями пусть коммунистически пропитанной, но русской интеллигенции, его текст, за некоторыми исключениями, фактически представляет собой комплекс интеллигентности, подвергнутый декомпозиции:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

И, несмотря на то, что по свидетельству Бурлацкого Ф.М., создавался он «после крепкой вечерней пьянки»[8], и этот факт, и его содержание свидетельствуют о том, что, как шило в мешке, так и исторически сложившиеся ценности русского народа не только политическими идеологиями, но даже пьянками не уничтожить.
___________________________
1. См. Что такое интеллигентность?
2. См. Кластеры качеств.
3. См. Свойства личности на службе удовлетворения потребностей.
4. См. Краткий очерк о носителях интеллигентности.
5. См. Почему подсознательно русские люди тянутся к интеллигентности?
6. Солженицын А.И. Образованщина.
7. См. «Моральный кодекс строителя коммунизма».
8. См. Беседа главного редактора журнала “Российский адвокат” Р.А.Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф.М.Бурлацким (https://kpss-ru.livejournal.com/94045.html).

Олег Михайлов
9 сентября 2011

Что такое комплекс интеллигентности?: 1 комментарий

  1. «Интеллигентность представляет сложный клубок, переплетение причинных связей и взаимодействий. Ее подсистемы детерминированы целым и сами детерминируют друг друга и целое. Задача исследования интеллигентности как целостной системы заключается не только в том, чтобы выявить механизмы этой взаимной детерминации, но и объяснить, почему интеллигентность, будучи целостной системой, вместе с тем очень часто не представляет гармоничной целостности, в которой все элементы были бы равнозначно развиты. Речь идет о том, что в человеке высокий уровень умственного развития не всегда сочетается с высокой нравственностью, с другой стороны, наличие определенных нравственных качеств часто не сопрягается с интеллектуальным потенциалом.

    Функциональный аспект анализа интеллигентности раскрывает механизмы как внутреннего функционирования (взаимодействие подсистем), так и внешнего функционирования (взаимодействие со средой). Функциональный аспект системного анализа интеллигентности может быть рассмотрен в русле комплексного исследования ценностных ориентаций человека» (Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности).

    «Признание наличия системного характера позволяет нам, используя интегративный подход, обобщить содержание наиболее часто встречающихся свойств, подвести их к более широким понятиям и тем самым привести структуру интеллигентности к более простому варианту, сохраняющему, однако, ее исходные сущностные свойства. Все многообразие этих свойств в конечном итоге тяготеет к трем основным: интеллектуальным, нравственным и этическим, представляющими собой некий остов или, по определению В.Р. Веселова, «несущую конструкцию» интеллигентности. …

    В целом качество интеллигентности может быть определено как целостная интеллектуально-нравственно-этическая сущность, гармонизирующая интеллектуальное и нравственные начала в человеческой жизнедеятельности» (Келеман Л.А. Качество интеллигентности: эталонный образ и его реализация на личностном уровне).

    «Если западноевропейские мыслители в поисках определенности интеллигентности «уходили» в сферу умозрительной систематизации, а восточные концентрировались на совершенствовании собственного духовного опыта, тяготеющего к мистицизму и интуитивизму, то российская мысль ориентировалась, прежде всего, на текущие вопросы и господствующие интересы российского народного и частного бытия. Поэтому при всей обстоятельности концепций, развиваемых в рамках как западноевропейской, так и восточной традиций для осмысления интеллигентности, как универсального качества особую гносеологическую значимость представляют и учения российских философов. …

    Это предполагает возможность и необходимость обращения к историко-философскому анализу, позволяющему, во-первых, увидеть процесс появления, осознания и осмысления данного качества как универсальной сущности человека, а, во-вторых, откорректировать наше, излишне политизированное представление об интеллигентности» (Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии).

    «… в современной трактовке интеллигентность понимается как интегративное качество человека, которое включает в себя гармонично развитую духовно-нравственную, профессионально-трудовую и гражданскую культуру» (Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня связывается с понятием интеллигентности» (Моисеев Н. Н. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2, с. 115).

    «К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
    — обостренное чувство социальной справедливости;
    — приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
    — следование велениям совести, а не внешним императивам;
    — тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
    — способность к состраданию;
    — идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию» (Калашник Н.Г. Функции Густосологии в воспитании интеллигентности современного молодого человека).

    «Социально-педагогические (интегрирующие) условия эффективного субъектно-ориентированного педагогического процесса, направленного на воспитание у студентов качеств интеллигентного человека, …, представлены в нашем исследовании необходимостью формирования культурно-образовательного пространства, ориентированного на воспитание в процессе профессиональной подготовки интеллигентности как интегративного качества личности, на воспитание Человека, Гражданина, Профессионала» (Фунтикова Н.В. Педагогические условия воспитания интеллигентности у студентов университета).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 1 =